Artiks Российское Законодательство (RZ4) - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Консультант Плюс
Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"


Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

написать письмо

03.01.2023-09.01.2023 (2)
Российское законодательство - Что изменится с 1 января 2023 года

Скачать (139 kb, rar-архив)


Содержание :

Вступают в силу с 1 января 2023 года

   Российское законодательство - Что изменится с 1 января 2023 года (..)

   РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Установлены временные требования к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в части расчета размера собственных средств
(Решение Совета директоров Банка России от 29.12.2022)

Установлены временные требования к расчету обязательного норматива достаточности капитала дилерами, брокерами, форекс-дилерами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по управлению ценными бумагами
(Решение Совета директоров Банка России от 29.12.2022)

Установлены временные требования к деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг в части открытия и ведения ими лицевых счетов отдельных нерезидентов
Так, например, при ведении реестра владельцев ценных бумаг каждому лицевому счету, открытому нерезиденту, включая лицевой счет для учета права общей долевой собственности на ценные бумаги, в число участников которой входит нерезидент, держатель реестра владельцев ценных бумаг должен присвоить идентификатор, указывающий на то, что лицевой счет открыт нерезиденту.
По решению держателя реестра владельцев ценных бумаг указанный идентификатор может быть включен в уникальный для целей ведения одного реестра владельцев ценных бумаг номер (код) лицевого счета либо сформирован отдельно.
(Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022)

БРОКЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Установлены временные требования к деятельности брокера в части расчета норматива краткосрочной ликвидности
Речь идет о брокере, которому клиенты предоставили право использования их денежных средств в его интересах.
(Решение Совета директоров Банка России от 29 декабря 2022 года)

С 1 января 2023 года брокерам запрещается исполнять поручения неквалифицированных инвесторов по увеличению позиции по ценным бумагам иностранных эмитентов из недружественных стран
При этом под ограничения не попадают бумаги зарубежных эмитентов, которые ведут свою основную деятельность в России.
(Информация Банка России от 06.09.2022, Информация Банка России)

ДЕПОЗИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Обновляются требования к депозитариям при перечислении ими дивидендов, выплачиваемых по акциям российских акционерных обществ
Указанные требования применяются с 1 января по 31 декабря 2023 года.
(Решение Совета директоров Банка России от 29.12.2022)

С 1 января до 31 декабря 2023 года включительно к депозитариям, осуществляющим учет прав на ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к публичному размещению и (или) обращению в РФ, не применяется требование о сроке осуществления депозитарной деятельности
(Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022)

Установлены временные требования к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих депозитарную деятельность
Так, установлены:
- требования к деятельности депозитариев при перечислении ими доходов в денежной форме и иных денежных выплат по облигациям российских эмитентов, а также по облигациям иностранных эмитентов, не являющихся иностранными лицами, указанными в пункте 1 Указа Президента РФ от 05.03.2022 N 95, централизованный учет прав на которые (обязательное централизованное хранение которых) осуществляется депозитариями;
- требования к деятельности депозитариев в части учета прав на еврооблигации и государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте и по которым российским депозитарием (центральным депозитарием) не осуществляется централизованный учет прав (обязательное централизованное хранение), учет которых ведется в российских депозитариях, в случае исполнения в полном объеме обязательств по таким ценным бумагам.
Кроме того, установлен порядок передачи российскими юридическими лицами, имеющими обязательства, связанные с еврооблигациями, денежных средств держателям еврооблигаций, права которых на еврооблигации учитываются российскими депозитариями.
(Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022)

Установлены требования к составлению специализированными депозитариями с 1 января по 31 марта 2023 года включительно отчетности по форме 0420872 в случае отсутствия данных о стоимости актива, величине обязательства акционерного инвестиционного фонда (ПИФ), в том числе по причине отсутствия отчета оценщика
(Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022)

Истекает срок, в течение которого депозитарии должны привести свою деятельность в соответствие с требованиями, установленными Указанием Банка России от 02.11.2021 N 5985-У
(Указание Банка России от 02.11.2021 N 5985-У)

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ужесточаются требования к численности аудиторских организаций
Теперь численность аудиторов в аудиторской организации, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, должна составлять не менее 5 (ранее - не менее 3), а численность аудиторов в аудиторской организации на финансовом рынке - не менее 12 (ранее - не менее 7).
Речь идет об аудиторах, для которых соответствующая организация является основным местом работы.
(Федеральный закон от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

Истекает срок, в течение которого СРО аудиторов обязана привести свою деятельность в соответствие с требованиями, установленными Федеральным законом от 02.07.2021 N 359-ФЗ (за исключением положений о создании и деятельности комитета аудиторских организаций на финансовом рынке)
(Федеральный закон от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

В 2023 году члены совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества могут быть избраны на срок до третьего годового общего собрания акционеров с момента избрания
При этом к такому обществу не применяются отдельные требования Закона об акционерных обществах в части:
- решения вопроса на годовом общем собрании акционеров об избрании совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества;
- включения в повестку дня годового общего собрания акционеров вопроса об избрании совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества;
- срока полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.
(Федеральный закон от 19.12.2022 N 519-ФЗ)

Действие отдельных положений Закона о международных компаниях и международных фондах в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 72-ФЗ распространено на правоотношения, возникшие до 26 марта 2022 года
Речь идет о положениях, в соответствии с которыми:
- срок, в течение которого должны быть произведены инвестиции, составляет 1 год с даты регистрации международной компании;
- иностранное юридическое лицо подлежит исключению из реестра иностранных юридических лиц в государстве или на территории своего личного закона в течение 2 лет со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о регистрации международной компании в порядке редомициляции, если больший срок не установлен законодательством государства или территории личного закона юридического лица.
(Федеральный закон от 19.12.2022 N 519-ФЗ)

КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Расчеты, связанные с операциями, которые совершаются с использованием электронных сертификатов, будут осуществляться с использованием отдельного казначейского счета
Денежные средства, поступившие на отдельный счет, подлежат перечислению в доход федерального бюджета в размере вознаграждения за операции, совершенные с использованием электронного сертификата, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от оператора НСПК сведений о подлежащем уплате кредитными организациями вознаграждении за операции, совершенные с использованием электронного сертификата.
Кредитные организации перечисляют вознаграждение за операции, совершенные с использованием электронного сертификата, для дальнейшего его зачисления Казначейством России в доход федерального бюджета.
Выписка из реестра электронных сертификатов будет подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью оператора информационной системы, предусмотренной частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Истекает срок, в течение которого системно значимые кредитные организации обязаны обеспечить возможность использования электронного сертификата при оплате отдельных видов товаров, работ, услуг.
(Федеральные законы от 29.11.2021 N 384-ФЗ и от 11.06.2022 N 182-ФЗ)

Изменяется план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций
В частности, план счетов дополнен новыми счетами N 496 "Субординированные кредиты (депозиты, займы)" и N 529 "Субординированные облигационные займы".
Утрачивают силу счета 910 "Расчеты по обязательным резервам", 91003 "Недовнесенная сумма в обязательные резервы" и 91010 "Штрафы за нарушение обязательных резервных требований".
(Указания Банка России от 24.03.2021 N 5753-У, от 25.04.2022 N 6130-У и N 6131-У)

Изменяется порядок составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности
Установлено, что инвентаризация недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, активов в форме права пользования проводится не ранее 1 октября отчетного года.
Инвентаризация основных средств должна проводиться не реже 1 раза в 3 года.
Теперь кредитные организации должны отражать корректирующие события после отчетной даты с применением критерия существенности. При его разработке необходимо руководствоваться пунктом 7 МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности". Критерий существенности утверждается кредитной организацией в учетной политике.
Указанные изменения применяются начиная с составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год.
(Указание Банка России от 26.09.2022 N 6255-У)

Изменяются формы отчетности кредитных организаций, представляемой в Банк России
В частности, в новой редакции изложены формы 0409260, 0409410, 0409634, внесены изменения в формы 0409259, 0409316, 0409402, 0409404, 0409909 и порядки их составления и представления, внесены изменения в форму 0409135.
Скорректированы порядки составления и представления форм 0409250, 0409251, 0409256, 0409303, 0409401, 0409405, 0409406, 0409407 и 0409701.
Форма 0409910 утрачивает силу.
Кроме того, изменяются сроки представления отдельных форм отчетности в Банк России.
(Указания Банка России от 08.11.2021 N 5986-У и от 20.04.2022 N 6121-У)

Вознаграждение, перечисляемое кредитными организациями за операции, совершенные с использованием электронного сертификата, установлено в размере 0,5% от суммы операции
(Постановление Правительства РФ от 24.10.2022 N 1890)

Изменяются контрольные показатели уровня операционного риска кредитных организаций
В частности, установлены новые и скорректированы действующие количественные контрольные показатели риска информационной безопасности, внесены изменения в количественные контрольные показатели.
(Указание Банка России от 25.03.2022 N 6103-У)

Временно снижаются минимально допустимые значения надбавки поддержания достаточности капитала и надбавки за системную значимость
Также установлены условия распределения прибыли, компенсационных и стимулирующих выплат.
(Решение Совета директоров Банка России от 29.12.2022)

Установлены минимальные значения кредитных рейтингов кредитной организации для совершения Банком России операций репо и обеспеченного кредитования
(Решение Совета директоров Банка России от 12.10.2022)

С 1 января 2023 года банки с универсальной лицензией должны применять порядок расчета размера операционного риска ("Базель III"), установленный Положением Банка России от 07.12.2020 N 744-П
(Положение Банка России от 07.12.2020 N 744-П)

Изменяется порядок обеспечения организационной независимости подразделения валидации от подразделения по управлению кредитным риском, подразделений, осуществляющих использование рейтинговых систем, и бизнес-подразделений банка
Теперь организационная независимость обеспечивается только путем подчинения данных подразделений разным членам коллегиального исполнительного органа банка, обладающим необходимой квалификацией в вопросах методологии управления кредитным риском и рейтинговых систем, требования к которой устанавливаются внутренними документами банка.
(Указание Банка России от 15.04.2020 N 5442-У)

С 1 января 2023 года применяется новая редакция условий предоставления и погашения кредитов Банка России, обеспеченных ценными бумагами или правами требования по кредитным договорам
В новой редакции учтены положения об использовании кредитных рейтингов кредитных организаций вместо классификационных групп при проведении Банком России операций предоставления ликвидности.
При этом Банк России не будет предъявлять требования о досрочном возврате кредитов, предоставленных до 1 января 2023 года кредитным организациям, не имеющим кредитного рейтинга необходимого уровня.
Кроме того, основанием для досрочного возврата кредита по требованию Банка России является возникновение у кредитной организации просроченных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам, операциям репо в рублях и иностранной валюте, операциям покупки или продажи ценных бумаг, иностранной валюты (включая сделки своп) и драгоценных металлов.
("Условия проведения операций по предоставлению и погашению кредитов Банка России, обеспеченных ценными бумагами или правами требования по кредитным договорам" (приложение 1 к приказу Банка России от 24.12.2019 N ОД-2967); Информационное сообщение Банка России от 23.12.2022)
Обновляются форма и условия рефинансирования Банком России кредитных организаций под обеспечение
(Указание Банка России от 15.09.2021 N 5930-У)

Установлены временные подходы к оценке кредитного риска в целях формирования резервов на возможные потери
С 1 января по 31 декабря 2023 года требования, установленные подпунктами 3.12.2 и 3.12.2.10 пункта 3.12, абзацем шестнадцатым пункта 5.1 Положения Банка России от 28.06.2017 N 590-П, а также абзацами пятым, восьмым - десятым пункта 4.4 Положения Банка России от 23.10.2017 N 611-П распространяются на ссуды (требования, условные обязательства кредитного характера), классифицируемые на портфельной основе, предусмотренные в указанных положениях, величина которых не превышает 50 млн рублей.
(Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022)

Установлены особенности расчета нормативов достаточности капитала, расчета собственных средств (капитала) и формирования резервов банков по кредитам на выкуп у нерезидентов акций (долей) в 2023 году
(Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022)

Установлены особенности оценки риска по кредитным требованиям и требованиям по получению начисленных (накопленных) процентов к кредитным организациям в целях расчета обязательных нормативов банков в 2023 году
(Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022)

Скорректирован порядок признания наступившим события дефолта в целях расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов
В случаях, указанных в абзацах четвертом - седьмом пункта 13.4 Положения Банка России от 06.08.2015 N 483-П, при проведении реструктуризации вследствие возникновения у заемщика финансовых трудностей, приводящей к обесценению кредитного требования более чем на 1%, а также в случаях, для которых во внутренних документах банка определены критерии признания наступившими обстоятельств, свидетельствующих о событии дефолта, событие дефолта признается наступившим без вынесения на утверждение уполномоченному комитету банка.
В иных случаях, указанных в пункте 13.4 Положения Банка России от 06.08.2015 N 483-П, решение о признании события дефолта наступившим утверждается уполномоченным комитетом банка на основании профессионального суждения, подготовленного подразделением банка, занимающимся управлением кредитным риском.
(Указание Банка России от 06.07.2021 N 5849-У)

НЕКРЕДИТНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Некредитные финансовые организации вправе не раскрывать в 2023 году определенную информацию
(Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022)

Изменяется план счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях
В частности, в новой редакции изложены наименования счетов N 338, N 33805, N 344, N 34401, N 34513, N 48401, N 60301 и N 60302.
Уточняется назначение счетов и порядок отражения операций (в том числе по договорам страхования и перестрахования), расчетов по налоговым обязательствам.
(Указание Банка России от 14.09.2022 N 6238-У; Информационное письмо Банка России от 07.12.2022 N ИН-012-17/136)

Изменяется отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций
В частности, в перечень некредитных финансовых организаций, предоставляющих отчет о финансовых результатах, включены ломбарды.
Скорректированы символы доходов и расходов отчета о финансовых результатах для страховых организаций и обществ взаимного страхования.
(Указание Банка России от 14.09.2022 N 6237-У; Информационное письмо Банка России от 07.12.2022 N ИН-012-17/136)

Уточняется порядок отражения на счетах бухгалтерского учета договоров аренды некредитными финансовыми организациями
В частности, теперь в состав арендных платежей, которые включаются в оценку обязательства по договору аренды, для целей отражения на счетах бухгалтерского учета арендатор должен включать платежи (за вычетом сумм НДС), обусловленные договором аренды.
(Указания Банка России от 14.09.2020 N 5544-У и от 14.09.2022 N 6235-У)

Изменяются формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций
В частности, новые строки добавлены в формы 0420903 и 0420913, скорректированы порядки заполнения указанных форм.
(Указания Банка России от 09.09.2021 N 5922-У и N 5923-У)

Изменяются отдельные отраслевые стандарты бухгалтерского учета некредитных финансовых организаций
Изменения внесены в:
- отраслевой стандарт бухгалтерского учета производных финансовых инструментов некредитными финансовыми организациями;
- отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций с ценными бумагами в некредитных финансовых организациях;
- отраслевой стандарт бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями операций по выдаче (размещению) денежных средств по договорам займа и договорам банковского вклада.
(Указания Банка России от 26.09.2022 N 6256-У, N 6257-У и N 6258-У)

С 1 января 2023 года обязательные требования к операционной надежности в целях обеспечения непрерывности оказания финансовых услуг (за исключением банковских услуг) применяются отдельными некредитными организациями, обязанными соблюдать минимальный уровень защиты информации
(Положение Банка России от 15.11.2021 N 779-П)

КРЕДИТНЫЕ КООПЕРАТИВЫ

Уточняются нормы о минимальном объеме информации, предоставляемой получателям финансовых услуг, оказываемых членами СРО в сфере финансового рынка, объединяющих с/х кредитные потребительские кооперативы
Теперь информация о рисках, связанных с исполнением договора, направленного на привлечение денежных средств физических лиц, должна быть указана на первой странице договора перед его условиями.
("Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы" (утв. Решением Комитета финансового надзора Банка России, Протокол от 10.02.2022 N КФНП-5))

МИКРОФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Изменяются формы отчетности микрофинансовых и микрокредитных компаний, представляемой в Банк России
В частности, введена новая форма 0420832 "Отчет об объемах потребительских кредитов (займов), в том числе об объемах потребительских кредитов (займов), в отношении которых устанавливаются макропруденциальные лимиты", установлен порядок ее составления и представления.
Внесены изменения в формы 0420840 "Отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой компании" и 0420846 "Отчет о микрофинансовой деятельности микрокредитной компании" в части отражения информации о фактических значениях экономических нормативов.
(Указание Банка России от 21.09.2022 N 6248-У)

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ

Управляющая компания открытого, биржевого или интервального ПИФ, не менее 10% стоимости чистых активов которого составляют активы, заблокированные из-за санкций, обязана выделить такие активы в дополнительный фонд или изменить тип фонда на закрытый
Установлены особенности выделения активов в дополнительный фонд и особенности изменения типа фонда.
Управляющая компания заблокированного фонда, в котором доля заблокированных активов составляет менее 10% стоимости чистых активов, вправе принять решение о выделении активов заблокированного фонда в дополнительный фонд.
Банком России установлены временные требования к деятельности управляющей компании АИФ, ПИФ или НПФ в части расчета размера собственных средств.
(Федеральный закон от 19.12.2022 N 519-ФЗ; Решение Совета директоров Банка России от 29.12.2022)

С 1 января по 31 декабря 2023 года включительно управляющие компании биржевых ПИФ, в состав активов которых входят иностранные ценные бумаги, не применяют требование о минимальной периодичности определения расчетной цены одного инвестиционного пая, если расчетная цена одного инвестиционного пая определяется не реже одного раза в 30 минут
(Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022)

Концентрационные лимиты при инвестировании активов акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов снижаются до 10%
(Указание Банка России от 05.09.2016 N 4129-У)

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ

Создается система гарантирования прав участников НПФ, осуществляющих деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению
Система будет создана на базе Агентства по страхованию вкладов (АСВ).
В этих целях на АСВ возлагаются функции по формированию фонда гарантирования пенсионных резервов за счет гарантийных взносов, осуществляемых НПФ, и выплате участникам таких фондов или их правопреемникам гарантийного возмещения при наступлении гарантийного случая.
При этом гарантийным случаем признается аннулирование лицензии НПФ или банкротство НПФ.
Гарантийное возмещение предоставляется путем выплаты участнику НПФ или его правопреемнику денежной суммы в размере остатка средств на именном пенсионном счете такого участника, но не более 1,4 млн рублей, а если на дату наступления гарантийного случая участнику НПФ уже назначена негосударственная пенсия - путем перевода в другой НПФ денежной суммы, необходимой и достаточной для выплаты негосударственной пенсии с той же периодичностью, на тот же срок и в том же размере, но не более двукратного размера социальной пенсии по старости.
Корреспондирующие изменения внесены в Закон о негосударственных пенсионных фондах и Закон о банкротстве.
В частности, вводится обязанность НПФ осуществлять гарантийное восполнение резервов покрытия пенсионных обязательств НПФ за счет страхового резерва и собственных средств в целях обеспечения неуменьшения остатков на пенсионных счетах участников в результате размещения НПФ средств пенсионных резервов по итогам каждого периода гарантийного восполнения, продолжительность которого может устанавливаться договором НПО в диапазоне от одного до пяти лет.
Кроме того, уточняются положения, определяющие особенности банкротства НПФ, в том числе в части, касающейся удовлетворения за счет средств пенсионных резервов требований АСВ, возникших в результате осуществления выплаты гарантийного возмещения участникам НПФ или их правопреемникам.
(Федеральные законы от 28.12.2022 N 555-ФЗ и N 556-ФЗ; Информация ГК "Агентство по страхованию вкладов")

Изменяются требования по формированию структуры пенсионных резервов
В частности, установлено, что с 1 января 2023 года:
- стоимость активов по установленному перечню в совокупности не должна превышать 12% стоимости активов, составляющих пенсионные резервы;
- стоимость государственных ценных бумаг одного субъекта РФ, облигаций одного муниципального образования, облигаций одного иностранного государства (включая ценные бумаги, ожидаемые к получению по второй части договора репо и (или) подлежащие передаче по второй части договора репо) не должна превышать 12% стоимости активов, составляющих пенсионные резервы;
- стоимость субординированных облигаций, облигаций, конвертируемых в акции, облигаций без срока погашения и акций одного эмитента (включая ценные бумаги, ожидаемые к получению по второй части договора репо и (или) подлежащие передаче по второй части договора репо), а также субординированных депозитов в указанном эмитенте (если указанный эмитент является кредитной организацией) в совокупности не должна превышать 7% стоимости активов, составляющих пенсионные резервы;
- стоимость ряда других активов в совокупности не должна превышать 30% стоимости активов, составляющих пенсионные резервы.
(Указание Банка России от 05.12.2019 N 5343-У)

Изменяется перечень активов, стоимость которых в совокупности не должна превышать 10% стоимости активов, составляющих пенсионные резервы, на момент заключения сделки по приобретению указанных активов
(Указание Банка России от 28.09.2022 N 6272-У)

ЛИЗИНГ

Изменяются правила предоставления субсидий на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2018 - 2023 годах
В частности, скорректированы требования к организациям в части, касающейся доли участия в уставном (складочном) капитале офшорных компаний.
Документы для участия в отборе, представляемые в Минпромторг России, могут быть подписаны уполномоченным руководителем организации лицом. Изменяется перечень таких документов.
(Постановление Правительства РФ от 20.12.2022 N 2350)

ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

Формирование и учет документов государственного контроля при ввозе кредитными организациями в РФ из государств, не входящих в ЕАЭС, и вывозе из РФ в такие государства слитков аффинированных драгоценных металлов осуществляются в ГИИС ДМДК
(Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 N 576)

Начиная с 1 января 2023 года проводится проверка соответствия установленным критериям организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, включенных по состоянию на 1 января 2020 года в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж
(Постановление Правительства РФ от 09.09.2020 N 1377)

СТРАХОВАНИЕ ВКЛАДОВ

Установлены нулевые дополнительная и повышенная дополнительная ставки страховых взносов, подлежащих уплате банками - участниками системы страхования вкладов в фонд обязательного страхования вкладов
Указанные ставки применяются для исчисления страховых взносов за расчетные периоды I и II календарных кварталов 2023 года.
(Решение Совета директоров ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 19.12.2022, протокол N 6)

СТРАХОВАНИЕ

В 2023 году российским страховщикам разрешается заключать сделки со страховщиками, перестраховщиками и страховыми брокерами из недружественных государств, связанные с экспортом продовольствия и минеральных удобрений
(Федеральный закон от 19.12.2022 N 519-ФЗ)

Изменяется отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования, расположенных на территории РФ
В частности, изменяются общие требования к учету, применяемые страховщиком на каждую отчетную дату.
Так, теперь страховщик, помимо прочего:
- проводит оценку страховых резервов и доли перестраховщиков в страховых резервах по договорам с негарантированной возможностью получения дополнительных выгод (НВПДВ);
- отражает обязательства и доли перестраховщиков в обязательствах по инвестиционным договорам без НВПДВ по справедливой или амортизированной стоимости в соответствии с МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка";
- проводит тестирование на обесценение отложенных аквизиционных расходов;
- списывает отложенные аквизиционные расходы на сумму дефицита, если на отчетную дату балансовая стоимость обязательств недостаточна для покрытия будущих выплат и расходов по заключенным договорам страхования.
Исключены положения, устанавливающие требование и порядок проведения проверки адекватности обязательств страховщика.
Установлено требование об отражении на счетах бухгалтерского учета стабилизационного резерва, сформированного в соответствии с Законом о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования.
Скорректированы отдельные таблицы приложения к указанному отраслевому стандарту бухгалтерского учета.
(Указание Банка России от 14.09.2022 N 6236-У; Информационное письмо Банка России от 07.12.2022 N ИН-012-17/136)

Обновляются требования к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков
В частности, Положением Банка России от 16.11.2021 N 781-П установлены:
- методика определения величины собственных средств (капитала) страховой организации;
- порядки расчета стоимости активов и обязательств страховой организации;
- порядок расчета нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств;
- перечень разрешенных для инвестирования активов;
- правила формирования страховых резервов.
(Положение Банка России от 16.11.2021 N 781-П; Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022; Информационное сообщение Банка России от 28.12.2022)

На 2023 год установлены временные требования к деятельности страховых организаций и обществ взаимного страхования
Например, указанные организации вправе не применять ряд установленных требований.
Обязательства по страховой выплате по основным договорам страхования (договорам перестрахования), передаваемые по заключаемым перестрахователем (страховщиком) договорам перестрахования, не подлежат обязательной передаче национальной перестраховочной компании в перестрахование, если доля участия одной из сторон по договору перестрахования обязательств по основному договору страхования (перестрахования) в уставном капитале другой стороны такого договора составляет не менее 25%.
(Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022)

До 31 декабря 2023 года включительно на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей не будет применяться законодательство РФ о некоторых видах обязательного страхования
Так, не применяется законодательство:
- об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Риск гражданской ответственности перевозчика, зарегистрированного в качестве юридического лица или ИП на указанных территориях, должен быть застрахован в соответствии с законодательством РФ в случае осуществления таким перевозчиком деятельности по перевозке пассажиров за пределами указанных территорий.
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 30 сентября 2022 года.
(Федеральный закон от 19.12.2022 N 519-ФЗ)

До 31 декабря 2023 года включительно Банк России не раскрывает на своем сайте информацию, содержащуюся в отчетности субъектов страхового дела, раскрытие которой может привести к введению иностранных мер ограничительного характера в отношении указанных субъектов
(Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022)

ОСАГО

Заявление о предоставлении компенсации 50% стоимости ОСАГО инвалидам, имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, можно будет подать через единый портал госуслуг
В этом случае территориальный орган СФР в течение 3 рабочих дней со дня вынесения решения о предоставлении компенсации уведомляет об этом гражданина через его личный кабинет на едином портале госуслуг.
(Постановление Правительства РФ от 30.12.2021 N 2579)

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Обновляются общие требования к отчету о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества
В частности, установлены требования к отчету, порядок формирования сведений, включаемых в отчет, и рекомендуемые образцы сведений, включаемых в отчет федеральными государственными учреждениями.
Новые требования применяются начиная с представления отчета за 2022 год, за исключением отдельного положения, которое применяется начиная с представления отчета за 2023 год.
(Приказ Минфина России от 02.11.2021 N 171н)

Расширяются цели благотворительной деятельности
Благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность теперь может осуществляется в целях:
- содействия в оказании медицинской помощи в медицинских организациях;
- содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка.
Доброволец (волонтер) наделен правом получать поддержку в форме:
- оплаты услуг связи;
- страхования жизни или здоровья добровольца (волонтера);
- возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на страхование своих жизни или здоровья.
Установлены основания и порядок выплаты компенсации в целях возмещения вреда жизни или здоровью добровольца (волонтера). Определяется, что такая компенсация выплачивается добровольцу (волонтеру), в частности, в случае участия в ликвидации ЧС и их последствий, профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, а также в случае оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам.
Уточняется порядок ведения ЕИС в сфере развития добровольчества (волонтерства).
(Федеральные законы от 07.10.2022 N 394-ФЗ и от 21.11.2022 N 439-ФЗ)

Заочное голосование членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества может быть проведено с использованием единого портала госуслуг
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 312-ФЗ)

КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАКУПОК

Внесены изменения в Закон о контрактной системе
Установлено, что если стороной соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона является уполномоченный орган, осуществляющий исключительно полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчика, то контракт по результатам проведения совместного конкурса или аукциона заключается таким заказчиком.
Уточняется, что при проведении электронных процедур обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется в том числе путем блокирования денежных средств на специальном счете для их перевода на счет, на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
Подача участником закупки ценового предложения, предусматривающего снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить) ниже нуля, означает подачу предложения о размере платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта и указываемой в качестве цены контракта.
Закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно будет осуществлять в случае заключения контракта на оказание услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники.
(Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ; Приказ Казначейства России от 18.07.2022 N 17н)

С 1 января 2023 года запускается агрегатор предварительных предложений для электронных малых закупок
При этом наименование товара и его характеристики будут указываться путем указания позиции КТРУ.
Оператор электронной площадки будет обеспечивать представление с электронной площадки в единую информационную систему предварительного предложения не позднее одного часа с момента его размещения на такой электронной площадке.
(Федеральный закон от 27.12.2019 N 449-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

С 1 января 2023 года в сведениях об исполнении контракта заказчики должны будут указывать сумму требований об уплате штрафных санкций
Правило будет действовать, если в контракте есть условие об удержании суммы штрафных санкций из оплаты по контракту.
(Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАКУПОК

Участники закупок с запретом допуска иностранного программного обеспечения будут указывать в заявке порядковые номера реестровых записей в реестре российского или евразийского программного обеспечения
Изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Сведения о российских программно-аппаратных комплексах будут включаться в единый реестр российских программ и баз данных. Вводятся понятия "программно-аппаратный комплекс" и "класс программно-аппаратного комплекса".
Предусмотрены требования для включения сведений о программно-аппаратном комплексе в реестр российского программного обеспечения.
Расширен перечень признаков в составе реестровой записи.
Вводятся новые требования к программному обеспечению для целей его включения в реестр (пользовательский интерфейс на русском языке, размещение на территории РФ технических средств хранения исходного текста и объектного кода программного обеспечения и пр.).
Конкретизируются некоторые требования к программным продуктам и правообладателям.
Установлено, что если заявитель не внесет требуемых Минцифры России изменений в сведения о программном обеспечении или программно-аппаратном комплексе либо не представит мотивированное обоснование невозможности внесения таких изменений, то оператор реестра ограничивает доступ к реестровой записи до устранения выявленной недостоверной информации.
(Постановление Правительства РФ от 28.12.2022 N 2461)

Скорректирована форма годового отчета о закупках отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП
В форму включены сведения о договорах по результатам закупок, которые совершают:
- лизинговые компании для приобретения предметов лизинга, в случае если начальная (максимальная) цена обязательного договора купли-продажи, заключаемого для выполнения своих обязательств по договору лизинга, превышает 400 млн рублей;
- гарантирующие поставщики и сетевые организации для приобретения приборов учета электрической энергии, иного оборудования и нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).
(Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

Установлен ряд требований к электронному документу о приемке с целью внесения информации о нем в реестр контрактов
Так, в частности:
- цена за единицу товара, работы, услуги округляется по математическим правилам округления до 11 цифр после запятой;
- стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы, оказанию услуги, сумма налога (при наличии) округляются по математическим правилам округления до 2 цифр после запятой.
(Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

С 1 января 2023 года лицам, не прошедшим регистрацию в соответствии с Порядком регистрации в ЕИС в сфере закупок, доступ в ЕИС прекращается
(Приказ Казначейства России от 10.12.2021 N 39н)

В целях ведения реестра независимых гарантий гарант должен будет формировать информацию об аналоге ИНН в соответствии с законодательством иностранного государства
(Приказ Минфина России от 24.12.2021 N 225н)

Возобновляют действие отдельные нормы об авансовых платежах при заключении госконтрактов
Речь идет о случаях установления авансовых платежей в размере не более 30% (абзац 2 подпункта "а" и подпункт "б" пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496).
(Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 N 505)

Предусматривается необходимость достижения установленного минимального годового объема закупок у субъектов МСП заказчиками, в отношении которых введены санкции или меры ограничительного характера
Исключено требование о достижении указанными заказчиками отдельного минимального объема закупок, участниками которых являются только субъекты МСП.
Также установлено, что до 1 апреля 2023 года в отношении указанных заказчиков не будет проводиться оценка и мониторинг соответствия проектов планов закупки и изменений в такие планы.
Указанные положения применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок, приглашения принять участие в которых направлены или договоры при осуществлении которых заключены (в случае если при осуществлении закупки не предусмотрено направление приглашения принять участие в закупке), с 1 января 2023 года.
(Постановление Правительства РФ от 20.12.2022 N 2359)

Уточняется порядок составления отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО
Реализованы положения части 71 статьи 112 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в 2022 и 2023 годах при определении заказчиками из числа федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ, подведомственных им государственных учреждений или государственных унитарных предприятий, а также муниципальных медицинских организаций объема закупок в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий.
(Постановление Правительства РФ от 20.12.2022 N 2359)

Определены особенности описания отдельных видов товаров, являющихся объектом госзакупки, при закупках которых предъявляются экологические требования
К таким товарам относятся:
- изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения - туалетная бумага, полотенца бумажные, платки носовые бумажные, скатерти бумажные, салфетки разного назначения;
- твердые поверхностные покрытия и элементы благоустройства - покрытия из переработанных материалов, тротуарная плитка, бордюры, ограждения;
- мягкие покрытия - резиновая плитка, покрытия из резиновой крошки, мягкая кровля или иные гидроизоляционные материалы;
- контейнеры и урны для мусора;
- удобрения органические, почвогрунт и грунт, пригодный для технических целей.
При описании указанных товаров указывается доля вторичного сырья, использованного при их производстве.
(Постановление Правительства РФ от 08.07.2022 N 1224)

С 1 января 2023 года при проведении электронных закупок малого объема можно будет заключать контракт с подавшим единственную заявку участником закупки при условии, что заявка соответствует требованиям извещения о закупке
(Федеральный закон от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

Закупку услуг по обращению с отходами I и II классов опасности можно будет осуществлять у единственного поставщика
Кроме того, унифицирован механизм изменения контрактов на выполнение работ по геологическому изучению недр с механизмом изменения контрактов в сфере строительства.
Предусмотрена возможность по аналогии с контрактами по строительству изменять существенные условия контрактов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, в случае изменения объема или видов выполняемых работ, а также при возникновении независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе при необходимости внесения изменений в проектную документацию.
(Федеральный закон от 04.11.2022 N 420-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 20.12.2022 N 2359)

Уточняются антикоррупционные требования к участникам закупок
В частности, должностные лица заказчика или их близкие родственники не могут выступать участниками закупки или быть связанными с юридическими лицами, участвующими в закупке.
(Федеральный закон от 11.06.2022 N 160-ФЗ)

С 1 января 2023 года в отношении ряда товаров увеличивается минимальная доля закупок товаров российского происхождения
(Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2013)

В отношении отдельных медицинских изделий из ПВХ, а также из иных пластиков, полимеров и материалов снижена предельная доля стоимости использованных материалов иностранного происхождения в цене конечной продукции для целей допуска к госзакупкам
(Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 N 76)

Участники закупок, являющиеся иностранными лицами, смогут использовать для подписания информации и электронных документов в сфере закупок электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами и признанные в РФ
Кроме того, предусмотрено, что фамилия и инициалы владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, подписавшего информацию и документы в сфере закупок, подлежащие размещению в ЕИС, размещаются в ЕИС.
(Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

ТОРГИ

Установлены временные требования к деятельности организаторов торговли
Например, до 30 сентября 2023 года включительно организатор торговли не применяет требование о завершении процедуры листинга ценных бумаг иностранных эмитентов на иностранной бирже в качестве основания для принятия решения об исключении указанных ценных бумаг из списка ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, при условии раскрытия иностранным эмитентом информации с соблюдением одного из установленных требований.
(Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022)

ГОСОБОРОНЗАКАЗ

Вступают в силу акты Правительства РФ, устанавливающие правила направления отдельных документов головным исполнителем поставок по гособоронзаказу в уполномоченный банк
Речь идет о:
- уведомлении о полном исполнении госконтракта по гособоронзаказу;
- уведомлении о размере фактических расходов, понесенных головным исполнителем на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимый для выполнения гособоронзаказа;
- уведомлении о согласованном с государственным заказчиком размере прибыли, подлежащей перечислению головным исполнителем при частичном исполнении им госконтракта по гособоронзаказу;
- перечне физических лиц, которым подлежат перечислению денежные средства в качестве платы за установление права ограниченного пользования земельным участком, принадлежащим физическому лицу, либо в качестве возмещения (компенсации) стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих физическому лицу, а также убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением принадлежащих физическому лицу прав, связанных с владением земельным участком, в рамках сопровождаемой сделки, государственным заказчиком по которой является Минпромторг России;
- перечне иностранных исполнителей, участвующих в поставках продукции по гособоронзаказу и входящих в кооперацию головного исполнителя в рамках сопровождаемой сделки.
(Приказы Минпромторга России от 22.11.2022 N 4846, N 4847, N 4848, N 4849 и от 02.12.2022 N 5017)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ

В 2023 году во всех субъектах РФ должна быть проведена государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест без учета ограничений по периодичности проведения государственной кадастровой оценки
В дальнейшем очередная государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест будет проводиться через 4 года с года проведения последней государственной кадастровой оценки, а в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соответствующего решения через 2 года.
(Федеральный закон от 31.07.2020 N 269-ФЗ; Приказ Росреестра от 22.06.2022 N П/0240; Информация Росреестра)

Истекает срок, в течение которого органы государственной власти и органы местного самоуправления, выдавшие после 13 июля 2015 года разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капстроительства, обязаны направить в Росреестр заявление о государственном кадастровом учете указанных объектов
(Федеральный закон от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

Определены особенности предоставления земельных участков из земель с/х назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или КФХ для осуществления КФХ его деятельности
Закреплено право гражданина и КФХ на получение в аренду без проведения торгов на срок до 5 лет земельного участка из земель с/х назначения.
При этом подтверждения отсутствия у гражданина или КФХ земельного участка на территориях иных субъектов РФ не требуется.
Устанавливается запрет на изменение целевого назначения указанного земельного участка, а также на передачу арендованного земельного участка в субаренду и совершение сделок с арендными правами.
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 316-ФЗ)

СТРОИТЕЛЬСТВО

Вводится в действие методика определения сметной стоимости строительства с применением федеральных единичных расценок и их отдельных составляющих
Методика устанавливает порядок определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капстроительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ с применением федеральных единичных расценок и их отдельных составляющих базисно-индексным методом.
(Приказ Минстроя России от 08.08.2022 N 648/пр)

НЕДВИЖИМОСТЬ

Вступают в силу изменения в Закон о государственной регистрации недвижимости
В частности, установлено, что через личный кабинет без подписания усиленной квалифицированной электронной подписью могут быть представлены заявления:
- о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия правообладателя (его законного представителя);
- о внесении в ЕГРН сведений об адресе электронной почты или о почтовом адресе, по которым можно связаться с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, а также лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права и обременение объекта.
Скорректирован перечень назначений здания (добавлено назначение "жилой дом", исключены "жилое" и "жилое строение").
В ЕГРН будут включаться перечни координат пунктов геодезической основы в местных системах координат, установленных в отношении кадастровых округов.
В кадастр недвижимости будет вноситься ряд дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества (например, о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд).
В реестр границ будет вноситься перечень видов разрешенного использования объектов капстроительства, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капстроительства. Также в реестр границ будут вноситься сведения о резервировании земель для госнужд.
Уточнено, что представить заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав можно в числе прочего через региональные порталы госуслуг (на основании соглашений, заключенных органом государственной власти субъекта РФ и Росреестром) или личный кабинет на официальном сайте Росреестра.
Использование кадастровым инженером электронного сервиса "Личный кабинет кадастрового инженера" будет осуществляться по общему правилу без взимания платы. Через личный кабинет кадастровый инженер сможет направлять запросы о предоставлении сведений и информации, необходимых для выполнения им кадастровых работ.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления будут обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений об изъятии земельного участка, расположенных на нем объектов недвижимого имущества для госнужд и о резервировании земель для госнужд (об отмене такого решения).
Государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением публичного сервитута, территории объекта культурного наследия или территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для госнужд, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в ЕГРН сведений о таких публичном сервитуте, территории объекта культурного наследия или территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для госнужд.
Скорректированы отдельные подзаконные акты.
(Федеральный закон от 30.04.2021 N 120-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 09.12.2021 N 2241 и от 01.08.2022 N 1362; Приказы Росреестра от 01.06.2021 N П/0241, от 02.08.2021 N П/0328, от 28.09.2021 N П/0437 и N П/0439, от 08.10.2021 N П/0458, от 08.11.2021 N П/0501 и от 03.12.2021 N П/0568; Письмо Росреестра от 20.07.2021 N 18-02191/21, Письмо ФНС России от 14.09.2022 N БС-4-21/12179@)

Истекает предельный срок уплаты задолженности по арендной плате по договорам аренды недвижимого имущества в связи с COVID-19
(Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 439)

МРОТ

С 1 января 2023 года МРОТ повышен до 16242 рублей в месяц
Также до 1 января 2025 года приостановлено действие частей второй и четвертой статьи 1 Закона о МРОТ.
Закреплено, что МРОТ на 2023 и 2024 годы будет исчисляться исходя из темпа его роста, превышающего на 3 процентных пункта темп роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ.
(Федеральный закон от 19.12.2022 N 522-ФЗ)

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

С 1 января 2023 года вводятся трудовые книжки нового образца
Одновременно обновлен Порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей.
Имеющиеся у работников трудовые книжки ранее установленного образца действительны и обмену на новые не подлежат. Имеющиеся у работодателей бланки трудовых книжек и бланки вкладышей в них старого образца действительны и могут использоваться без ограничения срока.
(Постановление Правительства РФ от 24.07.2021 N 1250; Приказ Минфина России от 11.04.2022 N 55н; Письмо Минтруда России от 01.09.2021 N 14-6/В-1049)

Вводятся в действие новые формы СТД-Р "Сведения о трудовой деятельности, предоставляемые работнику работодателем", СТД-СФР "Сведения о трудовой деятельности, предоставляемые из информационных ресурсов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации", а также правила их заполнения
(Приказ Минтруда России от 10.11.2022 N 713н)

На 2023 год предусматривается допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, действующими на территории РФ
В частности, для ряда территорий (Удмуртская Республика, Краснодарский край, Приморский край и др.) установлены собственные лимиты численности иностранных работников в отдельных видах экономической деятельности.
(Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 N 1751)

С 1 января 2023 года отдельные должностные лица и работники подлежат освобождению от замещаемых должностей и увольнению со службы (работы)
Речь идет о должностных лицах и работниках, не представивших работодателю документы, подтверждающие прекращение права на постоянное проживание на территории иностранного государства.
Аналогичное правило предусмотрено для военнослужащих-контрактников.
(Федеральный закон от 30.04.2021 N 116-ФЗ)

Уточняются гарантии работникам, участвующим в оказании противотуберкулезной помощи
Устанавливается, что гарантии работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, будут распространяться на лиц, работающих не только в бюджетных учреждениях, но и в автономных, казенных организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов РФ.
Таким работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, повышенный размер оплаты труда, и предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными или опасными условиями труда.
(Федеральный закон от 05.12.2022 N 505-ФЗ)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Уточняются отдельные вопросы денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих
Ежемесячная надбавка за особые условия федеральной государственной гражданской службы в ранее предусмотренных размерах будет выплачиваться федеральным госслужащим центральных аппаратов (аппаратов) федеральных госорганов, органов публичной власти и территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус", диппредставительств и консульских учреждений РФ, территориальных органов МИД России.
Иные федеральные государственные гражданские служащие будут получать надбавку в уменьшенных размерах.
(Указ Президента РФ от 31.12.2021 N 749)

Решение о расторжении контракта с госслужащим в связи с мобилизацией, принятое в период с 21 сентября 2022 года до 1 января 2023 года, будет признаваться не действующим с даты принятия этого решения, а госслужба соответствующего лица считаться приостановленной
(Федеральный закон от 05.12.2022 N 472-ФЗ)

С 1 января 2023 года расширяется круг лиц, в отношении которых применяется новый порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих
Новый порядок будет применяться в отношении территориальных органов (органов) федеральных государственных органов, аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ, управлений Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ, представительств РФ и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом.
Кроме того, начиная с 2023 года расширяется применение Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 N 554.
Теперь указанные Правила применяются при исчислении денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (органов) федеральных государственных органов, аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ, представительств РФ, представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, территориальных органов - представительств МИД России на территории РФ, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.
(Федеральный закон от 30.12.2021 N 437-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 01.04.2022 N 554)

ОХРАНА ТРУДА

С 1 января 2023 года сведения, указываемые в заявлении о регистрации в реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, будут проверяться и вноситься в реестр автоматически
Минтруд России должен обеспечивать возможность формирования в автоматическом режиме на сайте ЕИСОТ выписки, содержащей указанные в реестре сведения на момент ее формирования, всем заинтересованным лицам без взимания платы. На выписку наносится двухмерный штриховой код, содержащий в кодированном виде адрес интернет-страницы с размещенными на ней записями в реестре. При помощи двухмерного штрихового кода, нанесенного на выписку, должно быть обеспечено отображение записей в отношении организации, сведения о которой содержатся в реестре, а также может быть реализовано подтверждение актуальности представленной в выписке информации.
(Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 N 2334)

Начинает применяться Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем"
Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков вправе устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Утверждение правил (стандартов) и инструкций по охране труда для работников производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии).
Перечень правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, определяет работодатель в соответствии со спецификой своей деятельности. Правила (стандарты) по охране труда должны содержать требования по обеспечению безопасности труда и контролю при организации работ работодателем (уполномоченным им лицом). Инструкции по охране труда должны содержать требования по безопасному выполнению работ работником (исполнителем).
Правила (стандарты) и инструкции по охране труда должны поддерживаться в актуальном состоянии и соответствовать производственным процессам работодателя, организационным или структурным изменениям.
Приводятся требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда.
(Приказ Минтруда России от 17.03.2022 N 140н)

   Далее

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )









Copyright © 2002-25 rz4.ru