Новый классификатор правовых актов в системах Консультант Плюс
Новый классификатор правовых актов (рубрикатор) появился осенью 2002 года. Первыми системами, в которые был включен новый классификатор были
ситемы по федеральному законодательству -
СПС КонсультантПлюс:ВерсияПроф
СПС КонсультантПлюс:РоссийскоеЗаконодательство
ИБ НормативныеДокументы СС КонсультантБухгалтер:ВерсияПроф
СПС КонсультантПлюс:НалогиБухучет
СПС КонсультантПлюс:ЭкспертПриложение.
5 систем КонсультантАрбитраж:ОкружнойВыпуск
СПС КонсультантПлюс:ДокументыСССР
СС КонсультантПлюс:КомментарииЗаконодательства.
Недавно новый классификатор был добавлен и в системы
СС Консультант-Арбитраж:Московский Округ
СПС КонсультантПлюс:Москва Проф
СПС КонсультантПлюс:Московский выпуск
СПС КонсультантПлюс:Московская область
СС КонсультантПлюс:Судебная Практика
СПС КонсультантПлюс:Санкт-Петербургский выпуск
Постепенно, все остальные системы будут переведены на новый классификатор.
Новый классификатор правовых актов был разработан компанией "Консультант Плюс" совместно с Главным государственно-правовым управлением Администрации Президента РФ и одобрен и рекомендован для использования Указом Президента РФ от 15 марта 2000 года N 511.
Предыдущий рубрикатор основывался на Общеправовом классификаторе, утвержденном в конце 1993 года. Этот классификатор разрабатывался в 1992-93 годах, когда еще практически не существовало законодательства, отражавшего кардинальные изменения в жизни страны. Между тем классификатор правовых актов по определению должен отражать действующее законодательство, что выражается, во-первых, в том, что каждый правовой акт имеет в классификаторе свое определенное место, а во-вторых, каждая рубрика классификатора - это юридическое понятие, сложившееся в действующем законодательстве, научно обоснованное и не противоречащее другим используемым в классификаторе понятиям. Очевидно, что за последние 10 лет российское законодательство изменилось самым существенным образом. Изменились как количественные показатели (достаточно посмотреть на рост количества документов в наших системах), так и качественные (один из показателей - рост числа новых кодексов).
Новый классификатор полностью отражает систему права и действующего законодательства. Это означает, что структура разделов классификатора соответствует структуре основополагающих актов (кодексов, законов). При этом каждому правовому акту в нем находится свое место, а каждая рубрика классификатора - это юридическое (или иное) понятие, сложившееся в действующем законодательстве (или в обществе), научно обоснованное, не противоречащее другим используемым в классификаторе понятиям. Несмотря на продолжающееся обновление российского законодательства, можно говорить об относительной его стабильности. В основе законодательства лежат федеральные кодексы и ряд крупных федеральных законов, являющихся кодифицированными актами. Прошло несколько лет после создания классификатора правовых актов (КПА), но он продолжает оставаться стабильным на первых трех уровнях. Изменения, происходящие в законодательстве, влекут за собой изменения только нижних уровней классификатора или включаются в имеющиеся рубрики. Покажем на примерах, как новый классификатор (КПА) отражает изменения российского законодательства по сравнению со старым классификатором систем КонсультантПлюс :
ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Глобальным изменениям законодательства, как правило, сопутствует увеличение числа нормативных правовых актов. К таким изменениям можно отнести принятие новых кодексов, структура которых теперь отражена в новом КПА.
Пример 1. Принятие Налогового кодекса и изменения в налоговом законодательстве повлекли за собой изменение рубрики "Налоги и сборы". И в целом налоговое законодательство отражено в новом КПА более подробно - выделены новые актуальные для пользователя рубрики третьего уровня (например, "Специальные налоговые режимы" и "Уплата налогов. Льготы по налогам") и четвертого уровня ("Налоговые проверки" и "Налоговая отчетность"). Кроме того, система налогов в КПА приведена в соответствие с действующим налоговым законодательством.
Пример 2. В старом классификаторе были рубрики четвертого уровня "Налог на прибыль банков" и "Налог на прибыль от страховой деятельности". В настоящее время эти налоги отменены, вопрос налогообложения прибыли банков и страховых организаций регулируется единым нормативным актом - гл. 25 НК РФ, и, соответственно, необходимость в этих рубриках также отпала, и в новом КПА они исключены.
ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СВЯЗИ С ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ЖИЗНИ
Пример 1. В старом классификаторе был раздел 2 "Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности". Но еще в 1994 г. закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" частично утратил силу за исключением ст. 34 и 35, регулирующих порядок регистрации предприятий. А в соответствии с ФЗ от 21.03.02 N 31-ФЗ этот закон утратил силу полностью. Теперь правоотношения в области предпринимательской деятельности регулируются Гражданским кодексом. Поэтому документы, регулирующие соответствующие правоотношения, относятся к рубрике "Гражданское право", и в новом КПА раздел "Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности" исключен.
ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СВЯЗИ С ВОЗНИКНОВЕНИЕМ НОВЫХ ИЛИ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Пример 1. В старом классификаторе не была отражена риэлтерская деятельность. А в новом КПА введена рубрика второго уровня "Риэлтерская деятельность" в раздел 5 "Жилище", что связано с развитием рынка недвижимости, появлением многочисленных фирм, занимающихся куплей-продажей жилья.
Пример 2. Купля-продажа, как один из наиболее распространенных видов договора в хозяйственном обороте, требовала подробной и более совершенной регламентации, что и было сделано Гражданским кодексом. Так, старый классификатор содержал только две "глухие" рубрики третьего уровня "Купля-продажа, мена, дарение" и "Поставка" . Изменения гражданского законодательства повлекли изменения в уровнях классификатора: у рубрики "Купля-продажа" появились подрубрики, отражающие разновидности договора купли-продажи. "Поставка товаров" стала подрубрикой рубрики "Купля-продажа", так как в соответствии с ГК РФ поставка является разновидностью договора купли-продажи.
Структура нового КПА настолько прозрачна и интуитивно понятна, что его смогут использовать не только специалисты, которые постоянно работают с правовой информацией (юристы, бухгалтеры и т.п.), но и те, кто только эпизодически обращается к правовым актам. Рассмотрим новый классификатор с точки зрения удобства пользования.
ГЛУБИНА КЛАССИФИКАТОРА
Степень подробности разработки классификатора (число уровней), или глубина классификатора, зависит от характера и количества документов, относящихся к рубрике первого уровня. Большое количество ведомственных актов требует более детальной и подробной разработки соответствующего раздела. Поэтому новый классификатор имеет пять уровней или пять соподчиненных рубрик . Это число выбрано неслучайно и имеет прямое практическое значение. Известно, что количественный предел активного восприятия и анализа массива уровней любого классификатора равен семи, а при пяти уровнях с классификатором легко и комфортно работать как разработчику справочных правовых систем, так и пользователю.
КОЛИЧЕСТВО РУБРИК КЛАССИФИКАТОРА
Определяя число рубрик верхнего уровня, создатели классификатора исходили из того, что пользователю одинаково трудно воспринимать как большое количество рубрик первого уровня, так и небольшое, когда рубрики укрупнены настолько, что трудно определить, куда входит интересующий пользователя объект классификации. Количество рубрик верхнего уровня КПА по сравнению с общеправовым классификатором отраслей законодательства (ОКОЗ) значительно уменьшилось. КПА имеет 20 рубрик верхнего уровня, в ОКОЗ было 53 рубрики того же уровня. Точность их наименований делает классификатор хорошо обозримым и интуитивно понятным разным группам пользователей. В свою очередь, принятие основополагающих актов, регулирующих тот или иной вопрос, может повлечь быстрое развитие массива ведомственных актов. А значит, количество документов, относящихся к той или иной рубрике, становится трудно обозримым, и это осложняет поиск нужного акта. В таких случаях необходима большая проработанность рубрик через раскрытие их подрубриками. Общее количество рубрик в новом классификаторе - около 2000. По степени детализации он превышает старый классификатор систем КонсультантПлюс в три раза.
Пример. В старом классификаторе рубрики, отражающие конкретные виды федеральных налогов (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц) были не раскрыты , хотя в каждой скопилось более 500 документов, что осложняло поиск нужных актов. В КПА тот или иной конкретный налог развернут подрубриками пятого уровня, что значительно облегчает задачу поиска конкретных актов (например, налог на добавленную стоимость имеет четыре подрубрики, налог на прибыль - пять подрубрик, налог на доходы физических лиц - четыре подрубрики) .
РАСПОЛОЖЕНИЕ РУБРИК КЛАССИФИКАТОРА
Все рубрики в классификаторе располагаются так, что любой пользователь, даже не имеющий глубоких правовых знаний, сможет найти интересующую его рубрику, исходя из здравого смысла. Поэтому, например, порядок расположения рубрик верхнего уровня таков, что их можно условно разбить на 5 крупных блоков, охватывающих все сферы жизнедеятельности общества:
государственное устройство и управление (рубрики "Конституционный строй", "Основы государственного управления");
социально-экономическая сфера ("Гражданское право", "Семья", "Жилище", "Труд и занятость населения", "Социальное обеспечение и социальное страхование", "Финансы", "Хозяйственная деятельность", "Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело", "Окружающая природная среда и природные ресурсы");
культура, образование, здравоохранение ("Образование. Наука. Культура", "Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм");
правосудие, охрана правопорядка и безопасность ("Оборона", "Безопасность и охрана правопорядка", "Уголовное право. Исполнение наказаний", "Правосудие", "Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат");
международные отношения ("Международные отношения. Международное право").
Подчеркнем определенную условность этих групп. Так, в новом классификаторе впервые выделена рубрика "Информация и информатизация", которую можно отнести к нескольким из перечисленных сфер. В нашем законодательстве это довольно молодая и перспективная отрасль. Издание основной массы документов (более 1800), относящихся к этой теме, приходится на последнее десятилетие. Также хочется отметить, что при построении рубрик как верхнего, так и нижнего уровня учитывались прежде всего интересы пользователя.
Пример 1. В раздел 18 "Правосудие" входит рубрика "Исполнительное производство", являющееся, скорее, следствием правосудия, а не его осуществлением. Однако в Сводах законов понятия суд, судоустройство, исполнение решений, исполнение наказаний традиционно включались в один раздел, и поэтому такое расположение рубрик наиболее привычно пользователям разного уровня подготовки.
Пример 2. Защита прав потребителей регулируется гражданским законодательством. Поэтому в разделе "Гражданское право" помещена рубрика третьего уровня "Защита прав потребителей" . Но в реальной жизни проблемы с защитой прав возникают у потребителя, как правило, при покупке товаров. Исходя из этого, разработчики классификатора поместили подрубрику третьего уровня "Защита прав потребителя при продаже товаров" в рубрику второго уровня "Торговля" .
ПОИСК ПО НОВОМУ РУБРИКАТОРУ
Трудовое законодательство - тема, интересная практически всем, особенно в связи с принятием нового Трудового кодекса. Наверное, наиболее "популярными" темами в трудовом праве являются собственно трудовой договор, оплата труда и рабочее время. Посмотрим, как при помощи нового классификатора можно найти подборку документов по интересующим пользователя конкретным вопросам из этих тем.
Пример. Предположим, мы хотим узнать, какие изменения могут быть в трудовом договоре в связи с переводом на другую работу. Найдем наиболее близкую рубрику, касающуюся данной темы. Для начала просмотрим рубрики первого уровня и найдем "Труд и занятость населения", раскрыв эту рубрику, просмотрим второй уровень и выберем рубрику "Труд", затем раскроем ее и увидим рубрики третьего уровня, среди которых найдем рубрику "Трудовой договор" . Она состоит из большого числа подрубрик, раскрывающихся еще в двух уровнях. Например, внутри подрубрики четвертого уровня "Изменение трудового договора" есть рубрика пятого уровня "Перевод на другую работу". Кстати, в старом рубрикаторе, основанном на ОКОЗ, рубрика второго уровня "Трудовой договор" является "глухой", то есть не раскрывается. Выбрав любую из подрубрик рубрики "Трудовой договор", мы получим список документов, которые регулируют узкий вопрос, будь то гарантии при заключении договора, аттестация или трудовые книжки. Отметим, что, помимо Трудового кодекса, эти вопросы могут регулировать и другие правовые акты и, кроме того, в такой подборке могут также содержаться судебные решения Верховного Суда РФ. Примерно так же можно поискать документы, регламентирующие доплаты при переводе на другую работу (см. рубрику "Оплата труда", подрубрику "Стимулирующие и компенсационные выплаты"). Документы, регламентирующие работу в выходные и праздничные дни, можно найти в рубрике "Рабочее время" и подрубрике "Работа в выходные и праздничные дни".
Приведу еще несколько примеров, которые показывают удобство работы именно с новым рубрикатором.
Пример 1 Старый рубрикатор: не было рубрики "Негосударственное пенсионное обеспечение" Новый рубрикатор: появилась рубрика "Негосударственное пенсионное обеспечение" В результате реформирования государственной пенсионной системы, создания законодательной базы негосударственное пенсионное обеспечение получило дальнейшее развитие, что отражено введением развернутой рубрики.
Пример 2 Старый рубрикатор: в разделе "Основы конституционного строя" была рубрика "Информация и информатизация". Новый рубрикатор: появилась рубрика первого уровня "Информация и информатизация", содержащая 23 рубрики нижнего уровня. Это вызвано тем, что принятие в 1995 году Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", отражающее бурный процесс информатизации общества, вызвало развитие массива правовых актов, регулирующих этот процесс, что и было отражено в рубрикаторе.
Пример 3 Старый рубрикатор: была рубрика "Банковские операции", которая имела пять подрубрик четвертого уровня: Порядок открытия и ведения счетов; Безналичные расчеты и расчеты с бюджетом; Кассовые операции; Банковский контроль; Банковский аудит; а также Кредитные операции; Операции банков с ценными бумагами. Новый рубрикатор: Развитие банковской деятельности, ее правовое регулирование гражданским законодательством вызвало значительные изменения рубрики "Банковское дело". Рубрика "Банковские операции и сделки" была развернута до пятого уровня
и содержит теперь 24 рубрики нижнего уровня. Пример развернутой рубрики четвертого уровня - "Расчеты и кассовые операции", рубрики пятого уровня которой отражают как реальный порядок проведения этих операций, так и правовое регулирование данного вопроса: Порядок открытия и ведения счетов; Банковская тайна; Безналичные расчеты; Обслуживание банками бюджета и внебюджетных фондов; Кассовые операции; Инкассация. "Кредитные операции" и "Операции с ценными бумагами" стали подрубриками рубрики "Банковские операции и сделки". Рубрика "Операции банков с ценными бумагами" сильно видоизменилась, а именно, стала более развернутой (имеет 5-й уровень) и отражающей реальные процессы, сложившиеся в банковской деятельности, - введены новые рубрики "Брокерские и дилерские операции банков с ценными бумагами", "Трастовые (доверительные) операции банков".
Пример 4 Старый рубрикатор: рубрика "Законодательство о ценных бумагах" относилась к разделу "Финансы", была развернута до четвертого уровня и имела 13 рубрик нижнего уровня. Новый рубрикатор: рубрика "Законодательство о ценных бумагах" претерпела значительные изменения. Поскольку ценные бумаги в соответствии с Гражданским кодексом являются объектом гражданских прав, в новом рубрикаторе в разделе "Гражданское право" есть развернутая рубрика "Ценные бумаги" с подрубриками пятого уровня, отражающими все виды ценных бумаг. В разделе "Финансы" имеется рубрика "Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг" с новой развернутой подрубрикой "Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг", отражающей все виды деятельности на рынке ценных бумаг, - брокерская, дилерская, депозитарная, по управлению ценными бумагами и т.д. В рубрику "Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг" введена также новая развернутая подрубрика "Эмиссия ценных бумаг". Введение этой подрубрики вызвано быстрым формированием массива документов, регулирующих вопросы эмиссии ценных бумаг (около 600 актов).
Пример 5 Старый рубрикатор: не было рубрики "Счетная палата РФ", т.к. не было специальных актов, регулирующих ее деятельность. Новый рубрикатор: в раздел "Конституционный строй" введена рубрика "Счетная палата РФ", что связано с общей тенденцией усиления государственного финансового контроля, принятием в 1995 году Федерального закона РФ "О Счетной палате Российской Федерации" от 11.01.95 N 4-ФЗ. Подтверждение данной тенденции - принятие Федерального закона от 10.07.02 N 86-ФЗ, дополнившего закон "О Счетной палате РФ" полномочием по осуществлению проверок финансово-хозяйственной деятельности ЦБ РФ.
Пример 6 Старый рубрикатор: была рубрика "Нормотворческая деятельность органов государственной власти и управления". Новый рубрикатор: данная рубрика представлена в развернутом виде: Правотворческая деятельность органов государственной власти: Общие положения; Порядок подготовки и рассмотрения проектов нормативных актов; Порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов; Учет и систематизация нормативных актов. Развертывание рубрики вызвано необходимостью отражения начавшегося в обществе процесса реализации принципа обнародования всех нормативных актов, провозглашенного Конституцией РФ (п. 3 ст. 15), а также бурной активизации правотворческого процесса и начавшейся в связи с этим систематизации массива правовых актов.
Пример 7 Старый рубрикатор: не было рубрики "Применение контрольно-кассовых машин". Новый рубрикатор: введена рубрика "Применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Многочисленные вопросы, возникающие в реальной жизни, на практике, связанные с применением Закона РФ от 18.06.93 N 15215-1 "О применении контрольно-кассовых машин", вызвали необходимость принятия новых актов, детализирующих нормы указанного закона, разъясняющих их практическую реализацию. Постоянные изменения Государственного реестра контрольно-кассовых машин ежегодно значительно увеличивают количество актов по этому вопросу. Все это привело к образованию довольно большого (более 200 документов) массива актов и потребовало введения соответствующей рубрики.
Пример 8 Принятие Бюджетного кодекса вызвало необходимость раскрытия рубрики "Бюджетный процесс" в соответствии со структурой кодекса.
Пример 9 Рубрики раздела "Уголовный процесс" приведены в соответствие со структурой Уголовно-процессуального кодекса от 18.12.2001 N 174-ФЗ.
Пример 10 Рубрики раздела "Труд" приведены в соответствие с недавно принятым Трудовым кодексом РФ. Раздел стал более развернутым, что, в свою очередь, повлекло за собой облегчение поиска необходимых документов для пользователей. Рассмотрим подробно ряд изменений:
а) Включена такая основополагающая рубрика, как "Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений". Эта рубрика раскрывается тремя подрубриками, которые перекрывают полностью ранее существовавшую рубрику "Общие вопросы трудового законодательства";
б) Вместо рубрики "Коллективный договор, соглашения (генеральные, отраслевые, специальные)" введена развернутая рубрика с подрубриками "Социальное партнерство в сфере труда";
в) Старые рубрики "Рабочее время" и "Время отдыха" также теперь даны в развернутом виде и, в целом, приведены в соответствие с новым Трудовым кодексом РФ;
г) Старая рубрика "Трудовой договор" осталась в новом рубрикаторе, но уже в другом виде. Ее разбили на подрубрики. Сюда включены такие важные аспекты, как гарантии при заключении трудового договора, заключение трудового договора, испытание при приеме на работу, документы о работе. Кроме того, отдельно включены сюда же и подрубрики, касающиеся изменения трудового договора и его прекращения. Все они даны в развернутом виде. В соответствии с новым Трудовым кодексом РФ введена подрубрика "защита персональных данных работников";
д) Рубрика "Оплата труда" также претерпела изменения. Расширен перечень различных стимулирующих и компенсационных выплат. Помимо этого, введены подрубрики: "Индексация оплаты труда" и "Средний заработок";
е) Отдельно выделена рубрика "Нормирование труда и сдельные расценки". В старом рубрикаторе указанная рубрика отсутствовала вообще;
ж) Рубрика "Материальная ответственность работников за причиненный ущерб" теперь является подрубрикой рубрики "Материальная ответственность сторон трудового договора" нового рубрикатора. Также введена и подрубрика, соответственно, "Материальная ответственность работодателя перед работником";
з) Рубрика "Гарантии и компенсации в трудовом законодательстве" в новом рубрикаторе имеет более развернутый вид и соответствует ныне действующему Трудовому кодексу РФ;
и) Рубрика "Льготы в сфере труда для работников, нуждающихся в социальной защите" удалена. Теперь она полностью перекрывается подрубриками из новой рубрики "Особенности регулирования труда (службы) отдельных категорий работников, государственных и муниципальных служащих";
к) Рубрика "Вредные условия труда, охрана труда" в новом рубрикаторе заменена рубрикой "Охрана труда" с соответствующими подрубриками;
л) Рубрика "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" в новом рубрикаторе приведена в развернутом виде и имеет немного другое название (см. п. и));
м) Рубрика "Трудовые споры" имеет теперь две подрубрики "Индивидуальные трудовые споры" и "Коллективные трудовые споры", а рубрика "Трудовой стаж" теперь отнесена (в развернутом виде) в раздел "Социальное обеспечение и социальное страхование" нового рубрикатора.
Пример 11 Количество документов, относящихся к рубрике "Аудиторская деятельность", увеличивалось и приближалось к 200 актам. Рубрика была раскрыта шестью подрубриками третьего уровня, по которым равномерно были распределены все документы. Пользователь получил возможность выбрать документы по интересующему его вопросу, не перебирая 200 документов.
В целом, с появлением нового классификатора системы получили мощное средство для тематического поиска документов, а нормативные документы - упорядоченный каталогизатор. А в выигрыше оказался пользователь.
В статье использовались материалы : - Статья Виктории Кобзаревой (компания КонсультантПлюс) "НОВЫЙ КЛАССИФИКАТОР И СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО". - Статья Алексея Зюляева (компания КонсультантПлюс) "УДОБСТВО СТРУКТУРЫ И ПОИСКОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НОВОГО КЛАССИФИКАТОРА".