Artiks Российское Законодательство (RZ4) - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Консультант Плюс
Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"


Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

написать письмо

Основные изменения налогового законодательства с 2008 года (Часть 3)

18.12.2007-24.12.2007
Скачать (334 kb)

Оглавление | 1 | 2 | 3 | 4 | 5

   Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ)

   Расходы на приобретение имущества стоимостью менее 20 тыс. рублей признаются единовременно (..)

   Начиная с 2006 г. для целей бухучета организации получили возможность не начислять амортизацию по активам со стоимостью не более 20 тыс. руб., учитывать их как материально-производственные запасы. Это было предусмотрено изменениями в Положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, внесенными Приказом Минфина России от 12.12.2005 N 147н.

   Теперь аналогичные изменения внесены и в Налоговый кодекс РФ. Размер первоначальной стоимости, при которой имущество признается амортизируемым, повышен с 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб. (изменения в п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). По имуществу со стоимостью 20 тыс. руб. и менее амортизация не начисляется, затраты на приобретение такого имущества можно будет единовременно учесть как материальные расходы (согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). К амортизируемому имуществу относятся не только основные средства, но и нематериальные активы. Поэтому по НМА со стоимостью 20 тыс. руб. и менее также не будет начисляться амортизация.

   Исключительные права на программы для ЭВМ стоимостью от 10 тыс. до 20 тыс. рублей (..)

   В ст. 264 НК РФ как один из видов прочих расходов, связанных с производством и реализацией, названы затраты на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 тыс. рублей (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако внеся поправки в ст. 256 Кодекса, о данной норме законодатель забыл, и никаких изменений, увеличивающих размер стоимости исключительных прав с 10 тыс. до 20 тыс. рублей, в этот подпункт не вносилось. В Письме от 13.11.2007 N 03-03-06/2/211 финансовое ведомство говорит о том, что несмотря на увеличение с 1 января 2008 года первоначальной стоимости, при которой нематериальные активы признаются амортизируемым имуществом, порядок включения в состав прочих расходов затрат, связанных с приобретением исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 тыс. рублей, остался без изменений.

   К сожалению, из этих разъяснений не до конца понятно, как именно, по мнению Минфина России, следует признавать с 2008 года расходы на приобретение исключительных прав на программ для ЭВМ, если их стоимость составляет от 10 тыс. до 20 тыс. рублей. Поэтому необходимо отметить следующее. В любом случае, при создании (или приобретении) данных исключительных прав после 1 января 2008 года амортизация по ним не начисляется - согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются основные средства и нематериальные активы с первоначальной стоимостью свыше 20 тыс. рублей. И даже если формально затраты не могут признаваться прочими расходами согласно пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ, организация все равно может учесть их в качестве прочих, но уже на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (как иные расходы, связанные с производством и реализацией).

   Переходные положения

   Изменение вступает в силу с 1 января 2008 г., и на предыдущие периоды его действие не распространяется. Переходные положения в Федеральном законе от 24.07.2007 N 216-ФЗ прямо не указаны. В то же время в Письме Минфина РФ от 03.11.2007 N 03-03-06/1/767 говорится, что приобретенное организацией имущество должно учитываться для целей налогообложения прибыли в соответствии с тем порядком, что действовал на момент ввода имущества в эксплуатацию.

   Исходя из этого:

   а) если имущество стоимостью от 10 тыс. до 20 тыс. руб. было введено в эксплуатацию до 1 января 2008 г. - расходы на его приобретение учитываются путем начисления амортизации;

   б) если имущество стоимостью от 10 тыс. до 20 тыс. руб. было введено в эксплуатацию в 2008 году - расходы на его приобретение учитываются единовременно.

   Понижающий коэффициент при амортизации дорогих автомобилей (..)

   Согласно п. 9 ст. 259 НК РФ организации, приобретшие легковые автомобили и пассажирские микроавтобусы, должны при расчете амортизации применять специальный понижающий коэффициент 0,5 (т.е. в таком случае срок начисления амортизации увеличивается в два раза).

   С 1 января 2008 года первоначальная стоимость автотранспорта, при амортизации которого должен применяться понижающий коэффициент, увеличена вдвое: для легковых автомобилей - с 300 тыс. руб. до 600 тыс. руб., для пассажирских микроавтобусов - с 400 тыс. руб. до 800 тыс. руб. По автотранспорту с меньшей первоначальной стоимостью амортизация будет начисляться в общем порядке.

   Переходные положения

   В соответствии с п. 2 ст. 259 НК РФ амортизация начисляется отдельно по каждому объекту, при этом сумма амортизации определяется ежемесячно. Глава 25 НК РФ не содержит никаких ограничений, согласно которым применение специальных коэффициентов не может быть прекращено с отменой соответствующих оснований. Поэтому с 1 января 2008 г. организации вправе прекратить применение понижающего коэффициента по уже амортизируемым легковым автомобилям с первоначальной стоимостью свыше 300 тыс. руб. и до 600 тыс. руб. (пассажирским микроавтобусам с первоначальной стоимостью свыше 400 тыс. руб. и до 800 тыс. руб.).

   Списанная задолженность перед государственными внебюджетными фондами не признается доходом (..)

   До 2008 года организации вправе были не учитывать как доходы списанную задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней (пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ). Однако списанную задолженность перед государственными внебюджетными фондами налоговые и финансовые органы требовали включать в состав доходов, указывая, что государственные внебюджетные фонды не признаются бюджетами (см. Письма Минфина России от 01.08.2007 N 03-03-06/4/107, от 20.04.2007 N 03-03-04/2, от 12.07.2006 N 03-03-02/156, Письмо ФНС России от 07.08.2006 N 02-1-08/159@).

   В то же время судебная практика становилась на сторону организаций: в решениях судов указывалось, что внебюджетные фонды входят в бюджетную систему РФ, в том числе и в целях налогообложения. Поэтому списанная задолженность перед внебюджетными фондами в состав доходов не включается (см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 22.05.2007 N А29-6685/2006А, ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.04.2007 N А19-17733/06-Ф02-1809/07, ФАС Уральского округа от 15.05.2007 N Ф09-3648/07-С3, от 23.04.2007 N Ф09-2704/07-С3).

   Внесенные в пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ поправки прямо предусматривают, что к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, относится также списанная задолженность организации по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов. При этом действие этих поправок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ). Это означает, что организация при составлении в 2008 г. налоговой декларации за 2007 г. вправе не учитывать данные доходы, а также после 1 января 2008 г. может подать уточненные декларации за 2005 - 2006 гг., исключив в них из состава внереализационных доходов списанную задолженность перед внебюджетными фондами.

   По доходам в виде дивидендов в ряде случаев будет применяться нулевая ставка налога на прибыль (..)

   По доходам в виде дивидендов, получаемых российскими организациями от иных (российских или иностранных) организаций, может применяться налоговая ставка 0 процентов (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Однако для ее применения нужно соблюдение нескольких условий:

   1) получающая дивиденды организация должна непрерывно в течение 365-дневного срока (или более) до принятия решения о выплате дивидендов владеть не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) организации, выплачивающей дивиденды. Также для применения нулевой ставки организация может владеть депозитарными расписками, которые дают право на получение в качестве дивидендов суммы, соответствующей не менее 50 процентам от общей суммы выплачиваемых дивидендов;

   2) стоимость вклада (доли) или депозитарных расписок превышает 500 млн. руб.;

   3) если дивиденды выплачивает иностранная организация, то нулевая ставка применяется, если государство постоянного местонахождения иностранной организации не включено в перечень оффшорных зон, утверждаемый Минфином РФ.

   В иных ситуациях полученные российской организацией доходы в виде дивидендов облагаются по ставке 9 процентов (пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ): как в случае, если дивиденды выплачивает российская организация, так и в случае, когда они получены от иностранной организации. До 2008 года при получении российской организацией дивидендов от иностранной организации применялась ставка налога не 9, а 15 процентов; с 2008 года ставка налога 15 процентов сохранена только для случаев получения дивидендов иностранными организациями от российских организаций (пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ).

   Подтверждать право на применение нулевой ставки налога должны налогоплательщики (организации, получающие дивиденды), а не налоговые агенты (организации, выплачивающие дивиденды). Для этого требуется представить в налоговые органы документы, содержащие сведения о дате приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) или на соответствующие депозитарные расписки, а также сведения о стоимости приобретения (получения) соответствующего права. В п. 3 ст. 284 НК РФ приводится обширный, но при этом неисчерпывающий перечень таких документов. К ним относятся:

   - договоры купли-продажи или мены;
- решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
- договоры о реорганизации в форме слияния или присоединения;
- решения о реорганизации в форме разделения, выделения или преобразования;
- ликвидационные (разделительные) балансы;
- передаточные акты;
- свидетельства о государственной регистрации организации;
- планы приватизации;
- решения о выпуске ценных бумаг;
- отчеты об итогах выпуска ценных бумаг;
- проспекты эмиссии;
- судебные решения;
- уставы, учредительные договоры (решения об учреждении) или их аналоги;
- выписки из лицевого счета в системе ведения реестров акционеров (участников);
- выписки по счету "депо";
- иные документы, содержащие сведения о дате приобретения права собственности на вклад (долю) или на депозитарные расписки, а также сведения о стоимости приобретения (получения) соответствующих прав. Если документы (или их копии) составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы и переведены на русский язык. В п. 3 ст. 284 НК РФ не говорится, в каком порядке и в какие сроки организация должна представлять данные документы в налоговый орган. Можно предположить, что речь идет о представлении этих документов одновременно с налоговой декларацией.

   Уточнен порядок расчета суммы налога при выплате дивидендов (..)

   Согласно п. 2 ст. 275 НК РФ сумма налога, которую должен удержать из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов налоговый агент, должна определяться по формуле:

   Н = К x Сн x (д - Д),

   где:

   Н - сумма налога, подлежащего удержанию;

   К - отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу налогоплательщика - получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению налоговым агентом;

   Сн - соответствующая налоговая ставка, установленная пп. 1 и 2 п. 3 ст. 284, п. 4 ст. 224 НК РФ;

   д - общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех налогоплательщиков - получателей дивидендов;

   Д - общая сумма дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде (за исключением дивидендов, облагаемых по ставке 0 процентов) к моменту распределения дивидендов в пользу налогоплательщиков - получателей дивидендов, при условии, если данные суммы дивидендов ранее не учитывались при определении налоговой базы, определяемой в отношении доходов, полученных налоговым агентом в виде дивидендов.

   Если значение Н составляет отрицательную величину, обязанность по уплате налога не возникает и возмещение из бюджета не производится.

   При данном порядке определения суммы налога в расчет не принимается сумма дивидендов, полученных от иностранной организации (сумма налога по ним определяется согласно п. 1 ст. 275 НК РФ), а также сумма дивидендов, которая выплачивается налоговым агентом иностранной организации или физическому лицу, не являющемуся резидентом РФ (по ним сумма налога определяется согласно п. 3 ст. 275 НК РФ) (Письмо Минфина РФ от 31.10.2007 N 03-03-06/1/751).

   Установлен срок на уведомление налоговых органов о переходе на уплату налога через ответственное обособленное подразделение (..)

   Организации, имеющие на территории одного субъекта РФ несколько обособленных подразделений, вправе не распределять прибыль по каждому из них, а уплачивать налог в бюджет субъекта РФ через одно выбранное обособленное подразделение, уведомив об этом налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ).

   Срок, в течение которого организация должна уведомить налоговые органы о переходе, ранее в НК РФ установлен не был. В разъяснениях Минфина России указывалось, что сделать это необходимо не позднее 31 декабря предшествующего года (Письмо от 21.04.2006 N 03-03-02/88).

   Теперь срок для подачи уведомлений - до 31 декабря предшествующего года - прямо указан в абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ.

   Каковы будут последствия для организации, если она нарушит данный срок? Ранее ФНС России в Письме от 12.12.2006 N 18-5-09/000462 разъясняла, что если организация не уведомила налоговый орган о переходе на новый порядок уплаты налога через ответственное обособленное подразделение, то:

   - она может быть привлечена к ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по месту нахождения обособленных подразделений;

   - при наличии недоимки с нее может быть взыскана сумма налога, а также начисленные на нее пени (т.е. в части налога, который организация должна была уплачивать через обособленные подразделения, будет образовываться недоимка).

   Вероятно, что данный подход налоговые органы будут применять после 1 января 2008 г., если организация нарушила срок уведомления о выборе ответственного обособленного подразделения. Поэтому необходимо отметить следующее. Срок, который установлен в абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ, не является пресекательным. В данной норме не указано, что организация, не уведомившая налоговые органы о переходе на новый порядок уплаты налога или сделавшая такое уведомление с запозданием, теряет право на переход. Если организация не поставила налоговый орган в известность о переходе на централизованный порядок уплаты налога через одно ответственное подразделение, это еще не означает, что она не выбрала данное подразделение и потому должна уплачивать налог и отчитываться по нему в прежнем порядке. Следовательно, если фактически организация своевременно уплачивает налог через выбранное ею обособленное подразделение и подает декларации в соответствующую налоговую инспекцию, то у нее не будет ни недоимки (п. 2 ст. 11, п. п. 3, 4 ст. 45 НК РФ), ни просрочки в представлении декларации (ст. 119 НК РФ).

   Кроме того, данный срок станет для организаций обязательным лишь при подаче в налоговые органы (в срок до 31 декабря 2008 г.) уведомлений о переходе на новый порядок уплаты налога с 1 января 2009 г. Связано это с тем, что изменения в ст. 288 НК РФ вступают в силу с 1 января 2008 г. Обратной силы акты налогового законодательства, ухудшающие положение налогоплательщиков, иметь не могут (п. 2 ст. 5 НК РФ). Следовательно, законодательно установленной обязанности сообщать в срок до 31 декабря 2007 г. о переходе с 1 января 2008 г. на уплату налога через одно обособленное подразделение у организаций нет.

   Необходимо помнить, что, если организация уже уведомляла налоговые органы о переходе на новый порядок уплаты налога, повторной подачи уведомления в следующем году не требуется (Письмо ФНС России от 12.12.2006 N 18-5-09/000462).

   Установлены особенности признания доходов и расходов при приобретении предприятия как имущественного комплекса (..)

   Новая ст. 268.1 НК РФ устанавливает специальные правила, касающиеся признания доходов и расходов при приобретении предприятия как имущественного комплекса. Организация, приобретшая предприятие, должна определить разницу между ценой приобретения и стоимостью чистых активов предприятия. Эта разница может быть положительной либо отрицательной:

   1) положительная разница (превышение цены покупки предприятия над стоимостью его чистых активов) рассматривается как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод. Сумма надбавки должна признаваться расходом равномерно в течение пяти лет начиная со следующего месяца после государственной регистрации права собственности на предприятие как на имущественный комплекс (пп. 1 п. 3 ст. 268.1 НК РФ);

   2) отрицательная разница, при которой цена приобретения предприятия ниже стоимости его чистых активов, рассматривается как скидка с цены, предоставляемой покупателю в связи с отсутствием круга стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала, с учетом других факторов. Сумма скидки признается доходом единовременно (не распределяется, в отличие от надбавки, признаваемой расходом) в том месяце, в котором происходит государственная регистрация перехода права собственности на предприятие (пп. 2 п. 3 ст. 268.1 НК РФ).

   Стоимость чистых активов предприятия устанавливается по передаточному акту. Если предприятие приобретается в порядке приватизации на аукционе или по конкурсу, то сумма надбавки или скидки определяется как разница между ценой покупки и оценочной (начальной) стоимостью предприятия (п. 2 ст. 268.1 НК РФ).

   Организация, получающая имущество в качестве вклада в уставный капитал, не учитывает в доходах НДС, принимаемый по такому имуществу к вычету (..)

   Согласно п. 3 ст. 170 НК РФ при передаче имущества (нематериальных активов, имущественных прав) в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ (а также в качестве паевых взносов в паевые фонды кооперативов) передающая сторона обязана восстановить НДС. Принимающая же сторона вправе принять данные суммы налога (они отражаются в документах, которыми оформляется передача) к вычету (п. 11 ст. 171 НК РФ).

   Новый пп. 3.1 п. 1 ст. 251 НК РФ уточняет, что принятые в данном случае к вычету суммы НДС получающая организация не должна учитывать в составе доходов.

   Минфин России и налоговые органы не давали ранее по этому вопросу официальных разъяснений. В своих интервью руководящие сотрудники налоговых органов указывали, однако, что для принимающей стороны сумма восстановленного НДС должна признаваться доходом. В то же время в работах авторов приводилась противоположная точка зрения. См. об этом подробнее в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

   При амортизации основных средств, используемых в научно-технической деятельности, можно применять повышающий коэффициент (..)

   Организации, занимающиеся научно-технической деятельностью, получили возможность начислять амортизацию в ускоренном порядке с применением повышающего коэффициента. Применять коэффициент можно лишь по тем основным средствам, которые используются только в научно-технической деятельности (абз. 5 п. 7 ст. 259 НК РФ). Размер коэффициента не может превышать 3, а конкретное его значение устанавливает сама организация в учетной политике для целей налогообложения.

   Переходные положения

   Вправе ли организация начать применять повышающий коэффициент при амортизации основных средств, приобретенных ранее, или же ускоренная амортизация возможна лишь по тем основным средствам, которые начнут амортизироваться после 1 января 2008 г.?

   Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества, при этом сумма амортизации определяется ежемесячно (п. 2 ст. 259 НК РФ). Глава 25 НК РФ не содержит никаких ограничений, согласно которым специальные коэффициенты могут применяться только с момента ввода основного средства в эксплуатацию и не могут начать применяться в дальнейшем. Поэтому с 1 января 2008 г. организации вправе применять повышающий коэффициент как по тем основным средствам, которые начали амортизироваться в 2008 г., так и по тем, по которым амортизация начала начисляться до этой даты. Специально оговаривать это в учетной политике не требуется - для применения коэффициента в учетной политике устанавливается только сам факт его применения, а также конкретное значение коэффициента. То, по каким именно основным средствам может применяться повышающий коэффициент, следует уже из норм законодательства.

   Увеличен лимит признаваемых расходов на формирование фондов финансирования НИОКР (..)

   Организация вправе признавать как расходы на НИОКР отчисления на формирование Российского фонда технологического развития, а также на формирование иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в установленном порядке (п. 3 ст. 262 НК РФ). С 2008 года повышен лимит, в пределах которого могут признаваться данные расходы, - с 0,5 до 1,5 процента дохода (валовой выручки) налогоплательщика.

   Расширен перечень фондов поддержки научной (научно-технической) деятельности, поступления из которых признаются целевым финансированием (..)

   К средствам целевого финансирования, не учитываемым как доходы (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), относятся, в частности, использованные по целевому назначению средства, которые были получены из:

   - Российского фонда фундаментальных исследований;

   - Российского фонда технологического развития;

   - Российского гуманитарного научного фонда;

   - Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

   - Федерального фонда производственных инноваций.

   С 1 января 2008 г. как целевое финансирование признаются также средства, полученные из иных фондов поддержки научной или научно-технической деятельности, которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Конкретный перечень этих фондов установит Правительство РФ.

   Изменения в признании расходов на добровольное страхование сотрудников (..)

   В числе расходов по страхованию работников организация вправе признавать в том числе взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти или причинения вреда здоровью застрахованного лица. С 1 января 2008 г. предел, в котором эти взносы включаются в состав расходов, повышен с 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб. (абз. 10 п. 16 ст. 255 НК РФ). При этом данный предельный размер должен определяться не по каждому работнику, а рассчитываться как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по таким договорам, к количеству застрахованных работников.

   Согласно изменениям, внесенным в абз. 3 п. 16 ст. 255 НК РФ, расходы по договорам страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет, могут признаваться лишь в том случае, если договоры заключены с российской страховой организацией, имеющей лицензию на ведение соответствующего вида деятельности. Помимо этого договоры, по которым признаются расходы, могут предусматривать не только страховые выплаты в случае наступления смерти застрахованного лица, но и страховые выплаты на случай причинения вреда его здоровью.

   Амортизационная премия признается косвенным расходом (..)

   Еще ранее Минфин России указывал в своих разъяснениях (см. Письмо от 28.09.2006 N 03-03-02/230), что суммы начисленной амортизации и амортизационная премия - это разные виды расходов. При этом амортизационная премия должна признаваться косвенным расходом и учитываться в целях налогообложения. Такой порядок действует и в том случае, когда в учетной политике организации предусмотрено, что собственно амортизация относится к прямым расходам.

   Теперь правило о том, что амортизационная премия всегда признается для целей налогообложения косвенным расходом, прямо закреплено в абз. 2 п. 3 ст. 272 НК РФ.

   Если страховой взнос уплачивается несколькими частями, расходы должны признаваться равномерно (..)

   Как было указано ранее в п. 6 ст. 272 НК РФ, расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) должны признаваться в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора были перечислены или выданы из кассы денежные средства на оплату взносов. Необходимость равномерно признавать расходы была предусмотрена только по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, если уплата взноса производится разовым платежом.

   Это давало организациям возможность в случае, если страховые взносы уплачивались несколькими частями (например, двумя или тремя платежами), признавать расходы в момент перечисления денежных средств, что подтверждал и Минфин России (см. Письмо от 19.01.2006 N 03-03-04/1/47).

   С 1 января 2008 г. во всех случаях, когда страховая премия или пенсионный взнос уплачиваются в рассрочку, расходы по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, также должны признаваться равномерно. Расходы по каждому платежу равномерно признаются в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ).

   Отчисления на формирование резерва на ремонт признаются для ТСЖ, а также ЖСК и иных специализированных потребительских кооперативов целевыми поступлениями (..)

   Товарищества собственников жилья, жилищные, садоводческие, садово-огородные, гаражно-строительные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы вправе признавать как целевые поступления те отчисления, которые производятся их членами для формирования резерва на проведение ремонта общего имущества, в том числе капитального (в порядке ст. 324 НК РФ). Данные целевые поступления не учитываются при определении налоговой базы как доходы (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

   Ранее Минфин России запрещал организациям (ТСЖ, ЖСК) признавать как целевые поступления средства, полученные от их членов в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда (Письма от 26.02.2007 N 03-07-15/24, от 05.05.2006 N 03-03-05/8, от 03.03.2006 N 03-03-04/4/45, от 01.08.2005 N 03-03-04/4/28). В то же время судебная практика указывала, что данные средства признаются как целевые поступления и не учитываются в составе доходов (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.07.2007 N А56-25404/2006, от 29.06.2007 N А56-29818/2006, от 02.04.2007 N А56-31339/2006).

   Действие поправки распространяется на 2007 г. (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ), то есть указанные товарищества и кооперативы при составлении в 2008 г. налоговой декларации за 2007 г. вправе будут исключить данные доходы из налоговой базы.

   Как должен быть уточнен резерв на оплату отпусков (..)

   В п. 4 ст. 324.1 НК РФ указано, что резерв на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников и обязательных отчислений ЕСН. Изменения устанавливают, как должно производиться уточнение. По итогам инвентаризации резерва на оплату отпусков организация определяет сумму рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска. Эта сумма рассчитывается исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года:

   1) если данная сумма превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумма превышения включается в состав расходов на оплату труда;

   2) если сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска будет меньшей, чем фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница включается в состав внереализационных доходов.

   При совершении операций с закладными налоговая база определяется как при уступке (переуступке) права требования (..)

   Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" закладная - это именная ценная бумага, удостоверяющая права ее законного владельца на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, без представления других доказательств существования этого обязательства, а также право залога на имущество, обремененное ипотекой. Поскольку в соответствии с законодательством закладная прямо отнесена к ценным бумагам, Минфин России отмечал, что при совершении операций с закладными должны соблюдаться правила определения налоговой базы по ценным бумагам, установленные в ст. 280 НК РФ (см. Письма от 11.08.2006 N 03-03-04/2/192, от 23.09.2005 N 03-03-04/2/64). Изменения прямо предусматривают, что при совершении операций с закладными те правила определения налоговой базы, которые установлены для операций с ценными бумагами, применяться не будут (п. 1 ст. 280 НК РФ). Налоговая база в данных случаях определяется по правилам п. п. 1 и 3 ст. 279 НК РФ, т.е. как при уступке (переуступке) права требования. Это означает следующее:

   - у залогодержателя при реализации закладной (если цена реализации будет ниже суммы обязательства, указанной в закладной) образуется убыток. Размер убытка для целей налогообложения не может превышать суммы процентов, рассчитанной по правилам ст. 269 НК РФ, по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты реализации закладной до срока уплаты задолженности, обеспеченной ипотекой (согласно п. 1 ст. 279 НК РФ);

   - при последующих передачах закладной доходами организаций будет признаваться сумма от реализации закладной или сумма по самой закладной от залогодателя. Полученный доход можно будет уменьшить на расходы, связанные с приобретением закладной (согласно п. 3 ст. 279 НК РФ).

   Действие данного изменения распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2007 г. (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ). Поэтому при заполнении в 2008 г. декларации за 2007 г. доходы и расходы, связанные с закладными, нужно учесть по новым правилам.

   Сужен круг сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих право пользоваться льготными ставками по налогу на прибыль (..)

   В ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ установлены пониженные ставки налога на прибыль для тех сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не перешли на уплату ЕСХН, а остались на общем режиме налогообложения. Эти ставки применяются в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной (а также произведенной и самостоятельно переработанной) сельскохозяйственной продукции.

   Так, на 2008 - 2009 гг. ставка составляет 6 процентов, в 2010 - 2011 гг. - 12 процентов, в 2012 - 2014 гг. - 18 процентов, а начиная с 2015 г. будет применяться общая ставка по налогу на прибыль организаций, т.е. 24 процента. Внесенные в ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ изменения уточняют, что пользоваться льготными ставками вправе только те организации, которые могут признаваться сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей ЕСХН (т.е. отвечают критериям, предусмотренным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

   Ранее Минфин России неоднократно разъяснял (см. Письма от 03.02.2006 N 03-03-04/1/77, от 29.12.2005 N 03-03-02/149, от 07.12.2004 N 03-03-01-04/1-172), что для целей налогообложения прибыли нужно применять понятие "сельскохозяйственные товаропроизводители", данное в Федеральном законе от 08.12.1995 "О сельскохозяйственной кооперации". Согласно ст. 1 данного Закона для признания организации сельскохозяйственным товаропроизводителем необходимо, в частности, чтобы стоимость производимой сельхозпродукции составляла более 50 процентов от стоимости общего объема производимой продукции. Для целей же ЕСХН основное условие - доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции должна составлять в общем объеме дохода от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов (п. 2 ст. 346.2 НК РФ). Таким образом, с 1 января 2008 г. круг организаций, имеющих право пользоваться пониженными налоговыми ставками, сужен.

   Налог в отношении обособленных подразделений, находящихся за пределами РФ, уплачивается по месту нахождения организации (..)

   Уточнено, что организация, имеющая обособленные подразделения за пределами территории РФ, должна уплачивать налог (авансовые платежи), а также представлять налоговые декларации (расчеты по налогу) по месту нахождения самой организации (п. 4 ст. 311 НК РФ).

   При исключении организации - резидента ОЭЗ в Калининградской области из реестра резидентов она обязана пересчитать налог на прибыль (..)

   Организация - резидент ОЭЗ в Калининградской области, исключенная из единого реестра резидентов ОЭЗ до получения ею свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации, теряет право применять особый порядок уплаты налога на прибыль (ст. 288.1 НК РФ) с начала того квартала, в котором она была исключена из реестра.

   Организации необходимо определить сумму налога в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта, по общей ставке и на основании раздельного учета доходов (расходов). Сумма налога уплачивается в бюджет в общеустановленный срок после истечения того отчетного (налогового) периода, в котором организация была исключена из реестра резидентов ОЭЗ.

   Налоговый орган, проводя выездную налоговую проверку организации, исключенной из реестра, вправе не соблюдать ограничения, установленные в абз. 2 п. 4 и п. 5 ст. 89 НК РФ (глубина проверяемого периода в три года, предшествующие году вынесения решения о проверке; запрет проводить две и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период; запрет проводить более двух выездных проверок в течение календарного года). Однако для этого необходимо, чтобы предметом проверки была правильность исчисления и полнота уплаты налога на прибыль в связи с исключением организации из реестра, а решение о назначении проверки было вынесено не позднее чем в трехмесячный срок с момента уплаты организацией данного налога (п. 10 ст. 288.1 НК РФ).

   Выводы

   1. Имущество стоимостью 20 тыс. руб. и менее не признается амортизируемым, затраты на его приобретение учитываются единовременно (п. 1 ст. 256 НК РФ).

   2. Понижающий коэффициент 0,5 применяется при амортизации легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов с первоначальной стоимостью свыше 600 тыс. руб. и 800 тыс. руб. соответственно (п. 9 ст. 259 НК РФ).

   3. Списанная задолженность организаций перед государственными внебюджетными фондами по взносам, пеням, штрафам не признается доходом. За 2005 - 2006 гг. организации вправе подать уточненные декларации (пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

   4. По доходам в виде дивидендов, получаемых российскими организациями от иных организаций (российских или иностранных), может (при соблюдении установленных условий) применяться нулевая налоговая ставка (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

   5. Налоговая ставка 9 процентов по доходам в виде дивидендов применяется при получении дивидендов как от российской, так и от иностранной организации. Налоговая ставка 15 процентов применяется только при получении дивидендов иностранными организациями от российских организаций (пп. 2, 3 п. 3 ст. 284 НК РФ).

   6. О переходе на уплату налога через одно обособленное подразделение нужно уведомить налоговые органы в срок до 31 декабря предшествующего года (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ).

   7. Установлены особенности признания доходов и расходов при приобретении предприятия как имущественного комплекса (ст. 268.1 НК РФ).

   8. Организация, получающая имущество в качестве вклада в уставный капитал, не должна учитывать в доходах НДС, принимаемый по такому имуществу к вычету (пп. 3.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

   9. При амортизации основных средств, используемых только в научно-технической деятельности, применяется повышающий коэффициент, значение которого не должно быть более 3 (абз. 5 п. 7 ст. 259 НК РФ).

   10. Отчисления на формирование отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР признаются как расходы в размере, не превышающем 1,5 процента валовой выручки организации (п. 3 ст. 262 НК РФ).

   11. Расходы в виде взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти или причинения вреда здоровью застрахованного лица, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 15 тыс. руб. в год. Данный предельный размер определяется не по каждому работнику, а рассчитывается как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по таким договорам, к количеству застрахованных работников (абз. 10 п. 16 ст. 255 НК РФ).

   12. Если страховая премия (пенсионный взнос) по договорам обязательного и добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) уплачивается в рассрочку, а договор заключен на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно (п. 6 ст. 272 НК РФ).

   13. При совершении операций с закладными налоговая база должна определяться в том же порядке, что и при уступке (переуступке) права требования (п. 1 ст. 280 НК РФ).

   14. Сельскохозяйственные товаропроизводители вправе применять льготные ставки налога на прибыль, если они соответствуют критериям, указанным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, то есть могут признаваться сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей ЕСХН (ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ).


   Государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ)

   Снижен размер госпошлины за государственную регистрацию тракторов и самоходных машин (..)

   Размер госпошлины за государственную регистрацию транспортных средств и выдачу номерных знаков для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин снижен с 400 до 200 руб. (изменения в пп. 29 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). За выдачу металлических транзитных номерных знаков для данных транспортных средств госпошлина также снижена с 400 до 200 руб. (пп. 32 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

   В ст. 333.33 НК РФ внесены и иные изменения. Установлена госпошлина за выдачу удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), а также за выдачу справки, подтверждающей получение данного удостоверения (изменения в пп. 36 и 38 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Размер госпошлины такой же, как и при выдаче водительских удостоверений (справки о получении водительского удостоверения).

   За выдачу учебным заведениям свидетельств для рассмотрения вопроса об аккредитации и за выдачу данным заведениям лицензий на право подготовки трактористов и машинистов самоходных машин будет взиматься государственная пошлина в размере 500 руб. (новый пп. 39.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

   Установлен размер госпошлины за выдачу разрешения на перевозку автотранспортом опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (..)

   За выдачу специального разрешения на движение по автодороге транспортного средства (за исключением осуществляющих международные перевозки) при перевозке опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов госпошлина уплачивается в следующих размерах (пп. 86 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):

   - разрешение на перевозку опасных грузов - 400 руб.;

   - разрешение на перевозку тяжеловесных, крупногабаритных грузов - 500 руб.

   Выводы

   1. Размер госпошлины за государственную регистрацию тракторов и самоходных машин снижен с 400 до 200 руб. (пп. 29 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

   2. Установлен размер госпошлины за выдачу разрешения на перевозку автотранспортом опасных (400 руб.), тяжеловесных, крупногабаритных грузов (500 руб.) (пп. 86 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

<<- .. ->>

   Документы, упоминаемые в текущем обзоре - Основных изменений налогового законодательства с 2008 года, можно скачать, кликнув на выделенную часть текста (скачать).

   Инструкция по разархивации находится здесь.

Обсудить в форуме.

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )

Оглавление | 1 | 2 | 3 | 4 | 5









Copyright © 2002-25 rz4.ru