
|
 |
|
Основные изменения налогового законодательства с 2008 года (Часть 1) |
 |
18.12.2007-24.12.2007
Скачать (334 kb)
Оглавление | 1 | 2 | 3 | 4 | 5
Содержание :
Уплата и взыскание налогов, налоговые проверки, привлечение к налоговой ответственности (часть первая НК РФ)
- Налоговые декларации в электронном виде представляются всеми налогоплательщиками с численностью работников более 100 человек
- Крупнейшие налогоплательщики сдают все декларации в налоговый орган по месту их учета в качестве крупнейших
- Зачет излишне уплаченных сумм будет проводиться по видам налогов, а не бюджетов
- С 1 января 2008 года прекращается срок действия налоговой амнистии
Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ)
- Налоговый период по НДС - квартал
- НДС при расчетах собственным имуществом: вычет производится в сумме, указанной в платежном поручении
- Экспортная предоплата и авансы по освобожденным от обложения НДС операциям не должны включаться в налоговую базу
- Прекращается действие переходных положений для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивавших до 2006 года НДС "по оплате"
- Лица, перешедшие с УСН и ЕСХН на общий режим налогообложения, могут для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС представлять книги учета доходов и расходов
- Освобождается от обложения НДС передача ряда исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также прав пользования этими результатами
- Расширен перечень НИОКР, при выполнении которых можно применять льготу по НДС
- Операции, связанные с уступкой прав требования по договорам займа и кредита, освобождаются от обложения НДС
- Реализация лома и отходов черных металлов облагается НДС, а цветных - не облагается
- Новый порядок освобождения от обложения НДС операций по реализации драгметаллов в слитках
- ГУПы при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях соцзащиты или социальной реабилитации населения могут не платить НДС в отношении производимой и реализуемой продукции
- Ставка НДС 10 процентов применяется также при реализации (ввозе) лекарств, предназначенных для клинических исследований
- Установлен срок, в течение которого налогоплательщики, не представляющие таможенные декларации, вправе подтвердить применение ставки НДС 0 процентов
- Нулевая ставка НДС применяется по товарам, работам, услугам, используемым в космической деятельности
- При выделе доли товарища или разделе имущества простого товарищества НДС восстанавливать не нужно
- Вычет НДС при возврате товара покупателями иностранному продавцу
- Изменения, связанные с созданием особых экономических зон нового типа - портовых ОЭЗ
Уплата и взыскание налогов, налоговые проверки, привлечение к налоговой ответственности (часть первая НК РФ)
Налоговые декларации в электронном виде представляются всеми налогоплательщиками с численностью
работников более 100 человек (..)
Начиная с 2008 года представлять налоговые декларации в электронном виде обязаны все налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предыдущий год превышает 100 человек, а не 250, как это было в 2007 году (абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ).
Кроме того, налоговая декларация в электронном виде представляется также вновь созданными (в т.ч. при реорганизации) организациями с численностью работников более 100 человек. Отметим, что в 2007 году вновь созданные организации с численностью сотрудников свыше 250 человек не обязаны были представлять налоговые декларации в электронном виде. Из п. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ прямо следует, что до 1 января 2008 г. данная обязанность распространяется лишь на тех налогоплательщиков, у которых среднесписочная численность работников превышала 250 человек по итогам 2006 года.
Предоставление сведений о среднесписочной численности работников
С 2008 года сведения о среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год должны представляться в налоговую инспекцию всеми налогоплательщиками независимо от того, превышает среднесписочная численность их работников 100 человек или нет. Сведения подаются в срок не позднее 20-го января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована) (абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ). В 2007 году представлять данные сведения должны были лишь те налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников за 2006 год превышала 250 человек (п. 7 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ).
Переходные положения
Налоговые декларации подаются уже по итогам налогового периода. Поэтому организации со среднесписочной численностью работников за 2007 год свыше 100, но не более 250 человек, должны подавать в 2008 году все налоговые декларации, в том числе и за 2007 год, в электронном виде. Также в электронном виде представляются уточненные декларации за предыдущие периоды.
Крупнейшие налогоплательщики сдают все декларации
в налоговый орган по месту их учета в качестве крупнейших (..)
Крупнейшие налогоплательщики должны сдавать все налоговые декларации и расчеты, которые они обязаны подавать в соответствии с НК РФ, в налоговый орган по месту своего учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Декларации представляются в электронном виде (абз. 4 п. 3 ст. 80 НК РФ). Соответствующие изменения внесены также и в ряд статей второй части НК РФ, посвященных сдаче налоговой отчетности по ряду налогов.
В 2007 году, напомним, крупнейшие налогоплательщики должны были сдавать в налоговый орган по месту своего учета в качестве крупнейших те налоговые декларации (расчеты), которые представляются в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика (Письмо Минфина РФ от 17.12.2006 N 03-02-07/1-340). Те декларации, которые сдаются в налоговые инспекции по месту нахождения объекта налогообложения (по водному налогу, налогу на имущество, транспортному и земельному налогам), крупнейшие налогоплательщики должны были сдавать в данные инспекции (Письмо Минфина РФ от 13.04.2007 N 03-02-07/1-175).
Переходные положения
Налоговые декларации за 2007 год будут сдаваться крупнейшими налогоплательщиками уже в 2008 году, когда начнут действовать новые правила. Поэтому декларации, ранее представлявшиеся по месту нахождения объекта налогообложения (налогу на имущество, транспортному, земельному налогу), должны быть сданы за 2007 год уже в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Зачет излишне уплаченных сумм будет проводиться по видам налогов, а не бюджетов (..)
Начиная с 1 января 2008 г. меняется порядок зачета излишне уплаченных сумм (налогов, сборов, пеней, штрафов). Он будет производиться по соответствующим видам налогов и сборов (а не бюджетов, как до 2008 года). Федеральные налоги будут зачитываться в счет федеральных, региональные - в счет региональных, местные - в счет местных (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).
Например, налог на прибыль организаций является федеральным налогом (п. 5 ст. 13 НК РФ), однако уплачивается в два бюджета: федеральный и региональный (п. 1 ст. 284 НК РФ). Если ранее, например, переплату по налогу на прибыль можно было зачесть в счет недоимки по НДС только в той части, в которой переплата зачислена в федеральный бюджет, то после 1 января 2008 г. в счет погашения недоимки по НДС можно направить всю сумму переплаты по налогу на прибыль, поскольку оба налога являются федеральными.
Обратная ситуация - переплату по налогу на прибыль сейчас можно зачесть в счет недоимки по налогу на имущество организаций (в той части, в какой переплата зачислена в региональный бюджет). После 1 января 2008 года переплату по налогу на прибыль в счет недоимки по налогу на имущество направить будет нельзя, поскольку налог на прибыль - федеральный, а налог на имущество организаций - региональный (п. 1 ст. 14 НК РФ).
Переходные положения
В п. 2 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ предусмотрено, что новые правила, предусматривающие зачет переплаты по видам налогов, а не бюджетов, вступают в силу с 1 января 2008 года. Следовательно, новые правила зачета будут применяться в отношении сумм, излишне уплаченных в бюджет уже после 1 января 2008 года. По переплате, образовавшейся до этой даты, будут применяться ранее действующие правила.
С 1 января 2008 года прекращается срок действия налоговой амнистии (..)
С 1 января 2008 года прекращается срок действия налоговой амнистии. После этой даты физические лица уже не смогут воспользоваться возможностью задекларировать в упрощенном порядке свои доходы, полученные до 1 января 2006 года, уплатив декларационный платеж (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2006 N 269-ФЗ).
Выводы
1. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предыдущий год превышает 100 человек, а также вновь созданные (реорганизованные) организации с численностью работников более 100 человек должны представлять налоговые декларации в электронном виде (абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ).
2. Сведения о среднесписочной численности работников должны представляться в налоговую инспекцию всеми налогоплательщиками независимо от того, превышает среднесписочная численность их работников 100 человек или нет (абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ).
3. Крупнейшие налогоплательщики сдают все декларации и расчеты в налоговые инспекции по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (абз. 4 п. 3 ст. 80 НК РФ).
4. Зачет излишне уплаченных сумм (налогов, сборов, пеней, штрафов) проводится по видам налогов, а не бюджетов (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ)
Налоговый период по НДС - квартал (..)
С 1 января 2008 года для всех налогоплательщиков (налоговых агентов), независимо от размера их выручки, налоговый период по НДС равен кварталу (ст. 163 НК РФ).
Следовательно, в 2008 году организациям и индивидуальным предпринимателям нужно будет сдать налоговую декларацию за декабрь 2007 г. в срок не позднее 21-го января (20-е января 2008 г. - воскресенье). В следующий раз декларации требуется представить уже по итогам I квартала 2008 г., в срок не позднее 21-го апреля (20-е апреля 2008 г. - также воскресенье).
НДС при расчетах собственным имуществом: вычет производится в сумме, указанной в платежном поручении (..)
С 1 января 2007 г. действует абз. 2 п. 4 ст. 168 НК РФ, требующий от покупателя уплачивать предъявленную продавцом сумму налога отдельным платежным поручением в случаях совершения товарообменных операций, взаимозачетов и расчетов с использованием ценных бумаг.
Изменения, которые вносятся Федеральным законом от 04.11.2007 N 255-ФЗ, увязывают право на вычет при использовании в расчетах собственного имущества с перечислением суммы налога отдельным платежным поручением. Согласно ст. 3 Закона вносимые им в НК РФ изменения вступят в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (был опубликован в "Российской газете" 09.11.2007), но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС. Поэтому новые правила начнут действовать с 1 января 2008 г.
Теперь в п. 2 ст. 172 НК РФ указывается, что при использовании налогоплательщиками в расчетах собственного имущества вычетам подлежат фактически уплаченные суммы налога в случаях и в порядке, предусмотренных п. 4 ст. 168 НК РФ. Два важных следствия данного изменения:
1. При совершении товарообменных операций или использовании в расчетах ценных бумаг НДС можно будет принять к вычету только в том случае, если сумма налога по правилам п. 4 ст. 168 НК РФ была перечислена отдельным платежным поручением. При невыполнении этой обязанности вычет НДС покупателем неправомерен.
О том, что для вычета НДС в данной ситуации нужны как счета-фактуры, так и платежные поручения, ранее говорил Минфин РФ (Письмо от 07.03.2007 N 03-07-15/31). Но при этом была возможна и иная точка зрения: право на вычет никак не зависит от того, были перечислены суммы налога отдельным платежным поручением или нет. Аргументы для этой позиции дал в свое время Конституционный Суд РФ. В Определении от 08.04.2004 N 168-О (п. 3) указывается, что абз. 1 п. 2 ст. 172 НК РФ, говоря о принятии к вычету "фактически уплаченных" сумм налога, определяет лишь стоимостные характеристики вычета и не устанавливает условия, при выполнении которых те или иные суммы признаются вычетом. Иными словами, характеристика "фактически уплаченные" касается не способа уплаты "входного" НДС, а его размера.
Внеся анализируемые изменения в п. 2 ст. 172 НК РФ, законодатель пресек на будущее возможные споры по этому поводу.
2. Ранее в п. 2 ст. 172 НК РФ предусматривалось, что при использовании в расчетах собственного имущества принимаемая к вычету сумма налога должна определяться исходя из балансовой стоимости имущества, переданного в счет оплаты. Однако сумма налога в платежных поручениях указывается исходя из цены приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав). Следовательно, в 2007 г. сумма, которую покупатель перечисляет продавцу платежным поручением, и сумма налога, принимаемая к вычету, могли различаться. Теперь это противоречие устранено: согласно новой редакции п. 2 ст. 172 НК РФ к вычету принимается именно та сумма налога, что была перечислена отдельным платежным поручением.
Вычет НДС при взаимозачете
Внесенные поправки обошли стороной самый спорный и принципиальный вопрос, связанный с уплатой налога отдельным платежным поручением, - вычет НДС при взаимозачете. Вправе ли покупатель принять "входной" НДС к вычету, если при проведении взаимозачета сумма налога в нарушение п. 4 ст. 168 НК РФ не была перечислена деньгами? Напомним, что позиция Минфина России такова: если покупатель не перечисляет предъявленную ему сумму НДС отдельным платежным поручением, нарушается п. 4 ст. 168 НК РФ. Поэтому в соответствии с п. 2 ст. 172 НК РФ сумма налога, не перечисленная покупателем продавцу, не может считаться правомерно принятой к вычету и должна быть восстановлена в том налоговом периоде, в котором проведен взаимозачет (Письмо Минфина России от 24.05.2007 N 03-07-11/139). Безусловно, новые поправки в п. 2 ст. 172 НК РФ, прямо увязывающие принятие налога к вычету с перечислением суммы НДС деньгами, финансовое ведомство расценит как лишний раз подтверждающие его точку зрения.
Однако п. 2 ст. 172 НК РФ касается вычета НДС при использовании в расчетах собственного имущества. Взаимозачет не является товарообменной (бартерной) операцией, это лишь один из способов прекращения обязательств. Поэтому вычет НДС при взаимозачете производится по общим правилам, предусмотренным в п. 1 ст. 172 НК РФ, что подтверждает и судебная практика (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.05.2005 N А33-29632/04-С3-Ф02-2145/05-С1, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 03.07.2006 N Ф04-3875/2006(23942-А03-25), от 15.05.2006 N Ф04-2687/2006(22257-А67-34), Постановление ФАС Поволжского округа от 09.02.2006 N А72-5466/05-7/442, Постановления ФАС Уральского округа от 07.08.2006 N Ф09-6738/06-С2, от 02.08.2006 N Ф09-502/06-С2, от 17.07.2006 N Ф09-6044/06-С2, от 21.06.2006 N Ф09-2030/06-С2, от 15.06.2006 N Ф09-4970/06-С7, от 14.06.2006 N Ф09-4902/06-С2, от 18.04.2006 N Ф09-2035/06-С7, Постановления ФАС Центрального округа от 26.05.2005 N А09-718/05-13, от 28.04.2005 N А68-АП-386/11-04).
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычет НДС происходит после принятия товаров (работ, услуг) к учету и при наличии счета-фактуры. То есть еще до подписания акта о взаимозачете стороны примут "входной" налог к вычету. Оплата товаров (работ, услуг) как условие вычета НДС в п. 1 ст. 172 НК РФ не указана. Следовательно, вторая точка зрения в данном случае заключается в том, что принять НДС к вычету можно будет, даже если в нарушение п. 4 ст. 168 НК РФ сумма налога не была перечислена деньгами. И поправки, внесенные в п. 2 ст. 172 НК РФ комментируемым Законом, этому не препятствуют.
Таким образом, вопрос о принятии НДС к вычету при взаимозачете, бывший спорным в 2007 г., останется таковым и далее.
Экспортная предоплата и авансы по освобожденным от обложения НДС операциям не должны включаться
в налоговую базу (..)
Уточняется, что не должна включаться в налоговую базу по НДС предоплата (частичная или полная), полученная продавцом по товарам, работам, услугам (п. 1 ст. 154 НК РФ): (..)
а) не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения).
С 2006 г. в НК РФ прямо не было сказано, что предоплата, полученная по данным операциям, не должна включаться в налоговую базу (отменен пп. 1 п. 1 ст. 162 Кодекса, поэтому п. 2 ст. 162 НК РФ на случаи получения такой предоплаты уже не распространялся). Однако налоговые органы в своих разъяснениях говорили, что и после 1 января 2006 г. суммы оплаты (полной или частичной), полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), освобождаемых от обложения НДС, налогом на добавленную стоимость не облагаются (Письмо ФНС России от 08.02.2007 N ММ-6-03/90@); (..)
б) облагаемым по налоговой ставке 0 процентов. (..)
Ранее освобождение экспортных авансов от обложения НДС устанавливалось в п. 9 ст. 154 НК РФ (теперь он отменен). До 2008 г. предоплата по товарам (работам, услугам), облагаемым по ставке НДС 0 процентов, не должна была включаться в налоговую базу "до момента определения налоговой базы с учетом особенностей, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса". То есть формально ранее на момент определения налоговой базы при экспорте - последний день месяца, в котором были собраны подтверждающие применение нулевой ставки документы, нужно было отдельно включить в налоговую базу сумму предоплаты и собственно стоимость товаров (работ, услуг). С 2008 г. предоплата по операциям, облагаемым по ставке НДС 0 процентов, не включается в налоговую базу вовсе. (..)
Данные поправки в п. 1 ст. 154 НК РФ были внесены Федеральным законом от 04.11.2007 N 255-ФЗ. Согласно ст. 3 Закона изменения вступят в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (был опубликован в "Российской газете" 09.11.2007), но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС. Поэтому поправки начнут действовать с 1 января 2008 г. (..)
Прекращается действие переходных положений для организаций и индивидуальных предпринимателей,
уплачивавших до 2006 года НДС "по оплате" (..)
С 1 января 2008 года заканчивается действие переходных положений, связанных с порядком определения налоговой базы по НДС, применяющимся с 2006 года. Данные правила установлены в ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ (более подробно об этих переходных положениях см. в Практическом комментарии основных изменений налогового законодательства с 2006 года).
Организациям и индивидуальным предпринимателям, которые до 2006 года уплачивали НДС "по оплате", в I квартале 2008 года следует:
- включить в налоговую базу стоимость реализованных до 1 января 2006 года, но не оплаченных покупателями товаров, работ, услуг, имущественных прав (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ);
- принять к вычету "входной" НДС по принятым до 1 января 2006 года на учет, но не оплаченным товарам, работам, услугам, имущественным правам (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ).
В налоговой декларации по НДС (утв. Приказом Минфина РФ от 07.11.2006 N 136н) стоимость реализованных до 1 января 2006 года, но не оплаченных товаров, работ, услуг, имущественных прав следует отразить по строке 070 раздела 3 декларации. "Входящий" НДС по принятым до 1 января 2006 года на учет, но не оплаченным товарам, работам, услугам, имущественным правам отражается в строке 220 раздела 3 (абз. 6 и абз. 22 п. 25 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС - Приложение N 2 к Приказу Минфина РФ от 07.11.2006 N 136н).
Лица, перешедшие с УСН и ЕСХН на общий режим налогообложения, могут для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС представлять книги учета доходов и расходов (..)
В ст. 145 НК РФ теперь отдельно установлен перечень документов, которые необходимо представить лицам, перешедшим с УСН или ЕСХН на общий режим налогообложения, для подтверждения права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС.
Раньше перечень документов был одинаков для всех налогоплательщиков. Представлять надо было выписку из книги продаж, копии журналов полученных и выставленных счетов-фактур, выписку из бухгалтерского баланса (для организаций) и выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей). Проблема была в том, что лица, перешедшие на общий режим налогообложения с УСН или ЕСХН, не могли предоставить книгу продаж и журнал учета выставленных счетов-фактур за три месяца, предшествующие переходу, поскольку не должны были их вести на тот момент.
В такой ситуации налоговые органы указывали, что все документы должны быть поданы одновременно, поэтому право на освобождение можно получить не ранее чем через три месяца после возврата со спецрежима налогообложения на ОРН (см. Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@). В то же время суды признавали достаточным представление перешедшими с УСН налогоплательщиками книги учета доходов и расходов (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.10.2002 N А33-4463/02-С3а-Ф02-2887/02-С1).
Теперь в п. 6 ст. 145 НК РФ установлено:
- организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на общий режим налогообложения с УСН, для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС представляют выписку из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН;
- индивидуальные предприниматели, перешедшие на общий режим налогообложения с ЕСХН, представляют выписку из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН.
В то же время новая редакция п. 6 ст. 145 НК РФ не дает перечня документов для организаций, являющихся плательщиками единого сельхозналога. С одной стороны, они смогут предоставить бухгалтерский баланс, поскольку обязаны вести учет на основании данных бухгалтерского учета (п. 8 ст. 346.5 НК РФ), но они не являются плательщиками НДС, поэтому не ведут книгу продаж и журналы полученных и выставленных счетов-фактур. Поэтому относительно момента, с которого могут применять освобождение данные организации, споры возможны и в дальнейшем.
Освобождается от обложения НДС передача ряда исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также прав пользования этими результатами (..)
Не облагается НДС реализация (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ):
- исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау);
- прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Таким образом, под освобождение от обложения НДС не подпадает, в частности, передача авторских прав (за исключением исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных), прав на товарные знаки и знаки обслуживания.
Поскольку новые операции, освобождаемые от обложения НДС, включены в п. 2 ст. 149 НК РФ, отказаться от применения льготы, согласно п. 5 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик будет не вправе.
До 1 января 2008 г. вопрос о том, облагается НДС передача данных прав или нет, является спорным. Хотя имущественные права и отнесены к объекту обложения НДС согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, в то же время порядок определения налоговой базы при передаче имущественных прав в ст. 155 НК РФ прописан далеко не для всех случаев (см. об этом в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС).
Переходные положения
Переходные положения при отнесении операций к освобождаемым от обложения НДС указаны в п. 8 ст. 149 НК РФ: применяться должен тот порядок, который действует на дату передачи независимо от даты оплаты. Поэтому, если имущественные права были переданы до 1 января 2008 г., однако их оплата осуществляется уже после этой даты, с этих сумм уплачивается НДС.
Расширен перечень НИОКР, при выполнении которых можно применять льготу по НДС (..)
До 2008 года от обложения НДС освобождалось выполнение НИОКР (пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ):
- за счет средств бюджетов и специализированных фондов;
- учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.
С 1 января 2008 г. освобождение распространяется также на выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые относятся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав данных работ включаются следующие виды деятельности (пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ):
- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
- разработка новых технологий. Как указано в пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, новые технологии - это способы объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
- создание опытных (т.е. не имеющих сертификата соответствия) образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.
Данные операции, по которым применяется освобождение, включены в п. 3 ст. 149 НК РФ. Это означает, что организации вправе отказаться от применения льготы, подав заявление об этом в налоговую инспекцию (п. 5 ст. 149 НК РФ).
Переходные положения
Переходные положения для данного случая также установлены в п. 8 ст. 149 НК РФ: если налогооблагаемая операция была отнесена к числу не подлежащих налогообложению, применяется порядок, действующий на дату выполнения работ, независимо от даты их оплаты.
Договоры на выполнение НИОКР, как правило, предполагают поэтапную оплату выполняемых работ, зачастую - поэтапную сдачу результатов. Поэтому в отношении договоров, заключенных до 1 января 2008 г. и не завершенных до этой даты, будут применяться следующие правила:
- если договор не предполагает поэтапной сдачи работ, то работы будут признаваться выполненными полностью уже после 1 января 2008 г. Суммы частичной оплаты, полученные после 1 января 2008 г., не должны облагаться НДС. Это касается и сумм частичной оплаты, полученных до этой даты. Организация вправе будет зачесть излишне уплаченный НДС, подав заявление, а также уточненные декларации по НДС за предыдущие периоды. Однако для этого необходимо будет вернуть заказчику сумму налога, предъявленную ему ранее;
- если договор предполагает поэтапную сдачу работ, суммы оплаты, относящиеся к завершенным до 1 января 2008 г. этапам, НДС облагаются. Суммы оплаты, относящиеся к этапам, завершенным уже в 2008 г., не облагаются НДС. И если они были уплачены в 2007 г., организация также вправе будет подать уточненные декларации по НДС, вернув перед этим сумму налога заказчику.
Операции, связанные с уступкой прав требования по договорам займа и кредита, освобождаются от обложения НДС (..)
Освобождение от обложения НДС распространяется на следующие две ситуации (пп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ):
- уступка (приобретение) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров займа (в денежной форме) или кредитного договора;
- исполнение заемщиком обязательств перед новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки.
От применения данной льготы также можно отказаться (п. 5 ст. 149 НК РФ).
Реализация лома и отходов черных металлов облагается НДС, а цветных - не облагается (..)
Ранее реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождалась от обложения НДС, но налогоплательщик мог отказаться от применения этой льготы, подав заявление (пп. 24 п. 3, п. 5 ст. 149 НК РФ).
С 2008 года реализация лома и отходов цветных металлов также не облагается НДС, однако применение освобождения от НДС по этим операциям будет обязательным, льгота перестанет применяться в добровольном порядке (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). А реализация лома и отходов черных металлов облагается НДС на общих основаниях. (..)
Переходные положения (..)
Согласно п. 8 ст. 149 НК РФ при отмене освобождения от налогообложения применяется тот порядок, который действовал на момент отгрузки товаров (работ, услуг). Поэтому: (..)
а) если отгрузка лома (отходов) цветных металлов произошла в 2008 году, их реализация не облагается НДС независимо от волеизъявления налогоплательщика; (..)
б) если отгрузка лома (отходов) черных металлов произошла в 2008 году, их реализация облагается НДС в общем порядке. (..)
Новый порядок освобождения от обложения НДС операций по реализации драгметаллов в слитках (..)
До 2008 года реализация драгоценных металлов в слитках Центральным банком РФ и банками освобождалась от обложения НДС при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка РФ или хранилищах банков).
Теперь реализация драгметаллов в слитках между банками (а также банками - Центральному банку, Центральным банком - иным банкам) не будет облагаться НДС независимо от помещения этих слитков в одно из хранилищ. Причем данные операции не будут облагаться НДС и в том случае, если они будут осуществляться по договорам комиссии, поручения и агентским договорам с Центральным банком РФ и другими банками (пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Отметим, что в судебной практике ранее также подтверждалось, что при реализации слитков на межбанковском рынке для применения льготы по НДС банк-продавец не обязан подтверждать помещение банком-покупателем драгметаллов в специализированное хранилище (Постановление ФАС Московского округа от 07.05.2007, 15.05.2007 N КА-А40/3752-07).
При реализации Центральным банком РФ и другими банками драгметаллов в слитках иным лицам такие операции по-прежнему не будут облагаться НДС при условии, что слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков).
ГУПы при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях соцзащиты
или социальной реабилитации населения могут не платить НДС в отношении производимой и реализуемой продукции (..)
Не облагается НДС реализация товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при этих учреждениях (абз. 5 пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Ранее указанную льготу могли применять только лечебно-производственные (трудовые) мастерские при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения.
Ставка НДС 10 процентов применяется также при реализации (ввозе) лекарств, предназначенных для клинических исследований (..)
При реализации (ввозе) лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований, также применяется ставка НДС 10 процентов (пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ).
До этого ставка НДС 10 процентов по лекарственным средствам, предназначенным для клинических исследований, применяться не могла: у данных препаратов нет государственной регистрации, а на основании Правил государственной регистрации лекарственных средств (утв. Минздравом России 01.12.1998 N 01/29-14) вещества, ввозимые на таможенную территорию РФ и не имеющие госрегистрации, к лекарственным средствам не относятся. Поэтому ввоз данных препаратов облагался НДС по ставке 18 процентов.
Установлен срок, в течение которого налогоплательщики, не представляющие таможенные декларации,
вправе подтвердить применение ставки НДС 0 процентов (..)
Изменения разрешили спорный вопрос, связанный с моментом определения налоговой базы налогоплательщиками, не представляющими для подтверждения нулевой ставки НДС таможенные декларации (при перевозке или транспортировке ввозимых или вывозимых за пределы территории России товаров).
Согласно п. 9 ст. 165 НК РФ на данных налогоплательщиков не распространялось правило о 180-дневном сроке на представление подтверждающих нулевую ставку документов. Поэтому на практике возникал вопрос, в какой срок требуется подтвердить право на применение нулевой ставки НДС. Возникли сразу три точки зрения.
Налоговые органы и Минфин России требовали от перевозчиков, не представляющих таможенные декларации, определять налоговую базу уже на момент оказания услуг и представлять документы, подтверждающие нулевую ставку НДС, не позднее 20-го числа следующего после оказания услуг месяца. В ином случае НДС должен был уплачиваться по ставке 18 процентов (Письма Минфина РФ от 06.08.2007 N 03-07-08/225, от 12.03.2007 N 03-07-08/34, от 30.08.2006 N 03-04-08/183; Письма ФНС России от 11.10.2006 N ШТ-6-03/996@, от 09.08.2006 N ШТ-6-03/786@).
Вторая точка зрения нашла свое отражение в судебной практике: момент определения налоговой базы для данных налогоплательщиков установлен в п. 9 ст. 167 НК РФ, то есть последний день месяца, когда собран пакет документов, а поскольку правила п. 9 ст. 165 НК РФ на лиц, не представляющих таможенные декларации, не распространяется, время на сбор документов не ограничено 180 днями. Об этом говорилось в Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 01.08.2007, 25.07.2007 N Ф03-А51/07-2/2770, от 31.07.2007, 25.07.2007 N Ф03-А51/07-2/2819, от 04.07.2007, 27.06.2007 N Ф03-А51/07-2/1631, Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.03.2007 N А19-18407/06-15-Ф02-871/07, от 06.03.2007 N А19-18403/06-15-Ф02-864/07, от 28.02.2007 N А19-22253/06-56-Ф02-767/07, Постановлении ФАС Московского округа от 10.07.2007, 12.07.2007 N КА-А40/6499-07-2, ФАС Северо-Западного округа от 20.07.2007 N А05-331/2007.
Наконец, третья точка зрения заключалась в том, что налоговая база должна определяться в последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС, но не позднее 180 дней с даты помещения товаров под соответствующий таможенный режим (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2007 N А05-11113/2006-26, от 11.07.2007 N А56-41922/2006, от 03.07.2007 N А05-11112/2006-26, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.05.2007 N А19-25012/06-20-Ф02-2443/07, Постановления ФАС Московского округа от 01.08.2007, 07.08.2007 N КА-А40/6969-07, от 03.07.2007, 10.07.2007 N КА-А40/6228-07, от 26.06.2007, 03.07.2007 N КА-А40/5912-07).
Теперь же изменения в п. 9 ст. 165 и п. 9 ст. 167 НК РФ устанавливают, что для лиц, не представляющих таможенные декларации, время на сбор документов также составляет 180 календарных дней - с даты отметки, проставленной пограничными таможенными органами на перевозочных документах, подтверждающей ввоз или вывоз товаров с территории РФ. И только если в течение 180 дней с этой даты документы представлены не были, работы (услуги) облагаются НДС по ставке 18 процентов. Если же впоследствии налогоплательщик представит все необходимые документы, суммы налога, уплаченного по ставке 18 процентов, подлежат возврату в порядке ст. 176 НК РФ.
Переходные положения
Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г., однако распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2007 г. (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ).
Для налогоплательщиков, которые в течение 2007 г. следовали рекомендациям контролирующих органов, это означает следующее. С 01.01.2008 указанные лица вправе подать уточненную декларацию в отношении услуг по транспортировке экспортируемых товаров, оказанных с 01.01.2007, документы по которым были собраны до истечения 180 дней. Дело в том, что с учетом новых правил определения налоговой базы у таких налогоплательщиков фактически образовалась переплата по налогу (в размере НДС, рассчитанном по ставке 18 процентов на 20-е число месяца, следующего за месяцем экспорта), поэтому они имеют право на возврат/зачет излишне уплаченной суммы.
Для сторонников другой позиции отметим следующее. Если исходить из того, что в 2007 г. срок для сбора подтверждающих документов не ограничен 180 днями, то необходимо признать: нормы Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ, устанавливающие такое ограничение, ухудшают положение налогоплательщиков. В силу требований п. 2 ст. 5 НК РФ такие нормы обратной силы не имеют. Следовательно, абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ в редакции Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ действует с 01.01.2008 и применяется только в отношении услуг по транспортировке, которые оказаны с указанной даты. А по услугам, оказанным в 01.01.2007 (независимо от того, в 2007 г. или в 2008 г. истекает 180-дневный срок), применяется старый порядок: база по налогу определяется на последний день месяца, в котором собраны все необходимые документы.
Нулевая ставка НДС применяется по товарам, работам, услугам, используемым в космической деятельности (..)
Предусмотрено, что нулевая ставка НДС применяется не только при выполнении работ (оказании услуг) в сфере космической деятельности, но и при реализации товаров: космической техники, космических объектов, объектов космической инфраструктуры, подлежащих обязательной сертификации (пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ). Сертификат (или его копия) включен в перечень документов, которые необходимо представить для подтверждения нулевой ставки НДС по данным товарам (пп. 4 п. 7 ст. 165 НК РФ).
Кроме того, уточнено, какие именно работы (услуги) в области космической деятельности облагаются по ставке НДС 0 процентов (пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ):
- выполняемые (оказываемые) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве, в том числе управляемой с поверхности или из атмосферы Земли;
- по исследованию космического пространства, по наблюдению за объектами и явлениями в космическом пространстве, в том числе с поверхности или из атмосферы Земли;
- подготовительные или вспомогательные (сопутствующие) наземные работы (услуги), которые технологически обусловлены и неразрывно связаны с работами (услугами), перечисленными выше.
Данные изменения в ст. ст. 164 и 165 НК РФ были внесены Федеральным законом от 04.11.2007 N 255-ФЗ. Согласно ст. 3 Закона изменения вступят в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (был опубликован в "Российской газете" 09.11.2007), но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС. Поэтому новые правила начнут действовать с 1 января 2008 г.
При выделе доли товарища или разделе имущества простого товарищества НДС восстанавливать не нужно (..)
Прямо указывается, что при передаче имущества участнику договора простого товарищества (или его правопреемнику) в случае выдела доли участника из общего имущества или раздела общего имущества НДС восстанавливаться не должен (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Вычет НДС при возврате товара покупателями иностранному продавцу (..)
На практике возможна ситуация, при которой покупатель приобрел товары у продавца-иностранца, исполнил обязанности налогового агента (удержал и перечислил в бюджет НДС), однако впоследствии товар был возвращен продавцу, или же покупатель отказался от товара (работы, услуги). Также возможен возврат иностранному продавцу сумм предоплаты в случае изменения условий или расторжения договора.
Изменения в ст. ст. 170 и 171 НК РФ предусматривают два случая:
1) если покупатель является плательщиком НДС, то уплаченный в качестве налогового агента НДС он вправе принять к вычету (п. 5 ст. 171 НК РФ). Ранее вычет на основании п. 5 ст. 171 НК РФ при возврате товаров, отказе от товаров (работ, услуг), изменении условий либо расторжении договора вправе были применять лишь продавцы;
2) если покупатель не является плательщиком НДС (или освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС), то суммы налога, уплаченные в бюджет в качестве налогового агента, включаются в состав расходов по налогу на прибыль (УСН или ЕСХН) (п. 7 ст. 170 НК РФ).
Изменения, связанные с созданием особых экономических зон нового типа - портовых ОЭЗ (..)
Федеральный закон от 30.10.2007 N 240-ФЗ предусмотрел создание наряду с уже существующими ОЭЗ еще одного типа особых экономических зон - портовых. Они будут устраиваться на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, международных аэропортов, на территориях, предназначенных для строительства или реконструкции таких портов (ч. 2.2 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ). Срок, на который будут создаваться портовые ОЭЗ, - 49 лет (ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ).
Наряду с поправками в Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ", определяющими особенности функционирования портовых ОЭЗ, соответствующие изменения внесены и в гл. 21 НК РФ.
Прежде всего, проведение работ (оказание услуг) в портовой экономической зоне ее резидентами будет освобождаться от обложения НДС (пп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ). Поскольку новая льгота указана в п. 3 ст. 149 Кодекса, резиденты ОЭЗ вправе будут отказаться от ее применения, подав соответствующее заявление в налоговый орган (п. 5 ст. 149 НК РФ).
В случае ввоза в портовую ОЭЗ российских товаров, которые за пределами зоны были помещены под таможенный режим экспорта или перемещения припасов, 180-дневный срок на представление документов, обосновывающих применение ставки НДС 0 процентов, определяется с даты помещения товаров под указанные таможенные режимы (абз. 3 п. 9 ст. 167 НК РФ).
Уточнен перечень документов, необходимый для подтверждения нулевой ставки НДС, в случае, если товары были помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны (пп. 5 п. 1 ст. 165 НК РФ). Так, требуется представление выписки банка (ее копии), подтверждающей фактическое поступление выручки от резидента ОЭЗ на счет налогоплательщика в российском банке. При расчетах наличными выписка банка должна подтверждать внесение налогоплательщиком полученных сумм на свой счет в российском банке (в таком случае требуется представить также копии приходных кассовых ордеров). Если товар ввозится в портовую ОЭЗ - представляются иные подтверждающие передачу товаров резиденту документы.
При ввозе в портовую ОЭЗ российских товаров, помещенных за пределами зоны под таможенный режим экспорта или перемещения припасов, представляемая в подтверждение нулевой ставки НДС таможенная декларация (ее копия) должна содержать отметки таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом, а также таможенного органа, который уполномочен на совершение таможенных процедур и операций в соответствии с таможенным режимом СТЗ и в регионе деятельности которого расположена портовая ОЭЗ. Также в данном случае необходимо представить контракт налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ (абз. 5 и 6 пп. 5 п. 1 ст. 165 НК РФ).
Как указано в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 30.10.2007 N 240-ФЗ, изменения в НК РФ, связанные с портовыми особыми экономическими зонами, вступят в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона (был опубликован в "Российской газете" 07.11.2007), но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Следовательно, новые правила начнут применяться с 1 января 2008 г.
Выводы
1. Квартал является налоговым периодом по НДС для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки (ст. 163 НК РФ).
2. При расчетах собственным имуществом (товарообменных операциях, расчетах ценными бумагами) НДС принимается к вычету в сумме, перечисленной отдельным платежным поручением (п. 2 ст. 172 НК РФ).
3. Не включается в налоговую базу предоплата, полученная продавцом по товарам, работам, услугам, которые освобождены от обложения НДС или облагаются налогом по ставке 0 процентов (п. 1 ст. 154 НК РФ).
4. Налогоплательщики, определявшие до 2006 г. налоговую базу "по оплате", должны в I квартале 2008 г. уплатить налог со стоимости товаров, работ, услуг, реализованных до 1 января 2006 г., но не оплаченных покупателями. Также данные налогоплательщики вправе принять к вычету "входной" НДС по товарам, работам, услугам, принятым на учет до 1 января 2006 г., но не оплаченным продавцам (п. п. 7, 9 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ).
5. Организации и индивидуальные предприниматели могут подтвердить свое право на применение освобождения от уплаты НДС выпиской из книги учета доходов и расходов (п. 6 ст. 145 НК РФ).
6. Не облагается НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование этих указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
7. Реализация лома и отходов черных металлов облагается НДС, а цветных - нет (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ).
8. Налогоплательщики, которые не представляют таможенные декларации для подтверждения нулевой ставки НДС (при перевозке или транспортировке ввозимых или вывозимых за пределы территории РФ товаров), должны представить подтверждающие документы в 180-дневный срок с даты отметки, проставленной пограничными таможенными органами на перевозочных документах, которые подтверждают ввоз или вывоз товаров с территории РФ (п. 9 ст. 165, п. 9 ст. 167 НК РФ).
9. При возврате товара иностранному продавцу покупатель - плательщик НДС вправе принять уплаченный в качестве налогового агента НДС к вычету (п. 5 ст. 171 НК РФ). Покупатель же, не являющийся плательщиком НДС (или применяющий освобождение по НДС), учитывает суммы налога, уплаченные в бюджет в качестве налогового агента, в расходах (п. 7 ст. 170 НК РФ).
.. ->>
Документы, упоминаемые в текущем обзоре - Основных изменений налогового законодательства с 2008 года, можно скачать, кликнув на выделенную часть текста (скачать).
Инструкция по разархивации находится здесь.
Обсудить в форуме.
(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант плюс)
Оглавление | 1 | 2 | 3 | 4 | 5
|
|
|