О налоговом администрировании крупнейших налогоплательщиков
16 апреля 2004 года подписан и введен в действие Приказ МНС России N САЭ-3-30/290@ "Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях".
Приказ изменяет условия и порядок налогового администрирования хозяйствующих субъектов, ранее регламентированный Приказом МНС России от 10.08.2001 N БГ-3-08/279 "Об утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию в налоговых органах федерального, окружного и регионального уровней".
Обратим внимание, что в российском законодательстве отсутствует четкое определение понятия налогового администрирования. Однако анализ правовых актов на эту тему, кстати сказать, немногочисленных, позволяет определить налоговое администрирование как систему мероприятий по налоговому контролю и применению мер налоговой ответственности.
Объектом налогового администрирования главным образом является деятельность крупнейших хозяйствующих субъектов, поскольку именно они оказывают решающее влияние на формирование доходной части федерального бюджета. И как отмечается в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21.12.2001 N 888 "О федеральной целевой программе "Развитие налоговых органов (2002 - 2004 годы)", использование такими налогоплательщиками различных схем "оптимизации налогообложения" влечет для государственной казны самые неблагоприятные последствия.
Прежде всего, Приказ устанавливает новый и по своей сути производный критерий отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших. Так, к крупнейшим налогоплательщикам Приказ относит не только организации с высокими финансово-экономическими показателями, но и те организации, которые способны оказывать влияние на деятельность последних. В Приказе этот критерий именуется отношениями взаимозависимости между организациями. Какие именно это отношения, раскрывает статья 20 Налогового кодекса Российской Федерации. Во-первых, отношения признаются взаимозависимыми, когда одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой. Во-вторых, - когда одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению. В-третьих, - если лица согласно семейному законодательству состоят в брачных отношениях, отношениях родства, свойства, усыновления либо попечения.
Кроме того, Приказ изменил и сами финансово-экономические показатели, по которым те или иные организации признаются крупнейшими налогоплательщиками в буквальном смысле. Как и прежде, для выявления крупнейших налогоплательщиков будет приниматься во внимание суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов, суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг, а также размер активов организации.
Однако теперь суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов должен рассчитываться с учетом уменьшений по налогу на добавленную стоимость по внутренним оборотам, но без уменьшения на суммы, признанные в соответствующем году к возмещению налоговыми или судебными органами по налоговой ставке 0 процентов.
По общему правилу величина налогового показателя по-прежнему составляет 1 миллиард рублей. В то же время организации, оказывающие услуги связи либо реализующие (предоставляющие в пользование) технические средства связи, подпадают под федеральное налоговое администрирование, если суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов превышает 300 миллионов рублей; а организации, осуществляющие деятельность в сфере оказания транспортных услуг, - 50 миллионов рублей. Организации, осуществляющие деятельность в сфере оказания транспортных услуг, у которых названный показатель превышает 30 миллионов рублей, согласно Приказу, подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.
(По материалам аналитического обзора, подготовленного компанией КонсультантПлюс )