Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций
Скачать (102 kb, rar-архив)
Содержание :
Усилены требования к независимости аудиторов и аудиторских организаций
(..)
Советом по аудиторской деятельности 19.12.2019 одобрен новый вариант Правил независимости, в котором учтены нововведения в Международном кодексе этики профессиональных бухгалтеров, устанавливающие международные стандарты независимости.
Новые правила направлены на обеспечение большей независимости аудиторов при выполнении заданий по аудиту, обзорным проверкам финансовой информации прошедших периодов и иных заданий, обеспечивающих уверенность, отличных от аудита и обзорных проверок.
Ниже приведем текст правил:
Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций
(..)
Одобрены Советом по аудиторской деятельности 19 декабря 2019 г., протокол N 51
Настоящие Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (далее - Правила независимости) разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
Введение
(..)
1.1. Требования Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций (далее - "Правила независимости"), обозначенные в нумерации буквой "Т", обязательны к выполнению. Поясняющие положения Правил независимости, обозначенные в нумерации буквой "П", содержат контекстные пояснения, рекомендуемые действия, вопросы для принятия во внимание, иллюстративные примеры и иное руководство, которые необходимы для надлежащего прочтения и понимания положений Правил независимости. В частности, такие поясняющие положения призваны поддержать аудиторов и аудиторские организации (далее совместно - "аудитор") в применении ими концептуального подхода в конкретных обстоятельствах, а также в понимании и соблюдении конкретных требований. Несмотря на то, что поясняющие положения не содержат обязательных к выполнению требований, рассмотрение их необходимо для надлежащего применения требований Правил независимости.
1.2. Согласно Международному стандарту контроля качества (МСКК) 1 аудиторская организация должна внедрить политику и процедуры, призванные обеспечить ее разумную уверенность в том, что сама организация, ее сотрудники и, когда это применимо, иные лица, на которых распространяются требования независимости, сохраняют независимость, когда это требуется соответствующими этическими требованиями. Международные стандарты аудита (МСА), Международные стандарты обзорных проверок (МСОП) и Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) устанавливают этические обязанности на уровне заданий - для руководителей и участников заданий. Распределение таких обязанностей в аудиторской организации зависит от ее размера, структуры и особенностей внутренней организации. Для целей упрощения, в некоторых положениях Правил независимости обязанность по совершению действий в части обеспечения независимости установлена для аудиторской организации, а не для сотрудников или иных лиц в аудиторской организации. В соответствии с МСКК 1 аудиторская организация возлагает обязанность за совершение конкретного действия на лицо или группу лиц (например, аудиторскую группу). Кроме того, аудитор (сотрудник аудиторской организации или индивидуальный аудитор) остается ответственным за соблюдение требований, применимых к его деятельности, имеющейся заинтересованности или взаимоотношениям.
1.3. Независимость связана с принципами объективности и честности. Независимость подразумевает:
а) независимость мышления, то есть такой образ мышления, который позволяет аудитору 1) сформировать вывод, не зависящий от влияния факторов, способных скомпрометировать профессиональное суждение аудитора, и 2) действовать честно, проявлять объективность и профессиональный скептицизм;
б) независимость поведения, то есть такое поведение, которое позволяет избежать фактов и обстоятельств, настолько значимых, что разумная и хорошо информированная третья сторона, взвесив все факты и обстоятельства, может обоснованно посчитать, что честность, объективность или профессиональный скептицизм аудитора были скомпрометированы.
1.4. Указание на независимость аудитора в настоящих Правилах независимости означает, что аудитор соблюдает все положения Правил независимости.
1.5. Кодекс профессиональной этики аудиторов требует от аудиторов соблюдать основные принципы этики и быть независимыми при выполнении заданий по аудиту, обзорным проверкам финансовой информации прошедших периодов, и иных заданий, обеспечивающих уверенность, отличных от аудита и обзорных проверок финансовой информации прошедших периодов (далее - "задания, обеспечивающие уверенность"). Настоящие Правила независимости содержат требования, а также поясняющие положения по применению аудиторами концептуального подхода при выполнении заданий, обеспечивающих уверенность. Концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики, установленный в разделе 3 Кодекса профессиональной этики аудиторов, применим к независимости также, как и к основным принципам этики указанного Кодекса.
1.6. В настоящих Правилах независимости описаны:
а) факты и обстоятельства, включая профессиональную деятельность <1>, заинтересованность и взаимоотношения, которые создают или могут создать угрозы независимости;
<1> Профессиональная деятельность - аудиторская деятельность, а также деятельность, требующая от осуществляющего ее лица навыков и знаний, которыми должен обладать аудитор, в том числе в области бухгалтерского учета, аудита, налогообложения, управленческого консультирования и управления финансами.
б) потенциальные действия, включая меры предосторожности, которые могут быть предприняты в ответ на данные угрозы;
в) ситуации, в которых угрозы не могут быть устранены, или меры предосторожности, которые могут быть предприняты для снижения угроз до приемлемого уровня, отсутствуют.
Часть I.
АУДИТ ИЛИ ОБЗОРНЫЕ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПРОШЕДШИХ ПЕРИОДОВ
Раздел 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СОБЛЮДЕНИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ПО АУДИТУ ИЛИ ОБЗОРНЫМ ПРОВЕРКАМ
(..)
Введение
1.7. Общественные интересы и Кодекс профессиональной этики аудиторов требуют независимости аудитора при выполнении заданий по аудиту и обзорным проверкам.
1.8. Настоящая часть Правил независимости устанавливает требования к независимости аудитора при выполнении заданий по аудиту и обзорным проверкам. Термины "задание по аудиту", "аудируемое лицо" и "аудиторское заключение" в настоящей части Правил независимости равно применимы к заданиям по обзорной проверке, клиентам по заданиям по обзорной проверке и заключениям по результатам обзорной проверки соответственно.
Общественно значимые организации
1.9. В целях настоящей части Правил независимости под общественно значимыми организациями понимаются организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иные кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, а также организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг, и организации, которые представляют и (или) раскрывают консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О консолидированной финансовой отчетности".
Аудиторское заключение, включающее указание на ограничение
его использования и распространения
1.10. В случае, если аудиторское заключение включает указание на ограничение его использования и распространения, и при этом соблюдаются условия, установленные в разделе 13 Правил независимости, требования независимости, установленные настоящей частью Правил независимости, могут быть модифицированы в соответствии с положениями раздела 13 Правил независимости.
Задания, обеспечивающие уверенность, отличные
от аудита и обзорной проверки финансовой информации
прошедших периодов
1.11. Правила независимости, применимые при выполнении заданий, обеспечивающих уверенность, отличные от аудиту и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов, представлены в части II Правил независимости.
Общие положения
1.12.Т. При выполнении аудиторского задания аудитор должен быть независим.
1.13.Т. При выполнении аудиторского задания для целей выявления и оценки угроз независимости, а также принятия мер в ответ на данные угрозы аудитор должен применять концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики, установленный в разделе 3 Кодекса профессиональной этики аудиторов.
Связанные стороны
1.14.Т. В целях Правил независимости в состав аудируемого лица, являющегося организацией, ценные бумаги которой допущены к обращению на организованных торгах, включаются также все связанные стороны этой организации. В иных случаях в состав аудируемого лица включаются стороны, находящиеся под его прямым или косвенным контролем. В случаях, когда аудиторская группа знает или имеет основания полагать, что взаимоотношения или обстоятельства предполагают наличие иных связанных сторон у аудируемого лица, в отношении которых уместно оценивать независимость аудиторской организации от аудируемого лица, аудиторская группа должна учесть такие связанные стороны при выявлении и оценке угроз независимости, а также принятии мер в ответ на данные угрозы.
1.14.П1. Для целей Правил независимости в качестве связанных сторон рассматриваются те из них, которые находятся в любом из указанных ниже взаимоотношений с аудируемым лицом:
а) организация, обладающая контролем (непосредственно или через третьих лиц) над аудируемым лицом при условии, что данное аудируемое лицо является существенным по отношению к указанной организации <2>;
<2> Здесь и далее при упоминании того, что одно лицо является существенным по отношению к другому, понимается, что числовые данные отчетности первого лица являются существенными для отчетности второго лица.
б) организация, имеющая прямую финансовую заинтересованность в аудируемом лице при условии, что данная организация обладает значительным влиянием на аудируемое лицо, и указанная заинтересованность в аудируемом лице является существенной для данной организации;
в) организация, контролируемая аудируемым лицом (непосредственно или через третьих лиц);
г) организация, в которой аудируемое лицо либо организация, связанная с аудируемым лицом согласно пункту (в) выше, имеет прямую финансовую заинтересованность, которая обеспечивает значительное влияние на данную организацию, и при этом указанная финансовая заинтересованность является существенной для аудируемого лица и связанной с ним организации, указанной в подпункте "в" выше;
д) организация, которая находится под общим контролем с аудируемым лицом ("сестринская организация"), если и данная сестринская организация, и данное аудируемое лицо являются существенными для организации, контролирующей данное аудируемое лицо и его сестринскую организацию.
Период, в течение которого требуется независимость
1.15.Т. Для целей настоящей части Правил независимости независимость должна обеспечиваться в течение:
а) периода выполнения задания;
б) периода, охватываемого бухгалтерской (финансовой) отчетностью.
1.15.П1. Период выполнения задания начинается с момента начала работ по аудиту аудиторской группой и заканчивается в момент предоставления аудиторского заключения аудируемому лицу. Если задание выполняется на периодической основе, то датой окончания его считается более поздняя из следующих дат: дата, когда одна из сторон уведомила другую, что договорные отношения закончены, либо дата представления последнего аудиторского заключения аудируемому лицу.
1.16.Т. В случае, если организация становится аудируемым лицом в течение или после периода, охватываемого бухгалтерской (финансовой) отчетностью, подлежащей аудиту, аудитор должен установить, не возникают ли какие-либо угрозы независимости вследствие:
а) финансовых или деловых взаимоотношений с аудируемым лицом, имевших место в течение или после периода, охватываемого бухгалтерской (финансовой) отчетностью, до принятия задания по аудиту;
б) услуг, ранее оказанных аудируемому лицу аудиторской организацией или иной организацией, входящей в сеть.
1.16.П1. Угроза независимости возникает в случае, если услуга, не обеспечивающая уверенность, оказывалась аудируемому лицу в течение или после периода, охватываемого бухгалтерской (финансовой) отчетностью, но до начала выполнения работ по аудиту, и при этом данная услуга не считалась бы разрешенной в течение периода выполнения задания по аудиту.
1.16.П2. Примеры мер предосторожности, которые могут быть предприняты в ответ на данные угрозы, в частности, включают:
а) использование лиц, которые не являются участниками аудиторской группы, для участия в оказании услуги;
б) проведение надлежащим проверяющим лицом <3> проверки выполненных работ по аудиту и, при необходимости, заданию, не обеспечивающему уверенность;
<3> Здесь и далее под надлежащим проверяющим лицом понимается лицо, определенное в пункте 4.8.П4 Кодекса профессиональной этики аудиторов.
в) привлечение другой организации, не входящей с аудитором в одну сеть, для оценки результатов задания, не обеспечивающего уверенность, или повторное проведение такой организацией работы по заданию, не обеспечивающему уверенность, в таком объеме, чтобы ответственность за его выполнение перешла к данной другой организации.
Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими
за корпоративное управление
1.17.П1. Пункты 4.9.Т и 4.10.Т Кодекса профессиональной этики аудиторов устанавливают требования в части информационного взаимодействия с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица.
1.17.П2. В отсутствие соответствующих требований в Кодексе профессиональной этики аудиторов, настоящих Правилах независимости, стандартах аудиторской деятельности или нормативных правовых актах, аудитору, тем не менее, рекомендуется осуществлять регулярное информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица, касательно взаимоотношений или обстоятельств, которые, по мнению аудитора, могут оказать влияние на независимость аудитора. Такое информационное взаимодействие позволяет лицам, отвечающим за корпоративное управление аудируемого лица:
а) учитывать суждение аудитора в отношении выявления и оценки угроз независимости;
б) учитывать меры предосторожности, принимаемые аудитором в ответ на угрозы независимости, включая уместность имеющихся и возможных к применению мер предосторожности;
в) осуществлять соответствующие действия.
Указанный подход может быть особенно действенным в ответ на угрозы шантажа, близкого знакомства.
Сетевые организации
1.18.П1. Аудиторские организации часто создают совместно с другими аудиторскими и иными организациями объединения организаций. Приводит ли создание таких объединений к образованию сети зависит от конкретных фактов и обстоятельств, и не зависит от того, являются ли организации, входящие в объединения, самостоятельными юридическим лицами.
1.19.Т. В случае, когда аудиторская организация является сетевой, она должна быть независима от аудируемых лиц других аудиторских организаций, входящих в ту же сеть, в соответствии с требованиями настоящей части Правил независимости.
1.19.П1. Требования к независимости, содержащиеся в настоящей части Правил независимости и относящиеся к сетевым организациям, применяются к любой организации, входящей в сеть вне зависимости от того, является ли такая организация аудиторской. Например, в одну сеть с аудиторской организацией могут входить организации, оказывающие консалтинговые или юридические услуги, но не являющиеся при этом аудиторскими организациями.
1.20.Т. В случае вхождения в объединение организаций аудиторская организация должна:
а) с использованием профессионального суждения определить, является ли объединение сетью;
б) оценить, придет ли разумное и хорошо информированное третье лицо, скорее всего, к выводу, что организации связаны между собой таким образом, что представляют собой сеть;
в) применять данное суждение последовательно ко всем организациям, входящим в объединение.
1.21.Т. Аудиторская организация должна сделать вывод о наличии сети, когда целью создания объединения является взаимодействие входящих в него организаций, а также входящие в объединение организации:
а) распределяют прибыль или расходы между собой (см. пункт 1.21.П2 Правил независимости);
б) находятся под общим владением, контролем или управлением (см. пункт 1.21.П3 Правил независимости);
в) имеют единую систему контроля качества, включающую единые подходы и процедуры (см. пункт 1.21.П4 Правил независимости);
г) разделяют общую стратегию ведения деятельности (см. пункт 1.21.П5 Правил независимости);
д) используют единое наименование бренда (см. пункты 1.21.П6 и 1.21.П7 Правил независимости); или
е) совместно используют значительные профессиональные ресурсы (см. пункты 1.21.П8 и 1.21.П9 Правил независимости).
1.21.П1. Между организациями, входящими в объединение, которое представляет собой сеть, могут быть иные договоренности, не указанные в пункте 1.21.Т Правил независимости. Однако если объединение имеет целью только передачу работ между входящими в него организациями, то такое объединение не может считаться сетью.
1.21.П2. Распределение несущественных расходов само по себе не приводит к образованию сети. Кроме того, если распределение расходов касается расходов, связанных с развитием или совершенствованием методики аудита, методических документов по аудиту, проведением обучения, то такое распределение само по себе не приводит к образованию сети. Взаимоотношения организаций (не являющихся связанными иным образом), имеющие целью совместное оказание услуг или совместную разработку продукта, также не приводят к образованию сети.
1.21.П3. Общее владение, контроль или управление могут быть достигнуты на основании заключенного договора, либо по иным основаниям.
1.21.П4. Под общей системой контроля качества понимаются те подходы и процедуры, которые разрабатываются, внедряются и обеспечиваются мониторингом в рамках всего объединения организаций.
1.21.П5. Общая стратегия ведения деятельности предполагает наличие договоренности между организациями стремиться к достижению общих стратегических целей. Организация не считается сетевой организацией, если она взаимодействует с другой организацией лишь для того, чтобы выступить на рынке с единым предложением оказания аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (далее совместно - "профессиональные услуги" или "услуги").
1.21.П6. Единое наименование бренда включает общие начальные буквы в наименовании или единое наименование. Считается, что аудиторская организация использует единое наименование бренда, если, например, название организации, используемое руководителем при подписании аудиторского заключения, включает часть или полное наименование бренда.
1.21.П7. В случае, когда аудиторская организация не принадлежит к сети и не использует общее наименование бренда в своем названии, она может создать впечатление своей принадлежности к сети, ссылаясь на свое членство в объединении аудиторских организаций на своих канцелярских принадлежностях или в своих рекламных материалах. Следовательно, если вопросу о том, как аудиторская организация представляет себя на рынке, не оказывать должного внимания, то у стороннего лица может возникнуть ложное понимание, что данная организация входит в сеть.
1.21.П8. Под профессиональными ресурсами понимаются:
а) общие системы, которые дают возможность организациям обмениваться информацией, такой как клиентская база, учетные данные и данные о временных трудозатратах;
б) руководители заданий, другие специалисты;
в) методологические подразделения, которые оказывают консультационную поддержку для заданий, обеспечивающих уверенность, по вопросам методики и (или) отраслевым особенностям учета;
г) методика аудита и (или) методические документы по аудиту;
д) обучение и ресурсы для осуществления учебного процесса.
1.21.П9. Значительный характер совместно используемых профессиональных ресурсов зависит от обстоятельств. Например:
а) Если совместно используемыми являются только общая методика аудита или методические документы по аудиту, без обмена специалистами, клиентской базой, или информацией о рынке, то маловероятно, что совместные профессиональные ресурсы могут считаться значительными. То же самое относится к обстоятельствам, когда имеет место только совместное обучение.
б) Если совместно используемые ресурсы подразумевают обмен специалистами или информацией (например, привлечение специалистов из общего резерва, создание в структуре объединения общего методологического подразделения для обеспечения входящих в объединение организаций методической поддержкой), то разумное и хорошо информированное третье лицо, скорее всего, сделает вывод о значительности совместно используемых ресурсов.
1.22.Т. В случае, когда аудиторская организация продает часть своей деятельности (компонент), и при этом в течение ограниченного периода времени данный компонент продолжает использовать полностью или частично наименование аудиторской организации - продавца или сети, соответствующие организации должны определить, каким образом представлять сторонним лицам информацию о том, что они более не входят в одну сеть.
1.22.П1. Соглашение о продаже компонента может предусматривать, что в течение ограниченного периода времени проданный компонент может продолжить использовать полностью или частично наименование аудиторской организации - продавца или сети, несмотря на то, что связь с аудиторской организацией - продавцом или сетью отсутствует. В данных обстоятельствах несмотря на то, что две организации могут осуществлять свою деятельность, используя одно наименование, факты указывают на то, что они не являются частью объединения, созданного для их взаимодействия, и, следовательно, не являются сетевыми организациями.
Общий подход к документированию независимости в рамках
заданий по аудиту и обзорным проверкам
1.23.Т. Аудитор должен документировать свои выводы о соблюдении требований настоящей части Правил независимости, а также основное содержание любых обсуждений, поддерживающих эти выводы, в частности:
а) в случае, когда в ответ на угрозу независимости принимаются меры предосторожности, аудитор должен документировать характер угрозы и имеющиеся в наличии или примененные меры предосторожности;
б) в случае, когда на основе проведенного анализа аудитор приходит к выводу, что необходимость принимать какие-либо меры предосторожности отсутствует, так как угроза независимости не превышает приемлемого уровня, аудитор должен документировать характер угрозы и обоснование своего вывода.
14.19.П1. Документация предоставляет доказательства суждений аудитора, использованных при формировании вывода в отношении соблюдения требований настоящей части Правил независимости. Однако отсутствие документации не означает, что аудитор не рассмотрел конкретный вопрос или не является независимым.
Слияния и поглощения
Слияние аудируемого лица, создающее угрозу
независимости аудитора
1.24.П1. В результате слияния или поглощения организация может стать связанной стороной аудируемого лица. В этом случае, в связи с заинтересованностью или взаимоотношениями, которые ранее существовали или существуют с данной связанной стороной у аудиторской организации, другой организации в сети, независимость аудиторской организации, а, следовательно, возможность продолжить выполнение ею задания по аудиту, могут оказаться под угрозой.
1.25.Т. В обстоятельствах, указанных в пункте 1.24.П1 Правил независимости,
а) аудиторская организация должна выявить и оценить ранее существовавшие и существующие заинтересованность в связанной с аудируемым лицом стороне и взаимоотношения с ней, которые могли бы повлиять на независимость и, следовательно, возможность продолжения задания по аудиту после даты, когда произошло слияние или поглощение;
б) с учетом требований в пункте 1.26.Т Правил независимости, аудиторская организация должна предпринять меры, необходимые для устранения любой заинтересованности или прекращения взаимоотношений, которые не допускаются настоящими Правилами независимости, до даты слияния или поглощения.
1.26.Т. Если устранить заинтересованность или прекратить взаимоотношения до даты слияния или поглощения, как указано в подпункте (б) пункта 1.25.Т Правил независимости, не представляется обоснованно возможным, то аудиторская организация должна:
а) оценить угрозу, возникшую в связи с такой заинтересованностью или взаимоотношениями;
б) обсудить с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица, причины, по которым указанные заинтересованность и взаимоотношения не могут быть устранены или прекращены до даты слияния или поглощения, а также оценку уровня соответствующей угрозы независимости.
1.26.П.1. В некоторых обстоятельствах устранение соответствующей заинтересованности или прекращение соответствующих взаимоотношений до даты слияния или поглощения может не представляться обоснованно возможным. Это может быть связано с тем, что связанная сторона аудируемого лица не может надлежащим образом осуществить передачу другому исполнителю задания, не обеспечивающего уверенность, в данный момент выполняемого аудиторской организацией.
1.26.П.2. При оценке уровня угрозы, возникающей в связи со слиянием или поглощением в обстоятельствах наличия заинтересованности или взаимоотношений, которые обоснованно невозможно прекратить, рассматриваются такие факторы, как:
а) характер и значимость заинтересованности или взаимоотношений;
б) характер и значимость взаимоотношений со связанной с аудируемым лицом стороной (например, когда связанная сторона является дочерним хозяйственным обществом или основным хозяйственным обществом);
в) время, в течение которого может быть устранена заинтересованность в связанной с аудируемым лицом стороне или прекращены взаимоотношения с ней.
1.27.Т. В случае, когда в результате обсуждения, указанного в подпункте (б) пункта 1.26.Т, лица, отвечающие за корпоративное управление аудируемого лица, требуют от аудиторской организации продолжения работы в качестве аудитора, аудиторская организация должна согласиться, только если:
а) заинтересованность будет устранена или взаимоотношения прекращены в обоснованно скорейшие сроки, но не позже шести месяцев после даты произошедшего слияния или поглощения;
б) любое лицо, имеющее такую заинтересованность или такие взаимоотношения, включая возникшие в результате оказания услуг, связанных с выполнением задания, не обеспечивающего уверенность (выполнение которого не допускается положениями раздела 12 Правил независимости), не будет участником аудиторской группы или лицом, проводящим проверку качества выполнения задания;
в) надлежащие переходные меры будут по необходимости приняты и обсуждены с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица.
1.27.П1. Примерами таких мер могут быть:
- проведение надлежащим проверяющим лицом проверки выполнения задания по аудиту или задания, не обеспечивающего уверенность, как будет необходимо;
- проведение надлежащим проверяющим лицом, не являющимся работником аудиторской организации, выражающей мнение в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности, проверки, аналогичной проверке качества выполнения задания; или
- привлечение другой аудиторской организации для оценки результатов задания, не обеспечивающего уверенность, или для повторного выполнения задания, не обеспечивающего уверенность, в таком объеме, чтобы ответственность за его выполнение перешла к привлеченной аудиторской организации.
1.28.Т. В случае, если аудиторская организация выполнила значительный объем работ по аудиту до даты слияния или поглощения и в состоянии завершить оставшиеся аудиторские процедуры за короткий промежуток времени, а лица, отвечающие за корпоративное управление аудируемого лица, требуют, чтобы аудиторская организация завершила аудит при наличии заинтересованности или взаимоотношений, определенных в пункте 1.24.П1 Правил независимости, аудиторская организация должна согласиться, только если она:
а) оценила значимость угрозы и обсудила эту оценку с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица;
б) действует в соответствии с подпунктами (а) - (в) пункта 1.27.Т. Правил независимости;
в) перестает быть аудитором данной организации на следующий день после даты аудиторского заключения.
Угроза нарушения принципа объективности сохраняется
1.29.Т. При выполнении требований, установленных в пунктах 1.25.Т - 1.28.Т Правил независимости аудиторская организация, тем не менее, должна определить, не создают ли обстоятельства, указанные в пункте 1.24.П1 Правил независимости, угрозу нарушения принципа объективности, которая не может быть устранена или сведена ответными мерами до приемлемого уровня. При наличии указанной угрозы аудиторская организация должна отказаться от оказания услуг в качестве аудитора.
Документация
1.30.Т. Аудитор должен документировать:
а) заинтересованность или взаимоотношения, которые выявлены в соответствии с пунктом 1.24.П1 Правил независимости и которые не будут устранены или прекращены до даты слияния или поглощения, и причины, почему они не будут устранены или прекращены;
б) принятые переходные меры;
в) результаты обсуждения с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица;
г) объяснение того, почему ранее существовавшие и существующие в настоящее время заинтересованность в связанной стороне аудируемого лица и взаимоотношения с ней не создают угрозы настолько значимые, чтобы нарушить принцип объективности.
Нарушение положений настоящей части Правил независимости
Аудиторская организация выявляет нарушение
1.31.Т. В случае, когда аудиторской организацией установлено, что имело место нарушение, она должна:
а) устранить заинтересованность или прекратить взаимоотношения, которые вызвали такое нарушение и предпринять меры, направленные на устранение последствий такого нарушения;
б) установить наличие каких-либо нормативных правовых требований, применимых в отношении такого нарушения, и, если они есть:
- выполнить указанные требования;
- установить, подпадает ли сложившаяся ситуация под случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами, в которых следует информировать о нарушении саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является аудиторская организация, или уполномоченные государственные органы;
в) обеспечить, следуя установленным в аудиторской организации правилам и процедурам, незамедлительное предоставление информации о нарушении:
- руководителю задания;
- лицам, ответственным за правила и процедуры по обеспечению независимости;
- иным работникам аудиторской организации и, при необходимости, сети;
- лицам, к которым применимы требования настоящей части Правил независимости, и которые должны предпринять соответствующие действия;
г) оценить значимость нарушения и степень его влияния на объективность, и, соответственно, на возможность представить аудиторское заключение;
д) в зависимости от значимости нарушения, установить:
- необходимость прекращения выполнения задания по аудиту; или
- наличие возможности предпринять меры, направленные на устранение последствий нарушения, и надлежащий характер таких мер в сложившихся обстоятельствах.
При этом аудиторская организация должна использовать профессиональное суждение и оценить вероятность того, что разумное и информированное третье лицо может обоснованно прийти к выводу о нарушении аудиторской организацией принципа объективности и, соответственно, исключению возможности представления ею аудиторского заключения.
1.31.П1. Нарушение положений настоящей части Правил независимости может произойти независимо от наличия в аудиторской организации правил и процедур, направленных на обеспечение разумной уверенности в соблюдении независимости. Последствием нарушения может быть необходимость в прекращении выполнения задания по аудиту.
1.31.П2. Значимость и влияние нарушения аудиторской организацией принципа объективности и возможности предоставления аудиторского заключения зависит, в частности, от следующих факторов:
а) характера и продолжительности нарушения;
б) количества и характера предыдущих нарушений в отношении текущего задания по аудиту;
в) наличия у участников аудиторской группы информации о заинтересованности или взаимоотношениях, которые привели к нарушению;
г) является ли лицо, вызвавшее нарушение, участником аудиторской группы или иным лицом, на которого распространяются требования независимости;
д) если нарушение касается участника аудиторской группы, то от характера его обязанностей в ходе задания;
е) если нарушение было вызвано оказанием профессиональной услуги, то от степени влияния такой услуги (если есть такое влияние) на учетные записи или числовые показатели, отраженные в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой аудиторская организация намерена выражать мнение;
ж) масштаба угрозы личной заинтересованности, заступничества, шантажа или какой-либо иной угрозы, связанной с нарушением.
1.31.П3. В зависимости от значимости нарушения, примеры действий, предпринимаемых аудиторской организацией в ответ на нарушение, могут включать:
а) исключение соответствующего лица из состава аудиторской группы;
б) проведение дополнительной проверки затронутой нарушением выполненной работы или повторное ее выполнение в требуемом объеме силами других специалистов;
в) рекомендацию заказчику аудиторских услуг привлечь другую аудиторскую организацию для проведения проверки или повторного выполнения затронутой нарушением работы в требуемом объеме;
г) если нарушение касается услуги, не связанной с выполнением задания, обеспечивающего уверенность, которая оказывает влияние на учетные записи или числовые показатели, отраженные в бухгалтерской (финансовой) отчетности, привлечение другой аудиторской организации для оценки результатов выполнения такой услуги или повторного ее выполнения в степени, необходимой для того, чтобы эта другая аудиторская организация могла взять на себя за нее ответственность.
1.32.Т. В случае, когда аудиторская организация установит, что отсутствует возможность принятия мер, которые бы устранили последствия нарушения, она должна незамедлительно сообщить об этом лицам, отвечающим за корпоративное управление аудируемого лица, и предпринять необходимые действия для прекращения выполнения задания по аудиту в соответствии с применимыми нормативными правовыми требованиями. В случае, когда прекращение выполнения задания по аудиту не представляется возможным в силу применимых нормативных правовых требований, аудиторская организация должна следовать требованиям соответствующего раскрытия информации.
1.33.Т. В случае, когда аудиторская организация установит, что может предпринять действия для устранения последствий нарушения, она должна обсудить с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица:
а) значимость нарушения, включая его характер и продолжительность;
б) каким образом произошло нарушение, и как оно было выявлено;
в) предпринятые или предлагаемые ответные меры и обоснование, почему данные меры устранят последствия нарушения и позволят предоставить аудиторское заключение;
г) вывод о том, что, по профессиональному суждению аудиторской организации, объективность не была нарушена, и обоснование такого вывода;
д) меры, предпринятые или предлагаемые аудиторской организацией для снижения или исключения риска дальнейших нарушений.
Такое обсуждение должно состояться в максимально короткий срок, если только лица, отвечающие за корпоративное управление аудируемого лица, не установили иные сроки для предоставления сведений о менее значимых нарушениях.
Сообщение информации о нарушениях лицам, отвечающим
за корпоративное управление
1.34.П1. Пункты 4.9.Т и 4.10.Т Кодекса профессиональной этики аудиторов устанавливают требования в части информационного взаимодействия с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица.
1.35.Т. В отношении нарушений аудиторская организация должна в письменном виде сообщить лицам, отвечающим за корпоративное управление аудируемого лица, все вопросы, обсужденные в соответствии с пунктом 1.33.Т Правил независимости, и согласовать с ними предпринятые или предлагаемые меры для устранения последствий нарушения. Такое сообщение должно включать описание правил и процедур в аудиторской организации в части нарушения, направленных на обеспечение разумной уверенности в соблюдении независимости, а также мер, предпринятых или предлагаемых аудиторской организацией для снижения или исключения риска дальнейших нарушений.
1.36.Т. В случае, когда лица, отвечающие за корпоративное управление аудируемого лица, не согласятся с тем, что меры, предлагаемые аудиторской организацией в соответствии со вторым абзацем подпункта (д) пункта 1.31.Т Правил независимости, устраняют последствия нарушения, аудиторская организация должна предпринять необходимые действия для прекращения выполнения задания по аудиту в соответствии с пунктом 1.32.Т Правил независимости.
Нарушения до предоставления предыдущего
аудиторского заключения
1.37.Т. В случае, когда нарушение имело место до момента предоставления предыдущего аудиторского заключения, аудиторская организация должна выполнить требования настоящей части Правил независимости в отношении оценки значимости нарушения и степени его влияния на объективность, и, соответственно, на возможность предоставить аудиторское заключение в текущем периоде.
1.38.Т. Аудиторская организация также должна:
а) рассмотреть влияние нарушения на свою объективность применительно к предыдущим аудиторским заключениям и необходимость отзыва таких аудиторских заключений;
б) обсудить данный вопрос с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица.
Документация
1.39.Т. Для целей выполнения требований, установленных пунктами 1.31.Т - 1.38.Т Правил независимости, аудиторская организация должна документировать информацию, касающуюся:
а) нарушения;
б) предпринятых действий;
в) принятых основных решений;
г) всех вопросов, которые обсуждались с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица;
д) всех вопросов, которые обсуждались с саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, или с уполномоченными государственными органами, если такие обсуждения имели место.
1.40.Т. В случаях продолжения выполнения задания по аудиту аудиторская организация должна задокументировать:
а) вывод о том, что по ее профессиональному суждению объективность не была нарушена;
б) обоснование того, что предпринятые меры устранили последствия нарушения, и что аудиторская организация может предоставить аудиторское заключение.
Раздел 2. ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
(..)
Введение
2.1 Размер и характер вознаграждения аудитора могут создать угрозы личной заинтересованности, шантажа. Далее представлены требования, а также поясняющие положения по применению концептуального подхода к их соблюдению в соответствующих обстоятельствах.
Сравнительный размер вознаграждений
Все аудируемые лица
2.2.П1. Если общая сумма вознаграждений, полученных от какого-либо аудируемого лица, составляет существенную часть от общей суммы всех вознаграждений, получаемых аудиторской организацией, то зависимость от данного аудируемого лица и обеспокоенность о сохранении взаимоотношений с ним создают угрозу личной заинтересованности, шантажа.
2.2.П2. При оценке уровня возникшей угрозы рассматриваются, в частности, следующие факторы:
а) действующая структура аудиторской организации;
б) является ли аудиторская организация вновь созданной или давно осуществляет деятельность на рынке;
в) значимость аудирумого лица, с количественной и/или качественной точек зрения, для аудиторской организации.
2.2.П3. Примером меры предосторожности в ответ на указанные угрозы личной заинтересованности, шантажа является увеличение количества клиентов аудиторской организации для сокращения зависимости от данного аудируемого лица.
2.2.П4. Угроза личной заинтересованности, шантажа также возникает в случае, когда вознаграждение, полученное от какого-либо аудируемого лица, составляет существенную часть доходов одного руководителя заданий по аудиту, полученных от клиентов по возглавляемым им заданиям, или составляет существенную часть всех доходов одного подразделения аудиторской организации.
2.2.П5. При оценке уровня возникшей угрозы рассматриваются, в частности, следующие факторы:
а) значимость аудирумого лица, с количественной и/или качественной точек зрения, для данного руководителя заданий по аудиту или данного подразделения аудиторской организации;
б) степень зависимости вознаграждения данного руководителя или руководителей заданий по аудиту, работающих в данном подразделении аудиторской организации, от суммы вознаграждений, полученных от аудирумого лица.
2.2.П6. Примерами мер предосторожности в ответ на указанные угрозы личной заинтересованности, шантажа являются, в частности:
а) увеличение количества клиентов данного руководителя заданий по аудиту или данного подразделения аудиторской организации для сокращения зависимости от данного аудируемого лица;
б) проведение надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в задании по аудиту, проверки выполненной работы.
Аудируемые лица, являющиеся общественно
значимыми организациями
2.3.Т. В случае, когда аудируемое лицо является общественно значимой организацией, и в течение двух лет подряд общая сумма вознаграждений, полученных от него и его связанных сторон, составляет более 15% общей суммы вознаграждений, полученных аудиторской организацией, выражающей мнение о бухгалтерской (финансовой) отчетности данного аудируемого лица, аудиторская организация должна:
а) раскрыть лицам, отвечающим за корпоративное управление аудируемого лица, тот факт, что общая сумма указанных вознаграждений составляет более 15% общей суммы вознаграждений, полученных аудиторской организацией;
б) обсудить, какие из ниже перечисленных мер предосторожности могут снизить до приемлемого уровня или устранить угрозу, возникающую в связи с общей суммой вознаграждений, полученных аудиторской организацией от данного аудируемого лица, и предпринять выбранные меры:
- перед представлением аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности за второй год надлежащее проверяющее лицо - аудитор, не являющийся работником аудиторской организации, выражающей мнение о бухгалтерской (финансовой) отчетности соответствующего аудируемого лица, проводит проверку качества выполнения соответствующего задания по аудиту, или саморегулируемая организация аудиторов, членом которой является данная аудиторская организация, проводит внешний контроль качества в отношении соответствующего задания по аудиту перед представлением аудиторского заключения ("контроль качества перед представлением аудиторского заключения");
- после представления аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности за второй год, но до представления аудиторского заключения за третий год, надлежащее проверяющее лицо - аудитор, не являющийся работником аудиторской организации, выражающей мнение о бухгалтерской (финансовой) отчетности соответствующего аудируемого лица, проводит проверку качества выполнения соответствующего задания по аудиту за второй год, или саморегулируемая организация аудиторов, членом которой является данная аудиторская организация, проводит внешний контроля качества в отношении соответствующего задания по аудиту за второй год ("контроль качества после представления аудиторского заключения").
2.4.Т. В случае, когда общая сумма вознаграждений согласно пункту 2.3.Т Правил независимости значительно превышает 15%, аудиторская организация должна определить, является ли угроза настолько значимой, что контроль качества после представления аудиторского заключения не сможет свести угрозу до приемлемого уровня. В таких обстоятельствах должен быть проведен контроль качества перед представлением аудиторского заключения.
2.5.Т. В дальнейшем, если вознаграждение согласно пункту 2.3.Т Правил независимости ежегодно продолжает превышать 15%, то аудиторская организация должна ежегодно:
а) раскрывать и обсуждать вопросы, указанные в пункте 2.3.Т Правил независимости, с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица;
б) выполнять требования, указанные в подпункте (б) пункта 2.3.Т и пункте 2.4.Т Правил независимости.
Задержка выплаты вознаграждения
2.6.П1. В случае, когда значительная часть вознаграждения за аудит предыдущего периода остается не выплаченной до представления аудиторского заключения за текущий год, может возникнуть угроза личной заинтересованности. Как правило, аудиторская организация требует погашения задолженности до представления аудиторского заключения. В обстоятельствах наличия указанной непогашенной задолженности по вознаграждению применяются положения раздела "Займы и поручительства" настоящей части Правил независимости.
2.6.П2. Примерами мер предосторожности в ответ на указанную угрозу личной заинтересованности являются, в частности:
а) частичное погашение задолженности по вознаграждению;
б) проведение надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в задании по аудиту, проверки выполненной работы.
2.7.Т. Если значительная часть вознаграждения, подлежащая выплате аудируемым лицом, остается продолжительное время не выплаченной, аудиторская организация должна определить:
а) может ли задолженность рассматриваться в качестве займа аудируемому лицу;
б) будет ли уместным ее повторное назначение в качестве аудитора данного аудируемого лица, продолжение выполнения задания по аудиту.
Условное вознаграждение
2.8.П1. Условное вознаграждение - вознаграждение, рассчитываемое на заранее оговоренной основе, зависящей от последствий хозяйственной операции или от результата оказанных услуг. Пример косвенного условного вознаграждения - условное вознаграждение, взимаемое через посредника. Для целей Правил независимости вознаграждение не считается условным, если оно установлено судом или уполномоченными государственными органами.
2.9.Т. Аудиторская организация не должна взимать прямо или косвенно условное вознаграждение за выполнение задания по аудиту.
2.10.Т. Аудиторская организация, другая организация в сети не должна взимать прямо или косвенно условное вознаграждение за выполнение для аудируемого лица задания, не обеспечивающего уверенность, если:
а) вознаграждение взимается аудиторской организацией, выражающей мнение о бухгалтерской (финансовой) отчетности, и величина этого вознаграждения является или предполагается быть существенной для данной аудиторской организации;
б) вознаграждение взимается другой организацией, входящей в сеть и принимающей участие в значительной части аудита, при этом величина этого вознаграждения является или предполагается быть существенной для данной организации в сети;
в) результат предоставления услуги, не обеспечивающей уверенность, и, соответственно, величина вознаграждения зависят от какого-либо суждения (которое может относиться как к будущему, так и к текущему периодам), связанного с аудитом существенной статьи бухгалтерской (финансовой) отчетности.
2.11.П1. Пункты 2.9.Т и 2.10.Т Правил независимости запрещают аудиторской, другой организации в сети заключать с аудируемым лицом определенные соглашения, предусматривающие условное вознаграждение. В иных случаях при заключении договоров, предусматривающих условное вознаграждение, взимаемое аудиторской организацией за выполнение для аудируемого лица задания, не обеспечивающего уверенность, также может возникнуть угроза личной заинтересованности.
2.11.П2. При оценке уровня указанной угрозы рассматриваются, в частности, следующие факторы:
а) диапазон возможных сумм вознаграждения;
б) решает ли исход вопроса, по которому определяется условное вознаграждение, соответствующий компетентный орган;
в) раскрытие предполагаемым пользователям объема работ в рамках услуги, оказываемой аудиторской организацией, и базы для определения вознаграждения;
г) характер услуги;
д) влияние события или хозяйственной операции на бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
2.11.П3. Примерами мер предосторожности в ответ на указанную угрозу личной заинтересованности являются, в частности:
а) проведение надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в задании, не обеспечивающем уверенность, проверки выполненной работы;
б) получение предварительного письменного согласия от аудируемого лица в отношении базы для определения вознаграждения.
Раздел 3. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА
(..)
Введение
3.1. Правила аудиторской организации по компенсационным выплатам или оценке результатов работы персонала могут создать угрозу личной заинтересованности. Далее представлены требования, а также поясняющие положения по применению концептуального подхода к их соблюдению в соответствующих обстоятельствах.
Общие положения
3.2.П1. В случае, когда участнику аудиторской группы осуществляются компенсационные выплаты или результаты его работы оцениваются на основе продвижения им соответствующему аудируемому лицу услуг, не обеспечивающих уверенность, значимость угрозы личной заинтересованности зависит от:
а) того, какую долю в доходе данного лица составляют компенсационные выплаты или выплаты за достигнутые результаты, зависящие от продвижения указанных услуг;
б) роли данного лица в аудиторской группе;
в) того, влияет ли продвижения аудируемому лицу указанных услуг на решения о карьерном росте данного лица.
3.2.П2. Примерами мер для устранения указанной угрозы личной заинтересованности являются, в частности:
а) исключение данного лица из аудиторской группы;
б) изменение правил компенсационных выплат или процесса оценки данного лица.
3.2.П2. Примером меры предосторожности в ответ на указанную угрозу личной заинтересованности является проведение надлежащим проверяющим лицом проверки работы, выполненной соответствующим участником аудиторской группы.
3.3.Т. Аудиторская организация не должна осуществлять компенсационные выплаты ключевому лицу, осуществляющему руководство заданием по аудиту, или оценивать результаты его работы на основе продвижения им соответствующему аудируемому лицу услуг, не обеспечивающих уверенность. Настоящий запрет не распространяется на соглашения о распределении прибыли аудиторской организации.
3.3.П1. Для целей Правил независимости под ключевым лицом, осуществляющим руководство заданием по аудиту, понимается лицо из руководящего состава аудиторской организации, выполняющее функции руководителя задания по аудиту, или являющееся ответственным за проверку качества выполнения задания, или принимающее ключевые решения и выносящее ключевые суждения, касающиеся значимых вопросов (в том числе, касающихся аудита значимых дочерних обществ, филиалов или структурных подразделений аудируемого лица) аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой выражается мнение.
Раздел 4. ПОДАРКИ И ЗНАКИ ВНИМАНИЯ
(..)
Введение
4.1. Принятие подарков или знаков внимания от аудируемого лица может создать угрозы личной заинтересованности, близкого знакомства, шантажа. Далее представлены требования, а также поясняющие положения по применению концептуального подхода к их соблюдению в соответствующих обстоятельствах.
Общие положения
4.2.Т. Аудиторская организация, другая аудиторская организация в сети, участник аудиторской группы не должны принимать подарки или знаки внимания от аудируемого лица, за исключением случаев, когда данные подарки или знаки внимания являются незначительными и не имеют последствий.
4.2.П1. В случаях, когда аудиторская организация, другая организация в сети, участник аудиторской группы предлагают аудируемому лицу или принимают от него какие-либо поощрения, применяются положения раздела "Поощрения, включая подарки и знаки внимания" Кодекса профессиональной этики аудиторов.
4.2.П2. Положения раздела "Поощрения, включая подарки и знаки внимания" Кодекса профессиональной этики аудиторов запрещают аудиторской организации, другой аудиторской организации в сети, участнику аудиторской группы принимать подарки или знаки внимания, которые предлагаются с целью оказания ненадлежащего влияния на поведение их получателя, даже если такие подарки или знаки внимания являются незначительными и не имеют последствий.
Раздел 5. СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО, ТЕКУЩЕЕ ИЛИ ВОЗМОЖНОЕ
(..)
Введение
5.1. Текущее или возможное судебное разбирательство с аудируемым лицом создает угрозы личной заинтересованности, шантажа. Далее представлены поясняющие положения по применению концептуального подхода в соответствующих обстоятельствах.
Общие положения
5.2.П1. Отношения между руководством аудируемого лица и участниками аудиторской группы должны характеризоваться абсолютной непредвзятостью и открытостью в отношении всей деятельности аудируемого лица. Если руководство аудируемого лица и аудиторская организация, другая организация в сети или участник аудиторской группы находятся в состоянии противостояния в результате текущего или возможного судебного разбирательства, влияющего на готовность руководства аудируемого лица полностью раскрывать информацию, возникают угрозы личной заинтересованности, шантажа.
5.2.П2. При оценке уровня указанных угроз рассматриваются, в частности, следующие факторы:
а) существенность судебного разбирательства;
б) имеет ли судебное разбирательство отношение к ранее проведенному аудиту.
5.2.П3. В случае, когда в судебное разбирательство вовлечен участник аудиторской группы, примером меры для устранения указанных угроз личной заинтересованности, шантажа является исключение соответствующего лица из аудиторской группы.
5.2.П4. Примером меры предосторожности в ответ на указанные угрозы личной заинтересованности, шантажа является проведение надлежащим проверяющим лицом проверки работы, выполненной соответствующим участником аудиторской группы.
Раздел 6. ФИНАНСОВАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ
(..)
Введение
6.1. Наличие финансовой заинтересованности в аудируемом лице может создать угрозу личной заинтересованности. Далее представлены требования, а также поясняющие положения по применению концептуального подхода к их соблюдению в соответствующих обстоятельствах.
Общие положения
6.2.П1. Для целей Правил независимости под финансовой заинтересованностью понимается заинтересованность, возникающая в результате владения финансовыми вложениями, включая права и обязанности по приобретению финансовых вложений и производные инструменты, непосредственно с ними связанные.
6.2.П2. Финансовая заинтересованность может быть прямой или косвенной, когда владение финансовыми вложениями осуществляется через посредников, например, таких как инвестиционные институты, фонды. Если бенефициарный владелец финансовых вложений имеет контроль над посредником или может влиять на его инвестиционные решения, то для целей Правил независимости такая финансовая заинтересованность считается прямой. Если бенефициарный владелец финансовых вложений не имеет контроля над посредником и не может влиять на его инвестиционные решения, то для целей Правил независимости такая финансовая заинтересованность считается косвенной.
6.2.П3. В настоящем разделе Правил независимости рассматриваются вопросы существенности финансовой заинтересованности. В целях определения, является ли заинтересованность существенной для конкретного лица, может приниматься во внимание совокупная величина имущества этого лица и членов его семьи.
6.2.П4. Для целей Правил независимости в качестве членов семьи рассматриваются супруг(а) лица, в том числе гражданский(ая), лица, находящиеся на его иждивении.
6.2.П5. При оценке уровня угрозы личной заинтересованности, возникающей в связи с наличием финансовой заинтересованности в аудируемом лице, рассматриваются, в частности, следующие факторы:
а) функция лица, имеющего финансовую заинтересованность;
б) является ли финансовая заинтересованность прямой или косвенной;
в) существенность финансовой заинтересованности.
Финансовая заинтересованность аудиторской организации,
другой организации в сети, участников аудиторской группы,
других лиц
6.3.Т. С учетом пункта 6.4.Т Правил независимости, никто из следующих лиц не должен иметь прямой финансовой заинтересованности или существенной косвенной финансовой заинтересованности в аудируемом лице:
а) аудиторская организация, другая организация в сети;
б) участник аудиторской группы или член его семьи;
в) лица из руководящего состава аудиторской организации, работающие в подразделении аудиторской организации, в котором работает руководитель задания по аудиту, или члены их семей;
г) лица из руководящего состава, участвующие в оказании аудируемому лицу услуг, не обеспечивающих уверенность (кроме тех, чье участие в соответствующем задании является минимальным), или члены их семей.
6.3.П1. Подразделение аудиторской организации, в котором работает руководитель задания по аудиту, не обязательно является подразделением, к которому руководитель задания относится согласно внутренним положениям о структурных подразделениях аудиторской организации. В случае, когда местонахождения руководителя задания по конкретному аудиту отличается от местонахождения участников соответствующей аудиторской группы, необходимо прибегнуть к профессиональному суждению для установления того, какое подразделение считать местом, где работает руководитель задания по аудиту.
6.4.Т. Запрет согласно подпунктам (в) и (г) пункта 6.3.Т Правил независимости не распространяется на членов семей соответствующих лиц, если:
а) финансовая заинтересованность члена семьи следует из его трудовых прав (например, пенсионные схемы или схемы опционов на акции) и, когда необходимо, аудиторская организация приняла меры предосторожности в ответ на угрозу, связанную с данной финансовой заинтересованностью;
б) член семьи продает или отчуждает иным образом финансовую заинтересованность в максимально короткий срок в соответствии с имеющимся или полученным правом на такую продажу или иное отчуждение или, в случае опциона на акции, когда возникает право на исполнение опциона.
Полный текст документа, являющегося героем текущего обзора -
Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, можно скачать, кликнув на выделенную часть текста (скачать).
Инструкция по разархивации находится здесь.
Обсудить в форуме.
(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )