Порядок оказания скорой медицинской помощи
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 N 179 утвержден "Порядок оказания скорой медицинской помощи". Этот нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте РФ 23.11.2004 N 6136.
Основные правовые нормы по вопросам оказания скорой медицинской помощи были установлены "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 N 5487-1. В соответствии с ними скорая медицинская помощь (далее - скорая помощь) оказывается гражданам Российской Федерации и иным гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности. Скорая медицинская помощь оказывается бесплатно. Финансирование мероприятий по оказанию скорой помощи является обязанностью муниципального образования, санитарно-авиационной скорой помощи - обязанностью субъектов Российской Федерации.
Утвержденный Приказом N 179 "Порядок" уточняет функции скорой помощи и регулирует организацию деятельности ее служб.
Основной организационной единицей службы скорой помощи является станция скорой помощи, которая создается в городах с населением свыше 50 тысяч человек как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение.
Основными функциями станции скорой помощи являются, в частности:
а) круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской помощи, в соответствии со стандартами медицинской помощи, заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений, в том числе при катастрофах и стихийных бедствиях;
б) осуществление своевременной транспортировки (а также перевозки по заявке медицинских работников) больных, в том числе инфекционных, пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи;
в) оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию скорой помощи в кабинете для приема амбулаторных больных.
Среди норм "Порядка", регулирующих организацию работы станции скорой помощи, можно отметить следующие.
Все рабочие места в диспетчерской (основное название в соответствии с "Порядком" - "оперативный отдел") должны быть компьютеризованы, оснащены средствами для записи разговоров и автоматическими определителями номеров телефонов. В диспетчерской должна формироваться единая персонифицированная база данных пациентов, обратившихся за оказанием скорой помощи.
Станция скорой помощи при необходимости выдает справки произвольной формы с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенного обследования, оказанной медицинской помощи.
В населенных пунктах и местностях с большой плотностью населения и, соответственно, большим количеством вызовов скорой помощи предусматривается возможность контрольных выездов. Для этой цели на станции должны выделяться дополнительные автомашины без специального оборудования.
В городах с населением более 100 тысяч человек, с учетом протяженности населенного пункта и рельефа местности, организуются подстанции скорой помощи как структурные подразделения станций.
Подстанции организуются с расчетом 20-минутной транспортной доступности. Зоны обслуживания подстанций устанавливаются с учетом численности, плотности, особенностей застройки, насыщенности района промышленными предприятиями, состояния транспортных магистралей, интенсивности движения. Границы зоны обслуживания являются условными, так как выездные бригады подстанции могут быть направлены при необходимости в зоны деятельности других подстанций.
В населенных пунктах с численностью жителей до 50 тысяч человек в составе городских, центральных районных и других больниц могут организовываться отделения скорой помощи, являющиеся структурными подразделениями указанных лечебно-профилактических учреждений.
Основной функциональной единицей станции (подстанции), отделения скорой медицинской помощи является выездная бригада, в том числе фельдшерская, врачебная, педиатрическая, акушерская, интенсивной терапии и другие специализированные бригады. "Порядок" устанавливает требования к составу бригады в зависимости от ее специализации. Так, например, фельдшерская выездная бригада включает в свой состав 2-х фельдшеров, санитара и водителя, врачебная бригада - 1 врача, двух фельдшеров (либо фельдшера и медицинскую сестру - анестезиста), санитара и водителя, и т.д.
Обеспечение мероприятий по оказанию санитарно-авиационной скорой медицинской помощи по медицинским показаниям осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями субъекта Российской Федерации.
В лечебно-профилактическом учреждении, на которое по решению органа исполнительной власти субъекта РФ в области здравоохранения возложены функции обеспечения санитарно-авиационной скорой помощью, организуется круглосуточная диспетчерская (фельдшерская или сестринская) служба по приему и регистрации вызовов из районов субъекта РФ, осуществляется постоянная связь с командованием отряда санитарной авиации, врачами-консультантами, вылетевшими по заданию в районы для оказания экстренной помощи населению.
Бригады санитарно-авиационной скорой помощи должны комплектоваться из наиболее опытных, квалифицированных врачей-специалистов, врачей-консультантов, в том числе работников медицинских образовательных учреждений и научно-исследовательских институтов.
(По материалам аналитического обзора, подготовленного компанией КонсультантПлюс )