Архив  1999-2011 г.г.
             ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ 
              В ГЛАВУ 23 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА 
            Второй раз 
              в основополагающий нормативный акт, регулирующий налоговые правоотношения 
              - Налоговый кодекс Российской Федерации, - вносятся изменения и 
              дополнения. Если предыдущие изменения, внесенные Федеральным законом 
              от 29.12.2000 N 166-ФЗ, затронули все главы Кодекса, то на этот 
              раз Федеральным законом от 30.05.2001 N 71-ФЗ внесены изменения 
              и дополнения в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ, регулирующую 
              вопросы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. В соответствии 
              со статьей 2 Федерального закона от 30.05.2001 N 71-ФЗ изменения 
              и дополнения в главу 23 Налогового кодекса РФ вступают в силу по 
              истечении одного месяца со дня официального опубликования указанного 
              Закона (опубликован в "Российской газете", N 105, 02.06.2001). При 
              этом некоторым положениям данного Федерального закона, о которых 
              будет сказано ниже, придана обратная сила: их действие распространено 
              на правоотношения, возникшие с 1 января 2001 года. Укажем на наиболее 
              важные изменения в правовом регулировании налогообложения доходов 
              физических лиц в связи с принятием Федерального закона от 30.05.2001 
              N 71-ФЗ. Новеллой, установленной указанным Федеральным законом, 
              стало появление в Налоговом кодексе РФ статьи 214.1. Данная статья 
              устанавливает особенности определения налоговой базы, исчисления 
              и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными 
              бумагами. Указанную статью нужно рассматривать как важное дополнение 
              Налогового кодекса РФ, которым устранены недостатки в правовом регулировании 
              налогообложения доходов физических лиц. Она содержит положения, 
              которыми урегулирован целый комплекс вопросов, связанных с налогообложением 
              доходов граждан от совершения сделок в отношении таких обладающих 
              спецификой объектов гражданских прав, как ценные бумаги. Обратим 
              внимание на некоторые положения новой статьи Кодекса. Прежде всего, 
              указанная статья устанавливает перечень операций с ценными бумагами, 
              а также операций с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным 
              активом которых являются ценные бумаги (фьючерсные и опционные биржевые 
              сделки), доходы от которых учитываются при определении налоговой 
              базы. В целях налогообложения ценные бумаги выделены в две категории: 
              ценные бумаги, допущенные к обращению у организаторов торговли, 
              имеющих лицензию осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг 
              федерального органа, и ценные бумаги, не обращающиеся на организованном 
              рынке ценных бумаг. Подобный подход не случаен и имеет значение 
              при определении налоговой базы - для каждой операции с ценными бумагами 
              определенной категории статья 214.1 устанавливает особенности ее 
              определения. Федеральным законом от 30.05.2001 N 71-ФЗ дано определение 
              дохода (убытка) по операциям купли - продажи ценных бумаг, а также 
              дохода (убытка) по сделке купли - продажи ценных бумаг. В соответствии 
              с Федеральным законом доход (убыток) по операциям купли - продажи 
              ценных бумаг определяется как сумма доходов по совокупности сделок 
              с ценными бумагами соответствующей категории, совершенных в течение 
              налогового периода, за вычетом суммы убытков. Под доходом по сделке 
              купли - продажи ценных бумаг понимается разница между суммами, полученными 
              от их реализации, и расходами на их приобретение, реализацию и хранение, 
              фактически произведенными налогоплательщиком и документально подтвержденными. 
              В перечень расходов, которые уменьшают налоговую базу, включены, 
              в числе прочих, расходы, возмещаемые налогоплательщиком профессиональному 
              участнику рынка ценных бумаг, а также иные расходы, непосредственно 
              связанные с куплей, продажей и хранением ценных бумаг. Отдельно 
              урегулирован и порядок определения налоговой базы по операциям с 
              финансовыми инструментами срочных сделок. Поскольку операции с ценными 
              бумагами и финансовыми инструментами может осуществлять не только 
              налогоплательщик, но и доверительный управляющий, новая статья Кодекса 
              определяет особенности определения налоговой базы по этим операциям 
              применительно к указанной ситуации. Нужно отметить, что статья 214.1 
              также определяет условия и особенности предоставления налогоплательщику 
              имущественного вычета и вычета в размере фактически произведенных 
              и документально подтвержденных расходов. Следует иметь в виду, что 
              имущественный вычет налогоплательщику в отличие от правила, установленного 
              пунктом 2 статьи 220 Кодекса, может быть предоставлен как у источника 
              выплаты дохода, так и по окончании налогового периода при подаче 
              налоговой декларации в налоговый орган. При наличии нескольких источников 
              выплаты дохода имущественный вычет предоставляется только у одного 
              источника по выбору налогоплательщика. Важно также то, что Федеральным 
              законом от 30.05.2001 N 71-ФЗ, наконец, разрешен вопрос, кто исчисляет 
              и перечисляет налог по указанным в статье 214.1 операциям. Установлено, 
              что расчет и уплата сумм налога осуществляются налоговым агентом 
              (брокером, доверительным управляющим или иным лицом, совершающим 
              операции по договору поручения, комиссии, иному договору в пользу 
              налогоплательщика) по окончании налогового периода или при осуществлении 
              им выплаты денежных средств налогоплательщику до истечения очередного 
              налогового периода. Изменения и дополнения, внесенные в Налоговый 
              кодекс РФ Федеральным законом от 30.05.2001 N 71-ФЗ, касаются не 
              только ценных бумаг. Серьезной переработке подверглись также и другие 
              статьи главы 23 Налогового кодекса РФ, имеющие не менее важное значение 
              для налогоплательщиков. Так, в перечень доходов, освобождаемых от 
              налогообложения, Федеральным законом N 71-ФЗ внесены существенные 
              дополнения. Во-первых, от обложения налогом освобождены доходы, 
              получаемые в виде процентов по срочным пенсионным вкладам, внесенным 
              до 1 января 2001 года на срок не менее шести месяцев, при условии, 
              что указанные проценты выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных 
              исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ России, в течение 
              периода, за который начислены эти проценты. Во-вторых, от налогообложения 
              освобождены также выигрыши по облигациям государственных займов 
              РФ и суммы, получаемые налогоплательщиком в погашение этих облигаций. 
              В соответствии с Федеральным законом N 71-ФЗ действие вышеуказанных 
              положений распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 
              2001 года. Изменениями и дополнениями в пункт 2 статьи 224 и пункт 
              1 статьи 228 Кодекса внесена ясность в вопрос, касающийся налогообложения 
              и порядка уплаты налога с выигрышей от тотализаторов и других основанных 
              на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов). Поясним 
              суть изменений. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (в редакции 
              Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) доходы в виде выигрышей, 
              выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных 
              на риске игр, подлежат обложению по налоговой ставке 35%. Однако 
              Федеральный закон от 30.05.2001 N 71-ФЗ исключил доходы в виде выигрыша 
              от тотализаторов и других основанных на риске игр из перечня доходов, 
              облагаемых по ставке 35%, и распространил действие данного положения 
              на правоотношения, которые возникли с 1 января 2001 года. При этом 
              Федеральный закон обязал физических лиц, получающих выигрыши, выплачиваемые 
              организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр (в 
              том числе с использованием игровых автоматов), самостоятельно исчислять 
              суммы налога, подлежащего уплате в соответствующий бюджет. При этом 
              применяется налоговая ставка 13%. 
            КонсультантПлюс 
            БЕРЕЗКИН А.