Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-фз "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" 
             Скачать (7 kb)
            
            
            Рассматриваемый Федеральный закон N 151-ФЗ
              устанавливает правовые основы микрофинансовой деятельности, права и
              обязанности уполномоченного органа в сфере микрофинансовой
              деятельности, а также размер, порядок и условия предоставления
              микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности
              микрофинансовых организаций. 
                      
                  Предоставление займов юридическими лицами до принятия Закона N 151-ФЗ (..) 
              
                
              Впервые деятельность по предоставлению займов юридических лиц, не
              являющихся кредитными организациями, оценена в Информационном письме
              ВАС РФ от 10.08.1994 N С1-7/ОП-555 "Об отдельных рекомендациях,
              принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике" (далее -
              Информационное письмо N С1-7/ОП-555), выпущенном еще до принятия
              Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). В п. 4 данного Информационного
              письма разъяснено, что при предоставлении организацией своих свободных
              средств по договору займа, в том числе на условиях уплаты определенных
              процентов, если такая деятельность прямо не запрещена законом и не
              носит систематического характера, получение лицензии для осуществления
              банковских операций не требуется.
                      
                
              Таким образом, ВАС РФ в качестве основного критерия отнесения таких
              сделок юридического лица к банковской деятельности установил
              систематичность передачи свободных денежных средств.
                      
                
              Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О
              банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банковской
              деятельности) в редакции, действующей на момент выхода Информационного
              письма N С1-7/ОП-555, к банковским операциям относилась операция по
              привлечению вкладов (депозитов) и предоставлению кредитов по соглашению
              с заемщиком, выделение ВАС РФ критерия систематичности осуществления
              деятельности по предоставлению займов являлось обоснованным.
                      
                
              Изменения, внесенные в Закон о банковской деятельности, исключили
              данный вид деятельности из числа банковских операций, заменив его на
              привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до
              востребования и на определенный срок) и добавив к числу банковских
              операций размещение таких средств от своего имени и за свой счет.
                      
                
              Исключение из Закона о банковской деятельности операции по
              предоставлению кредитов по соглашению с заемщиком, схожей с
              систематическим предоставлением займов, дает основания считать
              разъяснения ВАС РФ в этой части неактуальными.
                      
                
              В то же время в п. 4 Информационного письма N С1-7/ОП-555 ВАС РФ
              подчеркнул, что лицензия на осуществление банковской деятельности не
              требуется в случае предоставления по договору займа "своих свободных
              средств". Поскольку теперь в число банковских операций, для
              осуществления которых необходима лицензия, включена операция по
              размещению привлеченных денежных средств физических и юридических лиц
              от своего имени и за свой счет, встает вопрос: вправе ли юридическое
              лицо предоставлять займы за счет привлеченных средств?
                      
                
              Судебная практика по этому вопросу практически отсутствует.
              Информационное письмо N С1-7/ОП-555 ВАС РФ до сих пор не отменено, и
              данные в нем разъяснения могут применяться судами, что влечет для
              организаций определенные риски. Так, в Постановлении ФАС Уральского
              округа от 4 августа 2003 г. по делу N Ф09-2036/03-ГК сделан вывод, что
              деятельность общества по выпуску собственных векселей не под конкретные
              хозяйственные сделки, а с целью привлечения денежных средств
              неопределенного круга лиц на условиях возвратности, платности и
              срочности, с целью их дальнейшего размещения по договорам займа от
              своего имени и за свой счет, по своему содержанию и правовой природе
              соответствует отношениям, возникающим из договора банковского вклада,
              поэтому в обязательном порядке требуется ее лицензирование.
                      
                
              Таким образом, пока нет однозначной позиции о необходимости
              лицензирования деятельности по выдаче займов с использованием
              привлеченных денежных средств, существует риск признания таких сделок
              недействительными на основании ст. 173 ГК РФ.
                      
                
              Юридическое лицо, привлекающее денежные средства на основании договора
              займа, а также предоставляющее займы с использованием таких средств,
              может минимизировать риск, даже не получая лицензию на осуществление
              банковской деятельности, - если приобретет статус микрофинансовой
              организации. 
                      
                  Предоставление и привлечение денежных средств юридическими лицами согласно Закону N 151-ФЗ (..) 
              
                
              В соответствии с Законом N 151-ФЗ и коммерческие (хозяйственные
              товарищества и общества), и некоммерческие организации (фонд,
              автономная некоммерческая организация, учреждение, за исключением
              бюджетных учреждений) могут выдавать займы без каких-либо ограничений в
              рамках лимита в 1 000 000 руб., включая все проценты за пользование
              суммой займа на период его предоставления (так называемые
              "микрозаймы"). Ограничение в 1 000 000 руб. распространяется на все
              обязательства заемщика перед финансовой организацией по всем
              заключенным им с микрофинансовой организацией договорам микрозайма (п.
              8 ст. 12 Закона N 151-ФЗ).
                      
                
              Пункт 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 151-ФЗ помимо этого закрепляет право
              микрофинансовой организации привлекать денежные средства в виде займов
              и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и
              пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами
              формах, за исключением денежных средств физических лиц. Однако данное
              ограничение не распространяется на привлечение денежных средства
              физических лиц:
                      
                
              
              - являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации;
                      
                
              - предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на
              основании договора займа в сумме 1 500 000 руб. или более по одному
              договору займа.
              Микрофинансовую деятельность такие организации вправе осуществлять при
              соблюдении совокупности следующих условий:
                      
                
              
              - сведения об организации должны быть включены в государственный реестр микрофинансовых организаций (далее - реестр);
                      
                
              - организация должна разработать правила предоставления микрозаймов,
              утвердить их и разместить в сети Интернет, а также в любом доступном
              месте;
                      
                
              
              - организация должна хранить тайны операций своих заемщиков;
                      
                
              - сведения о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное)
              влияние на решения, принимаемые органами управления микрофинансовой
              организации, должны быть доступны неограниченному кругу лиц;
                      
                
              
              - организация должна соблюдать нормативы достаточности собственных средств.
                      
                
              Анализ п. 1 ч. 1 ст. 2 и ч. 3 ст. 3 Закона N 151-ФЗ позволяет сделать
              вывод о том, что кредитные организации, кредитные кооперативы,
              ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица
              также вправе осуществлять микрофинансирование, однако в соответствии с
              законодательством РФ, регулирующим деятельность таких юридических лиц.
                      
                
              В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона N 151-ФЗ юридическое лицо
              приобретает права и обязанности, предусмотренные данным законом, со дня
              получения им статуса микрофинансовой организации (внесение сведений о
              нем в реестр).
                      
                
              
              Исключение организации из реестра происходит в следующих случаях:
                      
                
              1) добровольно путем подачи соответствующего заявления микрофинансовой
              организацией с приложением свидетельства о внесении сведений о
              юридическом лице в реестр;
                      
                
              2) принудительно путем вынесения решения уполномоченного органа в
              случае неоднократного в течение календарного года нарушения Закона N
              151-ФЗ и (или) утвержденных микрофинансовой организацией правил
              предоставления микрозаймов;
                      
                
              
              3) ввиду ликвидации микрофинансовой организации как юридического лица (ч. 1 ст. 7 Закона N 151-ФЗ).
                      
                
              Характерно, что в соответствии с ч. 5 ст. 7 Закона N 151-ФЗ при
              исключении сведений о юридическом лице из реестра добровольно или
              принудительно, все ранее заключенные таким юридическим лицом договоры
              микрозайма сохраняют силу, что отличает такие организации, например, от
              банков, при отзыве лицензий у которых срок исполнения обязательств
              считается наступившим с момента отзыва лицензии (п. 1 ч. 9 ст. 20
              Закона о банковской деятельности), или страховых организаций,
              обязательства которых при отзыве лицензии подлежат передаче другому
              страховщику (п. 7 ст. 32.8 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об
              организации страхового дела в Российской Федерации").
                      
                
              Правила предоставления микрозаймов являются основным документом
              микрофинансовой организации, закрепляющим порядок и условия выдачи
              микрозаймов. Данные правила утверждаются органом управления
              микрофинансовой организации и в обязательном порядке должны содержать
              следующие сведения:
                      
                
              
              1) порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и порядок ее рассмотрения;
                      
                
              
              2) порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей;
                      
                
              3) иные условия, установленные внутренними документами микрофинансовой
              организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.
                      
                
              Важно, что в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона N 151-ФЗ правилами
              предоставления микрозаймов не могут устанавливаться условия,
              определяющие права и обязанности сторон по договору микрозайма, в
              отличие, например, от депозитарного договора, неотъемлемой частью
              которого являются условия осуществления депозитарной деятельности (см.
              абз. 4 ст. 7 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных
              бумаг").
                      
                
              
              Статьей 12 Закона N 151-ФЗ установлены ограничения деятельности микрофинансовой организации. 
                      
                
              Среди наиболее значимых следует отметить невозможность для микрофинансовой организации:
                      
                
              - в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их
              определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и
              сроки действия этих договоров (п. 5 ст. 12 Закона N 151-ФЗ);
                      
                
              - применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, в том числе к
              индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью или частично
              возвратившему сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему
              о таком намерении микрофинансовую организацию не менее чем за десять
              календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат (п. 6 ст. 12
              Закона N 151-ФЗ).
                      
                
              Для сравнения, ст. 29 Закона о банковской деятельности также содержит
              положения о невозможности для кредитной организации в одностороннем
              порядке изменять процентные ставки по кредитам и (или) порядок их
              определения, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих
              договоров. Однако названная статья предусматривает, что изменение
              данных условий в отношении клиентов - физических лиц допускается в
              случаях, предусмотренных федеральным законом, а в отношении клиентов -
              индивидуальных предпринимателей и юридических лиц дополнительно и в
              случаях, предусмотренных договором. Таким образом, исходя из п. 5 ст.
              12 Закона N 151-ФЗ право микрофинансовой организации на одностороннее
              изменение процентных ставок, размера комиссии, срока договора
              микрозайма не может быть предусмотрено договором.
                      
                
              Запрет же на применение к заемщику штрафных санкций за досрочный
              возврат микрозайма распространяется лишь на заемщиков, являющихся
              физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и
              при условии письменного уведомления последними о намерении досрочно
              возвратить заем не менее чем за десять календарных дней до такого
              возврата. Таким образом, по отношении к юридическим лицам данное
              ограничение деятельности микрофинансовой организации неприменимо. 
                      
                
              Как отмечено в Пояснительной записке "К проекту Федерального закона "О
              микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", важным
              аспектом, отличающим микрофинансовые организации от иных организаций,
              оказывающих аналогичные услуги, является социальная направленность.
                      
                
              
              В поддержку данного положения можно привести следующее:
                      
                
              - обязанность предоставления микрофинансовой организацией
              ежеквартальных отчетов о микрофинансовой деятельности (ст. 15 Закона N
              151-ФЗ);
                      
                
              - контроль со стороны уполномоченного органа за привлечением денежных
              средств физических и юридических лиц в виде займов (п. 5 ч. 4 ст. 14
              Закона N 151-ФЗ);
                      
                
              - контроль со стороны уполномоченного органа за соблюдением
              микрофинансовой организацией экономических нормативов достаточности
              собственных средств и ликвидности;
                      
                
              - право микрофинансовой организации предоставлять информацию в
              отношении своих заемщиков в бюро кредитных историй (ст. 16 Закона N
              151-ФЗ).
                      
                
              
              Однако заявлению о социальной направленности в какой-то мере противоречит следующее:
                      
                
              - договор микрозайма не является публичным договором (ст. 426 ГК РФ).
              На это указывает п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 151-ФЗ, в соответствии с
              которым микрофинансовая организация вправе мотивированно отказаться от
              заключения договора микрозайма;
                      
                
              - отсутствуют какие-либо гарантии возврата привлеченных микрофинансовой
              организацией денежных средств по аналогии с системой обязательного
              страхования вкладов физических лиц в банках РФ, предусмотренной
              Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов
              физических лиц в банках Российской Федерации";
                      
                
              - отсутствует обязанность микрофинансовой организации страховать
              возникающие в ее деятельности риски, в том числе риск ответственности
              за нарушение договора, в обществах взаимного страхования и страховых
              организациях. Статья 13 Закона N 151-ФЗ говорит лишь о праве
              микрофинансовой организации на страхование таких рисков. 
                      
                
              Закон N 151-ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его
              официального опубликования. Рассматриваемый Закон опубликован
              05.07.2010 в "Собрании законодательства РФ", 07.07.2010 в "Российской
              газете". 
                      
                
              
              Документы, являющиеся героями текущего обзора - Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-фз "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", можно скачать.
                      
            
             (По
              материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант
                Плюс )
            
            | О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости  | Советы | Полезные ссылки |  Гостевая книга | Поиск по сайту |