Artiks Российское Законодательство (RZ4) - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс. Системы КонсультантПлюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Раздел Консультант Плюс. Все о системах КонсультантПлюс Отдел Консультант Плюс. Системы КонсультантПлюс

Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"



Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация


e-mail: написать письмо

Документ недели

[03.01.2023-09.01.2023]

Российское законодательство - Что изменится с 1 января 2023 года

Скачать (139 kb, rar-архив)


Содержание :

Вступают в силу с 1 января 2023 года

   Российское законодательство - Что изменится с 1 января 2023 года (..)

   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР)

С 1 января 2023 года применяется обязательный досудебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц
Вступает в силу общее правило, согласно которому судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий или бездействия его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
(Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ)

С 1 января 2023 года сведения об отнесении контролируемых лиц к социально ориентированным НКО будут формироваться в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий на основе информации, предоставляемой из реестра социально ориентированных НКО
С этой целью предусматривается информационное взаимодействие указанных реестров.
Одновременно состав сведений единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий дополнен сведениями о социально ориентированных НКО.
(Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 N 786)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Вступают в силу положения о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления
Приводится перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения.
Установлен порядок передачи полномочий РФ по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения органам государственной власти субъектов РФ, а также порядок изъятия ранее переданных полномочий.
Определены правила заключения договоров о разграничении полномочий.
Регламентирована процедура наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ и субъектов РФ.
Одновременно урегулированы вопросы экономической основы деятельности органов публичной власти субъекта РФ.
Также установлено, что нормативные правовые акты исполнительных органов субъекта РФ (за исключением нормативных правовых актов высшего должностного лица субъекта РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ) подлежат госрегистрации в соответствии с законами или иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Истекает срок, в течение которого нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом от 21.12.2021 N 414-ФЗ.
(Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 22.08.2022 N 1479)

НАЛОГИ

С 1 января 2023 года организации и ИП обязаны применять особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов посредством перечисления в бюджет РФ единого налогового платежа
С 2023 года необходимо перечислять денежные средства на единый налоговый счет в Казначействе России для исполнения совокупной обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, пеней, штрафов, процентов.
Под совокупной обязанностью понимается общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджет (за исключением суммы НДФЛ, уплачиваемого иностранными гражданами на основании патента, и суммы госпошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ).
Единый налоговый счет ведется в отношении каждого лица.
Установлен перечень документов, на основе которых формируется и подлежит учету на едином налоговом счете совокупная обязанность, виды платежей, которые не учитываются при определении размера совокупной обязанности, порядки зачета и возврата сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета.
Одновременно установлен единый срок представления налоговых деклараций - не позднее 25 числа соответствующего месяца, установлен единый срок уплаты налога на прибыль организаций, НДС, НДПИ, транспортного налога, налога на имущество организаций, УСН, страховых взносов - 28 число соответствующего месяца, а также определен порядок уплаты НДФЛ.
Организации и ИП вправе запросить у налогового органа справку о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета, справку о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, и справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.
Кроме того, в частности, установлены особенности формирования сальдо единого налогового счета, особенности взыскания сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, а также переходные положения.
(Федеральные законы от 14.07.2022 N 263-ФЗ, от 04.11.2022 N 432-ФЗ и от 28.12.2022 N 565-ФЗ; Приказы ФНС России от 09.09.2022 N ЕД-7-19/818@, от 02.11.2022 N ЕД-7-8/1047@, от 14.11.2022 N ЕД-7-19/1086@ и от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1138@; письма ФНС России от 18.10.2022 N КВ-4-1/13949@ и от 26.12.2022 N СД-4-3/17567@; Информация ФНС России)

С 1 января 2023 года операторы электронного документооборота обязаны представлять в ФНС России содержащие реквизиты прослеживаемости счета-фактуры или универсальные передаточные документы, универсальные корректировочные документы в установленном порядке
Указанные документы представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения.
(Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108; Приказ ФНС России от 08.07.2022 N ЕД-7-15/636@)

Изменяются сроки представления уполномоченными кредитными организациями и налоговыми агентами в налоговые органы информации об организациях и ИП, применяющих АУСН
Теперь информация о суммах и видах выплаченных доходов (облагаемых и необлагаемых налогом), суммах стандартных, профессиональных налоговых вычетов, об исчисленных, удержанных и о перечисленных суммах налога в отношении этих доходов представляется:
- за период с 23 числа предыдущего месяца по 22 число текущего месяца - в срок не позднее 25 числа текущего месяца;
- за период с 1 по 22 января - в срок не позднее 25 числа текущего месяца;
- за период с 23 по 31 декабря - в срок не позднее последнего рабочего дня календарного года.
(Федеральный закон от 28.12.2022 N 565-ФЗ)

Обновляется перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией с Россией для целей налогообложения
Теперь перечень содержит 89 государств и 16 территорий (исключены Андорра, Барбадос, Бахрейн, Колумбия, Коста-Рика, Нигерия, Пакистан, Сент-Люсия, Уругвай, Эквадор, специальный административный регион Китая Макао и Фарерские острова, включены Канада, острова Кайман, отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии - Остров Мэн и Гернси).
(Приказ ФНС России от 28.10.2022 N ЕД-7-17/987@)

С 1 января 2023 года не подлежит налогообложению НДС реализация исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения
(Федеральный закон от 19.12.2022 N 520-ФЗ)

Действие нулевой ставки НДС при реализации судов, принадлежащих на праве собственности российской лизинговой компании и зарегистрированных в Российском международном реестре судов, распространено на 2023 год
Ранее льгота применялась к реализации указанных судов только в 2022 году.
(Федеральный закон от 21.11.2022 N 443-ФЗ)

Ввоз на территорию РФ гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства, облагается НДС
Ранее ввоз указанных товаров освобождался от НДС.
(Федеральный закон от 29.09.2019 N 324-ФЗ)

С 1 января 2023 года рекомендуется для использования в работе форма уведомления иностранной организации о выборе налогового органа для представления налоговой декларации и уплаты НДС в целом по всем ее обособленным подразделениям
Также направлены порядки заполнения и направления указанной формы.
(Письмо ФНС России от 14.10.2022 N СД-4-3/13797@; Информация ФНС России)

Ставки акцизов в 2023 году увеличиваются на большинство подакцизных товаров
В частности, с 1 января 2023 года увеличиваются ставки на:
- этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию;
- виноматериалы, виноградное и фруктовое сусло;
- алкогольную продукцию;
- табак, сигары, сигариллы (сигариты), биди, кретек, сигареты и папиросы, а также табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания;
- электронные системы доставки никотина и жидкости для них;
- легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и мотоциклы;
- автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла.
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 323-ФЗ)

С 1 января 2023 года по 31 декабря 2025 года включительно величина, характеризующая ценовой дифференциал на произведенный на территории РФ автомобильный бензин АИ-92 класса 5, принимается равной 146, если такая величина принимает значение более 146
(Федеральный закон от 21.11.2022 N 443-ФЗ)

Изменяется порядок исчисления и уплаты НДФЛ налоговым агентом
В частности, теперь сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом, перечисляется по месту учета налогового агента в налоговом органе (месту его жительства), а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения.
В случае выявления по результатам проведенной налоговым органом налоговой проверки факта неправомерного неудержания налоговым агентом сумм НДФЛ указанные суммы подлежат доначислению.
Изменяются сроки уплаты НДФЛ налоговыми агентами:
- в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц;
- при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов;
- при осуществлении операций с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права.
Установлены особенности определения налоговой базы профессиональным участником рынка ценных бумаг, исполняющим обязанности налогового агента, получившим в 2022 году ценные бумаги, принадлежащие налогоплательщику, от другого профессионального участника рынка ценных бумаг в связи с исполнением принятого (принятых) в 2022 году решения (решений) Банка России о переводе таких ценных бумаг от одного депозитария другому депозитарию.
(Федеральный закон от 28.12.2022 N 565-ФЗ)

Пенсии, выплачиваемые по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими НПФ в пользу членов семьи, близких родственников и детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), не учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ
(Федеральный закон от 28.12.2022 N 561-ФЗ)

Доходы от реализации (погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев, являющихся ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики и на дату реализации (погашения) непрерывно принадлежащих налогоплательщику более одного года, исключены из перечня не облагаемых НДФЛ доходов
(Федеральный закон от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

С 1 января 2023 года датой фактического получения дохода в виде оплаты труда в целях исчисления НДФЛ признается день выплаты такого дохода
Утрачивает силу положение НК РФ, в соответствии с которым такой датой признавался последний день месяца, за который был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ; Письмо ФНС России от 09.11.2022 N БС-4-11/15099@)

С 1 января 2023 года исчисление суммы НДФЛ по процентам по вкладам (остаткам на счетах) в банках осуществляется налоговыми органами также на основании информации, предоставленной Агентством по страхованию вкладов
Агентство по страхованию вкладов в отношении банков в случае осуществления функции временной администрации или полномочия конкурсного управляющего (ликвидатора) обязано представлять не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, в налоговый орган информацию о суммах выплаченных процентов (за исключением процентов по вкладам в валюте РФ, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1% годовых, и по счетам эскроу) в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты.
При этом дата фактического получения дохода в виде процентов определяется:
- в части суммы процентов, погашаемых за счет страхового возмещения, - как дата выплаты налогоплательщику такого страхового возмещения;
- в части суммы процентов, погашаемых в ходе конкурсного производства (ликвидации), - как дата выплаты налогоплательщику денежных средств в счет погашения процентов при осуществлении расчетов в ходе конкурсного производства (ликвидации).
(Федеральный закон от 04.11.2022 N 435-ФЗ)

Выплаты на возмещение расходов добровольцев (волонтеров) на оплату услуг связи освобождаются от обложения НДФЛ
(Федеральный закон от 21.11.2022 N 440-ФЗ)

Доходы от реализации (погашения) акций, облигаций российских организаций и инвестиционных паев, являющихся ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, освобождаются от обложения НДФЛ
При этом на дату их реализации (погашения) они должны непрерывно принадлежать налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более одного года, и в отношении них должно соблюдаться одно из установленных условий.
(Федеральный закон от 21.11.2022 N 443-ФЗ)

С 1 января 2023 года лица по установленному перечню при получении доходов по операциям с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, признаются налоговыми агентами в целях уплаты НДФЛ
Ранее указанные лица были вправе признать себя налоговыми агентами.
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 324-ФЗ)

С 2023 года применяются новые коэффициенты-дефляторы для целей налогообложения
Коэффициенты-дефляторы установлены в следующих размерах:
- для целей применения НДФЛ - 2,270;
- для целей применения НДД - 1,215;
- для целей применения УСН - 1,257;
- для целей уплаты торгового сбора - 1,729.
(Приказ Минэкономразвития России от 19.10.2022 N 573)

Расширяется перечень расходов по стандартизации в целях их отнесения к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией
При этом расходы на проведение работ по разработке документов по стандартизации оборонной продукции организациями, осуществляющими их разработку в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика), к указанным расходам не относятся.
Кроме того, установлен порядок признания расходов по стандартизации оборонной продукции для целей налогообложения прибыли.
(Федеральный закон от 06.03.2022 N 37-ФЗ)

Изменяется классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы
Подраздел "Средства транспортные" четвертой амортизационной группы дополнен позицией 310.29.10.59.131 "Транспортное средство категории N, используемое для перевозки твердых коммунальных отходов (мусоровоз)".
В подразделе "Средства транспортные" пятой амортизационной группы исключена позиция, касающаяся средств автотранспортных специального назначения прочих, не включенных в другие группировки.
(Постановление Правительства РФ от 18.11.2022 N 2090)

Расширяется перечень оснований для применений к основной норме амортизации специального коэффициента не выше 3
Теперь указанный специальный коэффициент можно применять в отношении:
- амортизируемых основных средств, включенных на дату их ввода в эксплуатацию в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
- нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (за исключением нематериальных активов, срок полезного использования которых определен налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем вторым пункта 2 статьи 258 НК РФ).
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 321-ФЗ)

Изменяется перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий
Перечень дополняется 365 новыми позициями, уточняется наименование ряда позиций, отдельные позиции исключены.
(Распоряжение Правительства РФ от 11.07.2022 N 1896-р)

Установлен особый порядок определения даты получения отрицательной курсовой разницы, возникшей в 2023 - 2024 годах по требованиям (обязательствам), в том числе по требованиям по договору банковского вклада (депозита), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), в целях налогообложения прибыли
Датой получения указанного расхода признается дата прекращения (исполнения) требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, при уценке (дооценке) которых возникает отрицательная курсовая разница.
(Федеральный закон от 26.03.2022 N 67-ФЗ; Письмо ФНС России от 07.10.2022 N СД-4-3/13426@)

В 2023 году банки вправе принять решение об одновременном неприменении предусмотренного порядка учета курсовых разниц
(Федеральный закон от 19.12.2022 N 523-ФЗ)

Установлен порядок применения инвестиционного налогового вычета при поддержке образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, имеющих государственную аккредитацию
Установлено, что инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет в совокупности не более 100% суммы расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного таким образовательным организациям.
Инвестиционный налоговый вычет применяется по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений при условии, что организация (ее обособленные подразделения) и образовательная организация, которой безвозмездно передано имущество, находятся на территории того субъекта РФ, который предоставил право на применение указанного вычета.
Законом субъекта РФ могут устанавливаться право на применение такого инвестиционного налогового вычета, предельные суммы расходов в виде стоимости безвозмездно переданного образовательным организациям имущества и (или) виды имущества, а также перечень основных образовательных программ, реализуемых образовательными организациями.
(Федеральный закон от 04.11.2022 N 430-ФЗ)

Вступают в силу положения Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ, устанавливающие меры поддержки для IT-компаний
В частности, такими мерами являются:
- повышающий коэффициент 1,5 к расходам на приобретение права на использование по договорам с правообладателем программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта, в целях налогообложения прибыли;
- инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на оплату работ (услуг) по установке, тестированию, адаптации, модификации программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, и (или) объектов основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, не учитываемой при формировании первоначальной стоимости соответствующих нематериальных активов (при наличии исключительных прав) и объектов основных средств, а также суммы расходов на обучение работников, обслуживающих указанные программы для ЭВМ и базы данных и (или) объекты основных средств.
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 323-ФЗ)

Изменяются перечни доходов, учитываемых при определении доли доходов от IT-деятельности в сумме всех доходов организации в целях применения нулевой ставки по налогу на прибыль и пониженных тарифов страховых взносов
В частности, скорректирован порядок определения доходов от предоставления организацией прав использования собственных программ для ЭВМ, баз данных, в том числе путем предоставления к ним удаленного доступа.
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 321-ФЗ)

Расходы, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных в соответствии с Законом об образовании с образовательными организациями, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций
(Федеральный закон от 18.07.2017 N 169-ФЗ)

Имущество, безвозмездно полученное организацией, на которую законодательством РФ возложена обязанность по принятию в собственность такого имущества, не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций
(Федеральный закон от 28.06.2022 N 196-ФЗ)

С 1 января 2023 года нулевая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, для участников специальных инвестиционных контрактов применяется только в случае, если другой стороной этого контракта является РФ
(Федеральный закон от 19.12.2022 N 523-ФЗ)

К акциям российских организаций, которые на дату их реализации или иного выбытия обращаются на организованном рынке ценных бумаг и являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, применяется нулевая налоговая ставка по налогу на прибыль независимо от состава активов этих российских организаций
Действие абз. 2 п. 2 ст. 284.2 НК РФ было приостановлено до 1 января 2023 года.
(Федеральный закон от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

Участник консолидированной группы налогоплательщиков после окончания с 1 января 2023 года срока действия договора о создании такой консолидированной группы признается перешедшим начиная с налогового периода 2023 года на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, независимо от факта уведомления налогового органа
С 1 апреля 2023 года указанный налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей при условии уведомления об этом налогового органа не позднее 20 числа месяца перехода на уплату ежемесячных авансовых платежей.
(Федеральный закон от 21.11.2022 N 443-ФЗ; Письмо ФНС России от 22.12.2022 N СД-4-3/17363@)

Для организаций, которые производят сжиженный природный газ и до 31 декабря 2022 года включительно экспортировали хотя бы одну его партию на основании лицензии на осуществление исключительного права на экспорт газа, в 2023 - 2025 годах налоговая ставка по налогу на прибыль составляет по общему правилу 34%
(Федеральный закон от 21.11.2022 N 443-ФЗ)

Для резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства РФ в кластер, налоговая ставка по налогу на прибыль в части, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, с 1 января 2023 года составляет 3%
С 1 января 2012 года до 1 января 2023 года налоговая ставка в части, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, для указанных лиц была установлена в размере 0%.
(Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ)

Организации, осуществляющие туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, не вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль
Ранее указанные организации при соблюдении некоторых условий применяли нулевую ставку налога.
(Федеральный закон от 18.07.2017 N 168-ФЗ)

Установлены особенности налогообложения деятельности международных холдинговых компаний (МХК)
В частности, установлены:
- особенности действия актов законодательства о налогах и сборах во времени в отношении МХК;
- перечни доходов и расходов МХК, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
- ставки налога на прибыль организаций по доходам, полученным МХК в виде дивидендов;
- особенности исполнения обязанностей налогоплательщика МХК и лицами, получающими или выплачивающими доход, источником которого является МХК (лицами, выплачивающими доход МХК).
Также установлено, что МХК - эмитент ценных бумаг, выплачивающая доходы в виде дивидендов, обязана довести до сведения налогового агента соответствующее подтверждение не позднее 5 дней с даты, на которую в соответствии с решением о выплате (объявлении) дивидендов определяются лица, имеющие право на их получение, но не позднее дня выплаты дивидендов.
(Федеральный закон от 26.03.2022 N 66-ФЗ)

Вступают в силу положения Федерального закона от 28.06.2022 N 225-ФЗ, касающиеся налогообложения имущества и прибыли участников соглашения о защите и поощрении капиталовложений
В частности, в отношении указанных налогоплательщиков установлены:
- особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций;
- порядок применения налогового вычета по налогу на имущество организаций;
- порядок применения налогового вычета по земельному налогу.

Указанные положения применяются налогоплательщиками - участниками соглашений о защите и поощрении капиталовложений, стороной которых является РФ и которые заключены после 1 июня 2022 года.
(Федеральный закон от 28.06.2022 N 225-ФЗ; Приказ ФНС России от 24.08.2022 N ЕД-7-21/764@; Письмо ФНС России от 29.06.2022 N БС-4-21/8092; Информация ФНС России)

С 1 января 2023 года при государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока сумма земельного налога, исчисленного за период применения коэффициента 2, подлежит перерасчету с учетом коэффициента 1
Указанное положение применяется в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, кроме индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами.
(Федеральный закон от 28.12.2022 N 565-ФЗ)

Установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество и земельному налогу за 2023 год в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость
Налоговая база в отношении указанных объектов определяется как его кадастровая стоимость на 1 января 2022 года, если кадастровая стоимость такого объекта на 1 января 2023 года увеличилась по сравнению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, когда к увеличению кадастровой стоимости соответствующего объекта произошло вследствие изменения его характеристик.
(Федеральный закон от 26.03.2022 N 67-ФЗ)

С 1 января 2023 года организации обязаны сообщать налоговым органам о наличии всех объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость
Представлять такую информацию необходимо в случае неполучения сообщения об исчисленных налоговым органом суммах налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

(Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ; Приказ ФНС России от 10.08.2022 N ЕД-7-21/741@; Письмо ФНС России от 15.09.2022 N БС-4-21/12281@)
Организации не обязаны включать в налоговую декларацию по налогу на имущество сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость
Если у налогоплательщика в истекшем налоговом периоде имелись только такие объекты налогообложения, налоговая декларация не представляется.
При этом налоговые органы будут направлять налогоплательщикам сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога в отношении указанных объектов, составленные на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа.
Налогоплательщик вправе представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность его уплаты, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога.
(Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ; Приказы ФНС России от 09.07.2021 N ЕД-7-21/647@ и от 30.03.2022 N ЕД-7-21/247@; Информация ФНС России)

Субъекты РФ вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки по налогу на имущество организаций в зависимости от вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, и (или) его кадастровой стоимости
Ранее дифференцированные налоговые ставки могли быть установлены в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
(Федеральный закон от 29.11.2021 N 382-ФЗ; Письма ФНС России от 01.03.2022 N БС-4-21/2451@ и от 08.12.2022 N БС-4-21/16658@)

Имущество, закрепленное на праве оперативного управления за учреждениями, находящимися в ведении Управления делами Президента РФ, оказывающими государственные услуги и выполняющими работы по санаторно-курортному лечению и организованному отдыху, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций
(Федеральный закон от 21.11.2022 N 443-ФЗ; Письмо ФНС России от 23.11.2022 N СД-4-21/15784@)

Установлен порядок уменьшения суммы НДПИ, исчисленной при добыче кондиционных руд олова на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа, на сумму налогового вычета
Указанный налоговый вычет вправе применять налогоплательщики, отвечающие установленным требованиям, в налоговых периодах, начало которых приходится на период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2032 года включительно.

В общих случаях сумма налогового вычета за налоговый период определяется по участку недр как величина фактически оплаченных в период с 1 января 2023 года по последнее число (включительно) налогового периода, в котором применяется налоговый вычет, сумм расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, соответствующих определенным критериям, и доведение таких объектов до состояния, в котором они пригодны для использования, включая расходы на разработку проектной и сметной документации, при условии что такие расходы не учитывались ранее.
При этом объекты основных средств, расходы на приобретение (создание) которых учитываются при определении указанных налоговых вычетов, не подлежат амортизации, а сами расходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
(Федеральный закон от 28.12.2022 N 566-ФЗ)

Изменяется порядок расчета налоговых ставок по НДПИ в отношении отдельных полезных ископаемых
В частности, некоторые налоговые ставки, определенные с учетом установленных коэффициентов, в налоговых периодах с 1 января по 31 марта 2023 года включительно увеличиваются на 380 рублей за 1 тонну.
Также в расчет налоговой ставки на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья добавлен показатель ККГ, равный 134 на период с 1 января 2023 года по 30 июня 2024 года включительно.
Скорректирована формула расчета коэффициента НК_ДЕМП.
(Федеральный закон от 21.11.2022 N 443-ФЗ)

С 1 января 2023 года по 31 декабря 2025 года включительно при добыче собственниками объектов Единой системы газоснабжения природного горючего газа сумма НДПИ по совокупности всех участков недр увеличивается на 50 000 млн рублей
(Федеральный закон от 21.11.2022 N 443-ФЗ)

С 1 января 2023 года по 31 декабря 2026 года включительно налогоплательщик вправе уменьшить НДПИ при добыче железной руды (за исключением окисленных железистых кварцитов) на сумму налогового вычета, связанного с созданием объектов размещения отходов горнодобывающих производств
Установлен порядок определения и применения указанного налогового вычета.
Налоговый вычет применяется к сумме НДПИ, исчисленной при добыче железной руды на участках недр, расположенных в границах Качканарского и Нижнетуринского городских округов Свердловской области.
Сумма налогового вычета определяется как величина фактически оплаченных налогоплательщиком в данном налоговом периоде и предыдущих налоговых периодах, но не ранее 1 января 2022 года сумм расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, соответствующих установленным требованиям, и доведение таких объектов до состояния, в котором они пригодны для использования, умноженных на коэффициент 0,33.
При этом указанные расходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Налоговый вычет не применяется начиная с налогового периода, в котором определенная нарастающим итогом сумма налоговых вычетов впервые оказалась более 10 000 млн рублей.
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 323-ФЗ)

Изменяется порядок обложения налогом на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
В частности, установлены географические координаты точек участков недр, расположенных в границах Томской и Омской областей, признаваемых объектом обложения налогом на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
К фактическим расходам по добыче углеводородного сырья на участке недр, связанным с производством и реализацией, помимо прочего отнесены расходы на подготовку и доведение попутного газа, добытого на участке недр, до качества отбензиненного сухого газа.
Скорректирован порядок определения расчетной выручки от реализации углеводородного сырья, порядок и условия переноса убытков на будущее, а также порядок определения и признания исторических убытков.
(Федеральный закон от 28.06.2022 N 234-ФЗ)

УСН и ПСН нельзя применять в отношении производства ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, а также оптовой либо розничной торговли такими изделиями
(Федеральный закон от 09.03.2022 N 47-ФЗ)

С 1 января 2023 года на территории города Байконур проводится эксперимент по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"
Эксперимент проводится в период действия Договора аренды комплекса "Байконур", но не позднее 31 декабря 2028 года.
(Федеральный закон от 21.11.2022 N 441-ФЗ)

Установлены особенности налогообложения НДС и акцизами, а также уплаты госпошлины на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей
(Федеральный закон от 21.11.2022 N 443-ФЗ)

С 1 января 2023 года прекращает свое действие Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонении от уплаты налогов от 08.02.1995
(Информация Минфина России)

ГОСПОШЛИНА

Установлены новые виды госпошлин за совершение юридически значимых действий в отношении транспортных средств
Установлены следующие госполшины:
- за выдачу разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, - 1000 рублей;
- за выдачу свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, - 1500 рублей;
- за продление срока действия свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов - 1000 рублей.
Госпошлина за выдачу свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, увеличена с 800 до 1500 рублей.
(Федеральный закон от 28.06.2022 N 208-ФЗ)

Установлены размеры госпошлины за государственную регистрацию соглашения об изменении или о расторжении договора аренды, если такой договор зарегистрирован в ЕГРН
Для физических лиц госпошлина составит 350 рублей, для организаций - 1 000 рублей.
(Федеральный закон от 05.12.2022 N 493-ФЗ)

Госпошлина за выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в целях получения образования установлена в размере 1 600 рублей
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 347-ФЗ)

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

С 2023 года установлены единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов и единый тариф страховых взносов
Единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в РФ, увеличенного в 12 раз, и примененного к нему коэффициента 2,3, и с 1 января 2023 года в отношении каждого физического лица составляет 1 917 000 рублей.
Единый тариф страховых взносов составит 30% в пределах единой предельной величины и 15,1% свыше указанной величины.
Введена новая форма отчетности по страховым взносам - персонифицированные сведения о физических лицах, включающие персональные данные физических лиц и сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу за предшествующий календарный месяц.
Изменяется срок представления расчета по страховым взносам - не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (ранее - не позднее 30-го числа), установлена новая форма расчета.
Кроме того, установлены:
- нулевой тариф страховых взносов для организаций и ИП, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в период применения специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения";
- отдельные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу прокуроров, сотрудников Следственного комитета РФ, судей федеральных судов и мировых судей;
- пониженные тарифы страховых взносов для отдельных плательщиков страховых взносов;
- размеры страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;
- дополнительное требование к среднесписочной численности работников в целях применения организациями, осуществляющими производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции, пониженных тарифов страховых взносов.
(Федеральные законы от 14.07.2022 N 239-ФЗ и от 21.11.2022 N 443-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 25.11.2022 N 2143; Приказ ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@)

На период 2023 - 2025 годов сохранены действующие тарифы и порядок уплаты страховых взносов на "травматизм"
В указанный период страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний должны уплачиваться в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Сохраняются также действующие льготные тарифы страховых взносов (в размере 60% от установленного размера) для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат инвалидам I, II или III группы, выплат и иных вознаграждений в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ или оказание услуг, договоров авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховые взносы.
(Федеральный закон от 19.12.2022 N 517-ФЗ)

В 2023 году увеличиваются фиксированные размеры страховых взносов на ОПС и ОМС для плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 239-ФЗ)

С 1 января 2023 года фиксированный размер страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для налогоплательщиков, применяющих режим АвтоУСН, составит 2217 рублей
(Постановление Правительства РФ от 25.11.2022 N 2146)

Установлен заявительный порядок применения пониженных тарифов страховых взносов для резидентов территории опережающего развития Дальневосточного федерального округа и свободного порта Владивосток
Плательщики страховых взносов, получившие после 1 января 2023 года статус резидента территории опережающего развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, или статус резидента свободного порта Владивосток, применяют единые пониженные тарифы страховых взносов в течение 10 лет начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором плательщик уведомил налоговый орган об использовании права на их применение.
Соответствующее уведомление можно представить в налоговый орган в течение 3 лет со дня получения статуса резидента территории опережающего развития или свободного порта Владивосток.
Если плательщик не представил уведомление до истечения указанного периода, единые пониженные тарифы страховых взносов применяются в течение 10 лет начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает период представления уведомления.
(Федеральный закон от 21.11.2022 N 442-ФЗ)

БУХУЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

При ведении бюджетного учета с 1 января 2023 года и составлении бюджетной отчетности 2023 года необходимо применять ФСБУ государственных финансов "Государственная (муниципальная) казна"
(Приказ Минфина России от 15.06.2021 N 84н)

При ведении бюджетного учета с 1 января 2023 года и составлении бюджетной отчетности 2023 года применяются отдельные положения ФСБУ государственных финансов "Финансовые инструменты"
(Приказ Минфина России от 30.06.2020 N 129н)

С 1 января 2023 года при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений применяется Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
(Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н; Письмо Минфина России от 01.12.2022 N 02-07-07/117981)

Установлены формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности операторов инвестиционных и финансовых платформ, операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, и операторов обмена ЦФА
Также установлен порядок группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Указанные положения не распространяются на кредитные организации, не являющиеся оператором некредитные финансовые организации, бюро кредитных историй, совмещающие свою деятельность с деятельностью оператора.
(Положение Банка России от 26.10.2021 N 777-П)

С 1 января 2023 года на операторов финансовых платформ распространяются отраслевые стандарты бухгалтерского учета и план счетов бухгалтерского учета некредитных финансовых организаций
Также на них распространяются правила отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций.
Внимание! Банк России сообщает, что будет воздерживаться от применения мер воздействия к операторам финансовых платформ в случае несоблюдения ими требований нормативных актов Банка России по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности с 1 января 2023 года до особого распоряжения.
(Федеральный закон от 20.07.2020 N 211-ФЗ; Информационное письмо Банка России от 16.12.2022 N ИН-018-34/138)

БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

Изменяется порядок применения кодов КОСГУ
В частности, изменения касаются разграничения безвозмездных поступлений в сектор государственного управления на поступления текущего и капитального характера, а также отнесения на статьи КОСГУ отдельных доходов и расходов.
Указанные изменения применяются при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2023 года, составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности за 2023 год.
(Приказ Минфина России от 08.09.2022 N 137н)

При ведении бюджетного учета уполномоченной организацией в рамках переданных полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им ФКУ предусмотрены новые формы электронных первичных учетных документов и формы электронных регистров бухучета
Изменения, предусмотренные Приказами Минфина России от 28.06.2022 N 100н и от 07.11.2022 N 157н, применяются при ведении бюджетного учета уполномоченной организацией в рамках переданных по решению Правительства РФ полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений с 1 января 2023 года.
(Приказы Минфина России от 28.06.2022 N 100н и от 07.11.2022 N 157н)

Установлены сроки представления главными распорядителями средств, главными администраторами доходов и главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета консолидированной бюджетной отчетности в 2023 году
(Приказ Казначейства России от 22.08.2022 N 24н)

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ

Реформирована система обязательного аудита акционерных обществ
Публичное акционерное общество, а в случаях, предусмотренных законом, и непубличное акционерное общество для проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязаны ежегодно привлекать аудиторскую организацию, которая должна быть независима в соответствии с законом об аудиторской деятельности.
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества проводится по требованию акционеров, совокупная доля участия которых в уставном капитале общества составляет 10% и более, в отношении публичного акционерного общества аудиторской организацией, а в отношении непубличного акционерного общества аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, которые должны быть независимы в соответствии с законом об аудиторской деятельности.
Некоторые непубличные акционерные общества освобождены от обязательного аудита (например, не подпадающие под требования Закона об аудиторской деятельности). Освобождение не распространяется, в частности, на непубличные акционерные общества, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также акции которых находятся в собственности РФ, субъекта РФ и (или) муниципального образования.
При этом непубличное акционерное общество, освобожденное от проведения обязательного аудита, вправе в отдельных случаях принять решение о его проведении и привлечь аудиторскую организацию или индивидуального аудитора.
Кроме того, установлено, что обязательный аудит отчетности акционерных обществ могут проводить только аудиторские организации, а обязательный аудит обществ с ограниченной ответственностью - аудиторские организации или индивидуальные аудиторы.
(Федеральные законы от 16.04.2022 N 99-ФЗ и N 114-ФЗ; Информационное сообщение Минфина России от 18.04.2022 N ИС-аудит-53)

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА

Установлены новые порядок и сроки представления операторами услуг платежной инфраструктуры и операторами по переводу денежных средств отчетности по обеспечению защиты информации
Также обновлены формы:
- 0403202 "Сведения об оценке выполнения операторами услуг платежной инфраструктуры требований к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности операционного центра, платежного клирингового центра";
- 0403203 "Сведения о событиях, связанных с нарушением защиты информации при осуществлении переводов денежных средств".
Установлены методики составления указанных форм.
При этом отчетность по форме 0403203 за IV квартал 2022 года (за второе полугодие 2022 года) составляется и представляется по форме, методике и в сроки, которые были установлены Указанием Банка России от 09.06.2012 N 2831-У.
Оператор услуг платежной инфраструктуры, начавший выполнять функции расчетного центра после 1 января 2023 года, представляет в Банк России отчетность по обновленной форме 0403203 начиная с отчетного квартала, следующего за кварталом, в котором он начал выполнять функции расчетного центра.
(Указание Банка России от 12.01.2022 N 6060-У, Положение Банка России от 25.07.2022 N 802-П)

ФИНАНСЫ

Сформирован федеральный бюджет на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основные характеристики федерального бюджета на 2023 год определены исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 149 949 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5%.
(Федеральный закон от 05.12.2022 N 466-ФЗ)

Установлены временные требования к деятельности НПФ, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и НПФ, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также специализированных депозитариев
Также вводятся временные требования к деятельности НПФ и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и НПФ в связи с размещением облигаций в пользу владельца иностранных облигаций, выпущенных иностранными организациями, или лица, осуществляющего права по ним.
(Решения Совета директоров Банка России от 29.12.2022)

С 1 января по 31 декабря 2023 года микрофинансовые организации и кредитные потребительские кооперативы вправе не относить к реструктурированной задолженности для целей формирования резервов на возможные потери по займам задолженность по отдельным договорам займа
(Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022)

В отношении лиц, к которым применяются или могут быть применены иностранные санкции, при включении их в соответствующий перечень может быть ограничен доступ к отдельной информации (сведениям), содержащейся в ГИРБО и ЕГРЮЛ
В случае включения лица в указанный перечень ФНС России ограничивает (возобновляет) доступ к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, по заявлению такого лица в установленном порядке.
Также в случае включения лица в перечень ФНС России ограничивает доступ к содержащимся в ЕГРЮЛ отдельным сведениям при поступлении от такого лица заявления с указанием информации, доступ к которой подлежит ограничению.
Установлены правила формирования перечня лиц.
Приведены основания для включения в перечень, основания для отказа во включении в перечень, основания для исключения из перечня.
Ответственным за принятие решения о включении лиц в перечень и за ведение указанного перечня определен Минфин России.
Перечень не подлежит опубликованию.
(Федеральный закон от 30.12.2021 N 435-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 16.09.2022 N 1624 и N 1625; Приказ Минфина России от 18.11.2022 N 173н? Приказ ФНС России от 14.10.2022 N ЕД-7-1/939@; Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2022 N ИС-учет-42)

Российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля прямого или косвенного участия офшорных компаний в совокупности превышает 25%, не вправе быть получателями отдельных бюджетных средств
Ранее указанные средства запрещалось предоставлять российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышала 50%.
При расчете доли участия не учитывается прямое и (или) косвенное участие офшорных компаний в капитале публичных акционерных обществ (в том числе со статусом международной компании), акции которых обращаются на организованных торгах в РФ, а также косвенное участие таких офшорных компаний в капитале других российских юридических лиц, реализованное через участие в капитале указанных публичных акционерных обществ.
Установлен перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФ.
С 1 января 2023 года до 1 января 2024 года указанный запрет не распространяется на субсидии и бюджетные инвестиции, предоставляемые российским юридическим лицам на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, а также на иные цели, определенные Правительством РФ.
(Федеральные законы от 29.11.2021 N 384-ФЗ и от 21.11.2022 N 448-ФЗ; постановления Правительства РФ от 22.12.2022 N 2385 и от 28.12.2022 N 2488; Приказ Минфина России от 26.05.2022 N 83н)
Сокращаются сроки хранения бюро кредитных историй ряда сведений и документов
Так, с трех лет до одного года сокращены сроки хранения:
- сведений, направленных в адрес контрагентов при предоставлении квалифицированным бюро услуг;
- форм подтверждения пользователями кредитной истории наличия согласия субъекта кредитной истории на получение его кредитного отчета;
- кредитных отчетов, предоставляемых по запросу пользователей кредитной истории (включая передаваемые сведения о среднемесячных платежах, индивидуальные рейтинги и скоринги субъектов кредитных историй).
(Указание Банка России от 08.11.2022 N 6309-У)

Изменяются правила организации и функционирования системы казначейских платежей
В частности, определены лица, подписывающие распоряжение о совершении казначейских платежей в электронной форме, составленное в ЕИС в сфере закупок, усиленной квалифицированной электронной подписью.
В случае составления прямым участником системы казначейских платежей распоряжения о совершении казначейских платежей в ЕИС в сфере закупок осуществляется автоматическая проверка наличия подписей лиц, подписавших распоряжение.
Информационное взаимодействие при осуществлении казначейских платежей по контрактам, подлежащим включению в реестр контрактов, осуществляется в электронной форме, в том числе с использованием ЕИС в сфере закупок.
В новой редакции изложены реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа и реквизиты поручения о перечислении на счет.
(Приказ Казначейства России от 29.07.2022 N 20н)

Изменяется порядок казначейского обслуживания
В частности, в новой редакции изложена форма расшифровки к распоряжению финансового органа.
(Приказ Казначейства России от 29.07.2022 N 19н; Письмо Казначейства России от 22.12.2022 N 07-04-05/14-32433)

Установлены особенности казначейского сопровождения средств
(Федеральный закон от 21.11.2022 N 448-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 26.12.2022 N 2438; Письмо Казначейства России от 21.12.2022 N 07-04-05/02-32336)

С 1 января 2023 года в отношении субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, применяются положения об унификации и стандартизации предоставления субсидий юридическим лицам, ИП, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг
В частности, информация об указанных субсидиях размещается на едином портале бюджетной системы РФ в соответствии с установленным Минфином России порядком.
Установлены порядки определения и отбора получателей субсидии.
(Федеральный закон от 19.12.2022 N 521-ФЗ)

Изменяются требования к получателям субсидий на возмещение части затрат на разработку цифровых платформ и программных продуктов в целях создания и (или) развития производства высокотехнологичной промышленной продукции в части участия в уставном (складочном) капитале офшорных компаний
Теперь организация, претендующая на получение субсидии, не должна являться российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которой доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФ, в совокупности превышает 25%.
(Постановление Правительства РФ от 22.11.2022 N 2112)

Вводятся дополнительные требования к особо значимым проектам по внедрению российских решений в сфере информационных технологий в целях предоставления субсидий Российскому фонду развития информационных технологий
Кроме того, установлено, что теперь конкурсный отбор проектов по внедрению российских решений в сфере информационных технологий может осуществляться только в целях поддержки особо значимых проектов.
(Постановление Правительства РФ от 22.11.2022 N 2111)

С 1 января 2023 года применяется порядок проведения мониторинга достижения результатов предоставления субсидий из региональных и местных бюджетов (в том числе грантов в форме субсидий) производителям товаров, работ, услуг
(Приказ Минфина России от 29.09.2021 N 138н)

Утрачивает силу ряд нормативных актов Минфина России, утвердивших формы соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, ИП и физическим лицам
Напоминаем, что 1 января 2022 года вступила в силу типовая форма соглашения (договора) о предоставлении субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, ИП, а также физическим лицам.
(Приказ Минфина России от 30.11.2021 N 199н)

Возобновляет действие требование к предельному размеру перечисления субсидии на выполнение федеральными бюджетными или автономными учреждениями государственного задания
(Постановление Правительства РФ от 05.08.2022 N 1388)

Установлен перечень информации, которую кредитные и некредитные финансовые организации, а также бюро кредитных историй, кредитные рейтинговые агентства и аудиторские организации, оказывающие профессиональные услуги на финансовом рынке, вправе не раскрывать с 1 января до 1 июля 2023 года
(Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022)

Установлен перечень информации, которую Банк России с 1 января до 1 июля 2023 года не раскрывает на своем сайте
(Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022)

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

Истекает срок действия мер по снижению регуляторной и надзорной нагрузки на организаторов торговли, получивших с 1 декабря 2021 года лицензию торговой системы
(Информационное письмо Банка России от 28.06.2022 N ИН-019-39/89)

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Изменяются правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций
В частности, установлено, что в целях осуществления валютного контроля уполномоченные Правительством РФ органы валютного контроля в пределах своей компетенции запрашивают и получают от резидентов, осуществляющих в РФ валютные операции и получивших доступ к информационной системе "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности, документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов и должны соответствовать установленным требованиям.
Скорректированы способы направления резидентам и нерезидентам запросов о представлении подтверждающих документов и информации, способы направления указанных подтверждающих документов и информации, а также порядок подачи заявления о продлении срока их представления.
Уполномоченные Правительством РФ органы валютного контроля наделены полномочиями по утверждению форм необходимых документов и технических требований к их представлению и направлению.
Также внесены изменения в Постановления Правительства РФ от 28.01.2022 N 65 и от 16.03.2022 N 385 в части функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности.
(Постановление Правительства РФ от 16.11.2022 N 2078)

С 1 января 2023 года требование о репатриации резидентами валюты РФ при экспорте сырьевых товаров не применяется в отношении не более 70% суммы договора
(Федеральный закон от 02.08.2019 N 265-ФЗ)

КЛИРИНГ

Установлены временные требования к квалифицированному центральному контрагенту
Квалифицированный центральный контрагент вправе открывать корреспондентские и иные счета в рублях, иностранной валюте или драгоценных металлах для исполнения обязательств, а также размещать от своего имени и за свой счет временно свободные денежные средства в рублях, иностранной валюте или драгоценные металлы в инструменты, предусмотренные пунктом 2.7 Положения Банка России от 01.11.2018 N 658-П, в иностранных юридических лицах, осуществляющих в соответствии со своим личным законом функции, аналогичные функциям центрального контрагента, клиринговой организации, организатора торговли и расчетного депозитария, и в банках-нерезидентах, не удовлетворяющих определенным требованиям, при условии проведения в рамках системы управления рисками оценки иностранных организаций.
При этом если квалифицированный центральный контрагент в соответствии с указанным положением открыл счета и разместил денежные средства или драгоценные металлы в иностранных организациях, то он должен соблюдать установленные требования.
(Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022)

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ

Установлены макропруденциальные лимиты в отношении отдельных видов потребительских кредитов (займов) на I квартал 2023 года для банков с универсальной лицензией и микрофинансовых организаций
Также установлены числовые значения характеристик кредитов (займов), в зависимости от которых дифференцируются макропруденциальные лимиты.
(Решение Совета директоров Банка России от 21.11.2022; Информационное сообщение Банка России от 21.11.2022)

ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Установлен порядок принудительного перевода учета прав на ценные бумаги
Речь идет о ценных бумагах, права на которые учитываются в иностранной организации.
(Федеральный закон от 19.12.2022 N 519-ФЗ)

Возобновляется действие нормы об обновлении проспекта облигаций в части требования о размещении облигаций не более чем в течение одного года с даты регистрации проспекта
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 292-ФЗ)

   Далее

   Полный текст документа, являющегося героем текущего обзора - Российское законодательство - Что изменится с 1 января 2023 года, можно скачать, кликнув на выделенную часть текста (скачать).

   Инструкция по разархивации находится здесь.

Обсудить в форуме.

Российское Законодательство (RZ4)




Заказать документ




Архив: 17.01 09.01 03.01 26.12 19.12






Copyright © 2002-25 rz4.ru