07.02.2024
При подготовке материала использовались
справочно-правовые системы "Консультант Плюс"
Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 - 2028 годы
Утвержден Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2024 - 2028 годы
В документе представлены, в том числе, меры общей, адресной, индивидуальной профилактики, а также информационно-пропагандистского (разъяснительного) характера и защиты информационного пространства РФ от идеологии терроризма.
Реализация Комплексного плана направлена на формирование у населения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей неприятия идеологии терроризма и устойчивости к ее пропаганде.
Ниже приведем текст плана:
Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 - 2028 годы
Утверждаю
Президент Российской Федерации В.ПУТИН
30.12.2023 N Пр-2610
Общие положения
Реализация Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 - 2028 годы <1> направлена на формирование у населения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей <2> неприятия идеологии терроризма <3> и устойчивости к ее пропаганде.
<1> Далее - Комплексный план.
<2> Определены в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".
<3> Идей радикального псевдоислама, украинского национализма и неонацизма, а также субкультуры массовых убийств ("Колумбайн", "Маньяки Культ Убийц"), распространяемых организациями, сообществами, движениями, признанными террористическими. Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, размещен на сайте ФСБ России.
Задачами противодействия идеологии терроризма являются:
- задействование потенциала системы образования, молодежной политики и культуры, а также общественно-политических, воспитательных, просветительских, культурных, досуговых и спортивных мероприятий, прежде всего в образовательных организациях и трудовых коллективах, для устранения предпосылок радикализации населения (общая профилактика) <4>;
<4> Общая профилактика - деятельность по реализации мероприятий с населением (для сферы образования - с обучающимися), направленных на формирование антитеррористического мировоззрения.
- придание системности работе по привитию (разъяснению) <5> традиционных российских духовно-нравственных ценностей категориям населения из числа наиболее уязвимых для воздействия идеологии терроризма и идей неонацизма в целях предупреждения их радикализации (адресная профилактика) <6>;
<5> В отношении граждан Российской Федерации реализуются мероприятия по привитию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а иностранных граждан и лиц без гражданства - по разъяснению этих ценностей в рамках доведения норм законодательства и правил поведения в российском обществе.
<6> Адресная профилактика - деятельность по реализации мероприятий с отдельными социальными группами лиц, уязвимых к воздействию идеологии терроризма, либо отдельными их представителями (например, с лицами получившими религиозное образование за рубежом и имеющими намерения заниматься религиозной деятельностью на территории Российской Федерации).
- повышение результативности мер профилактического воздействия на конкретных лиц, подверженных либо подпавших под влияние идеологии терроризма и неонацизма (индивидуальная профилактика) <7>;
<7> Индивидуальная профилактика - деятельность по реализации мероприятий с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма либо подпавшими под ее влияние, целью которой является формирование у них мотивов к отказу от участия в террористической деятельности.
- обеспечение наполнения информационного пространства актуальной информацией, контрпропагандистскими и иными (текстовыми, графическими, аудио и видео) материалами, формирующими неприятие идеологии терроризма (антитеррористический контент), исходя из особенностей целевой аудитории, а также своевременной блокировки (удаления, ограничения доступа) контента террористического характера <1>.
<1> Под террористическим контентом понимаются материалы, содержащие публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающие терроризм, а также материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, доступ к которым подлежит ограничению на территории Российской Федерации.
Профилактическая работа <2> нацелена в первую очередь на такие категории лиц, как:
<2> Реализация мер разъяснительного, информационного, социального-экономического и правового характера, позволяющих устранять причины и условия для радикализации отдельных групп населения и конкретных лиц.
- представители молодежи, прежде всего разделяющие идеи террористических, экстремистских, националистических и неонацистских, организаций, различных деструктивных движений (субкультур), а также состоящие на различных формах учета в органах и учреждениях системы профилактики в связи со склонностью к суицидальному поведению, совершению насильственных действий;
- население новых субъектов Российской Федерации, прежде всего лица, проживавшие ранее на подконтрольных киевскому режиму территориях <3>;
<3> Установленный силовым путем в 2014 году на территории Украины политический режим, поощряющий на высшем государственном уровне военные преступления, террористические акты и иные насильственные действия в отношение мирного населения, в том числе совершаемые националистическими и неонацистскими формированиями, отказавшийся от исполнения международных правовых актов, одобренных резолюцией Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (Резолюция от 17 февраля 2015 г. N S/RES/2202).
- мигранты, прибывшие в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности или обучения, члены их семей;
- лица, отбывающие либо отбывшие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, прежде всего за осуществление террористической деятельности;
- члены семей лиц, причастных к террористической деятельности (действующих, осужденных, нейтрализованных);
- несовершеннолетние, возвращенные (прибывшие) из зон вооруженных конфликтов.
1. Меры общей профилактики
1.1. В целях формирования у российского населения антитеррористического мировоззрения обеспечивать проведение мероприятий, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября), Дню защитника Отечества (23 февраля), Дню Героев Отечества (9 декабря) <1> с освещением их в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Организовывать привлечение к указанным мероприятиям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и гражданских лиц, участвовавших в борьбе с терроризмом, экспертов, журналистов, общественных деятелей, очевидцев террористических актов и пострадавших от действии террористов.
<1> В рамках исполнения данного пункта дополнительно могут быть проведены аналогичные мероприятия, приуроченные и к иным памятным датам и профессиональным (военным) праздникам.
Расширять практику присвоения улицам, скверам, школам имен Героев Российской Федерации, отличившихся в борьбе с терроризмом, прежде всего с украинскими националистическими и неонацистскими военизированными формированиями, признанными террористическим организациями, и проведения акций "Парта героя" <2>.
<2> Акция "Парта героя" - это Всероссийский патриотический проект партии "Единая Россия", поддержанный школьным сообществом. Парта героя - ученическая парта с размещенной на ней информацией о заслуженном человеке (герое), право сидеть за которой получают ученики имеющие успехи в учебе, принимающие активное участие в жизни школы, района.
Исполнители <3>: на федеральном уровне - Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минцифры России, Росмолодежь, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации <4>;
<3> Органы федеральной и региональной власти, указанные в графе "исполнитель", являются головным исполнителем по отношению к тем субъектам профилактики, которые перечислены после слов "во взаимодействии" либо "с участием". При этом соисполнители обязаны предоставлять информацию головному исполнителю (исполнителям) только по запросу. В случае отсутствия головного исполнителя последовательность перечисления министерств, служб, агентств приводится в соответствии с правовым актом, определяющим структуру федеральных органов исполнительной власти.
<4> Руководство федеральных органов исполнительной власти, имеющих в ведении образовательные организации, обеспечивает общее руководство исполнением мероприятий Комплексного плана, а также организует текущий и итоговый контроль эффективности и качества их реализации указанными организациями. При этом Минобрнауки России в рамках выполнения настоящего документа осуществляет полномочия учредителя в отношении: Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Санкт-Петербургского государственного университета; Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова; Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"; Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации. Не являются исполнителями Комплексного плана образовательные организации, деятельность которых в соответствии с уставом ограничена реализацией программ профессионального обучения без изменения уровня образования и осуществления воспитательной работы со слушателями.
на региональном уровне - исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах культуры, спорта, образования, печати и массовых коммуникаций, молодежной и государственной национальной политики, с участием органов местного самоуправления.
Срок: ежегодно.
1.2. Для создания условий по привитию молодежи неприятия идеологии терроризма включать антитеррористическую тематику в общественно-политические, воспитательные, просветительские, культурные, досуговые и спортивные мероприятия. К их проведению привлекать лидеров общественного мнения <1>, общественных деятелей, представителен традиционных религиозных конфессии, а также задействовать в этой работе возможности общественных и социально ориентированных некоммерческих организации <2>, детских и молодежных движений (обществ, проектов) <3>.
<1> В настоящем документе под лидерами общественного мнения понимаются лица, оказывающие влияние на мнение населения, прежде всего молодежи, интерпретируя (комментируя) содержание и смысл распространяемой ими информации о происходящих событиях.
<2> Автономная некоммерческая организация по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций "Диалог" ("Диалог Регионы"), Автономная некоммерческая организация "Институт развития интернета", Фонд-оператор президентских грантов по развитию гражданского общества, Автономная некоммерческая организация "Россия - страна возможностей", Автономная некоммерческая организация "Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды" и др. В рамках грантовой поддержки субъектов Российской Федерации могут задействоваться возможности региональных социально ориентированных некоммерческих организаций.
<3> Российское движение детей и молодежи "Движение первых", Российское общество "Знание", федеральный проект "Без срока давности" (Общероссийское общественное движение по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества) и др.
Исполнители: на федеральном уровне - федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации;
на региональном уровне - исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, молодежной и государственной национальной политики, культуры, спорта, печати и массовых коммуникаций, с участием органов местного самоуправления.
Срок: ежегодно.
1.3. Для формирования у обучающейся молодежи антитеррористического мировоззрения и устойчивости к пропагандистскому воздействию террористических организаций и популяризирующих массовые убийства движений:
1.3.1. При реализации образовательных программ проводить профилактические мероприятия (тематические лекции, семинары и викторины, кинопоказы, театрализованные постановки, встречи с лидерами общественного мнения), направленные на разъяснение преступной сущности террористических, украинских националистических и неонацистских организаций. Для правового просвещения обучающихся, в том числе доведения информации об ответственности за совершение преступлений террористической направленности, задействовать потенциал кафедр (преподавателей дисциплин) юридического профиля.
Исполнители: на федеральном уровне - Минобрнауки России, Минпросвещения России, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации, с участием Росмолодежи;
на региональном уровне - исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, молодежной и государственной национальной политики, культуры, спорта, печати и массовых коммуникаций, с участием органов местного самоуправления.
Срок: ежегодно.
1.3.2. В образовательной деятельности организовать актуализацию учебно-методических материалов (рабочих программ учебных дисциплин, рекомендаций по подготовке и проведению занятий, планов занятий, учебных пособий, курсов лекций, фондов оценочных средств) в целях решения учебно-воспитательных задач по формированию стойкого неприятия идеологии терроризма.
Исполнители: на федеральном уровне - Минпросвещения России, Минобрнауки России, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации;
на региональном уровне - исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования.
Срок: ежегодно.
1.3.3. В ходе всероссийских и региональных молодежных форумов (конференций) организовывать с привлечением лидеров общественного мнения, общественных деятелей, вернувшихся из зон боевых действий военных корреспондентов, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих <1> и добровольцев <2> проведение тематических мероприятий, направленных на разъяснение молодым людям сущности террористической, украинской националистической и неонацистской идеологии. Расширять практику привлечения молодежи к социально полезной деятельности, позволяющей более эффективно прививать им традиционные российские духовно-нравственные ценности.
<1> По согласованию с МВД России, Минобороны России, Росгвардией и территориальными органами МВД России, Росгвардии, объединений (соединений, воинских частей), входящих в состав военных округов.
<2> Лица, содействовавшие в составе добровольческих формирований выполнению задач специальной военной операции, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, имеющие статус ветерана боевых действий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2023 г. N 342.
Исполнители: на федеральном уровне - Росмолодежь;
на региональном уровне - исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере молодежной политики.
Срок: ежегодно.
1.3.4. В рамках деятельности студенческих научных и творческих сообществ организовывать проведение исследований и реализацию творческих (художественных, театральных, журналистских) проектов антитеррористического содержания. По результатам отбора лучших работ обеспечивать участие их авторов в межвузовских (по линии ведомства и (или) региональных) и всероссийских конкурсах.
Исполнители: Минобрнауки России во взаимодействии с Минкультуры России, Минпросвещения России, Минцифры России, федеральными органами исполнительной власти, имеющими в ведении образовательные организации, а также в части экспертного обеспечения - с Росмолодежью и ФАДН России.
Срок: ежегодно.
1.3.5. В ходе реализации полномочий в установленной сфере деятельности организовывать разработку и внедрение учебных, методических, информационно-разъяснительных и просветительских материалов для использования в образовательном процессе и воспитательной работе с обучающимися образовательных организаций, расположенных на территориях, ранее находившихся под контролем киевского режима.
Исполнители: Минпросвещения России <1>, Минобрнауки России, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации;
<1> Для обеспечения качества реализации данной меры Минпросвещения России целесообразно осуществлять работу в рамках межведомственной экспертно-консультационной группы, сформированной из представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
на региональном уровне - исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования.
Срок: ежегодно.
1.4. В целях противодействия пропагандистскому воздействию на население, прежде всего молодежь новых субъектов Российской Федерации, обеспечить изучение библиотечных фондов на предмет выявления и изъятия изданий, содержащих информацию террористического, экстремистского и деструктивного характера, в том числе фальсифицирующую историю России на всех этапах ее становления и развития и дискредитирующую ее политику.
Исполнители: на федеральном уровне - в части методического руководства в установленной сфере деятельности: Минкультуры России во взаимодействии с МВД России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Рособрнадзором;
на региональном уровне - исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах культуры, образования и государственной национальной политики, с участием органов местного самоуправления.
Срок: ежегодно.
1.5. Для устранения причин и условий, способствующих вовлечению населения в террористическую деятельность:
1.5.1. Проводить работу по привлечению детей и молодежи к деятельности общественных организаций, волонтерских военно-патриотических молодежных и детских объединений, нацеленной на формирование антитеррористического мировоззрения, привитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также организовывать методическое сопровождение этой деятельности.
Исполнители: на федеральном уровне - Росмолодежь во взаимодействии с МВД России, Минобороны России, Минпросвещения России, Росгвардией, в части экспертного обеспечения - с ФАДН России;
на региональном уровне - исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах молодежной политики, культуры, образования, с участием территориальных органов МВД России, Росгвардии, объединений (соединений, воинских частей), входящих в состав военных округов.
Срок: ежегодно.
1.5.2. Оказывать государственную поддержку социально-значимым, в том числе культурно-просветительским, гуманитарным, спортивным проектам, направленным на привитие населению неприятия идеологии насилия и негативных социальных явлений.
Исполнители: на федеральном уровне - Росмолодежь во взаимодействии в части экспертного обеспечения с Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минспортом России, ФАДН России;
на региональном уровне - исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах культуры, образования и молодежной политики, с участием территориальных органов МВД России, Росгвардии, объединений (соединений, воинских частей), входящих в состав военных округов.
Срок: ежегодно.
1.5.3. Обеспечивать максимальный охват позитивной повесткой учащихся общеобразовательных организаций в свободное от учебы время с задействованием структур самоуправления, волонтерских и патриотических движений, а также служб примирения (медиации) по разрешению конфликтных ситуаций.
Исполнители: исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, молодежной и государственной национальной политики, культуры, спорта, печати и массовых коммуникаций, с участием органов местного самоуправления.
Срок: ежегодно.
1.6. В целях своевременного устранения негативных факторов, способствующих распространению среди обучающихся идеологии насилия <1>, организовывать на регулярной основе проведение мониторингов (психологического климата в образовательных организациях <2>, активности виртуальных деструктивных сообществ <3>, динамики насильственных проявлений среди несовершеннолетних), по результатам которых принимать меры, направленные на повышение качества организации и реализации воспитательных и профилактических мероприятий в конкретной образовательной организации.
<1> К ним могут быть отнесены упущения в организации профилактики, неблагоприятный психологический климат, формальная реализация воспитательных программ. Перечень факторов определяется органами управления образованием исходя из научных исследований и анализа причин и условий участия обучающихся в террористической деятельности.
<2> Организуется и проводится в рамках рекомендаций Рособрнадзора по совершенствованию реализации в образовательных организациях программ воспитания.
<3> Осуществляется автономной некоммерческой организацией "Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды" и региональными центрами информационной безопасности (создаются по решению антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации либо высших должностных лиц субъектов Российской Федерации).
Исполнители: на федеральном уровне - Рособрнадзор во взаимодействии с Минпросвещения России, Минобрнауки России, федеральными органами исполнительной власти, имеющими в ведении образовательные организации;
на региональном уровне - исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования.
Срок: ежегодно.
Полный текст документа
можно найти в следующих справочно-правовых системах "Консультант Плюс":
Вы можете БЕСПЛАТНО отправить запрос
- на полный текст этого документа
- на покупку или демоверсию любой из вышеперечисленных систем "КонсультантПлюс" (в составе которой будет и этот нормативный документ)
Заполнить Форму запроса
|