
|
 |
|
Чего ждать от нового Бюджетного Кодекса: обзор проекта |
 |
Минфин подготовил проект новой редакции Бюджетного кодекса РФ, большая часть поправок которого носит юридико-технический характер. В частности, это выражается в изменении структуры Кодекса, уточнении понятий, устранении внутренних противоречий и неточностей. Далее обо всем по порядку.
Когда начнет действовать
Ожидается, что новый Кодекс будут применять с 2019 года при подготовке проектов бюджетов на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов, а в части исполнения бюджетов - с 1 января 2020 года.
Как изменится структура
Основной идеей подготовки проекта является консолидация в единую систему принятых за последнее время федеральных законов, регулирующих бюджетные правоотношения. За 17 лет их было принято более 130. Новая структура позволит не только систематизировать эти многочисленные изменения, но и сделает Кодекс удобным в применении. Решено отказаться от деления Кодекса на части. Будет 9 разделов и 33 главы.
Структура претерпит следующие изменения:
- введут отдельную главу об информационном обеспечении бюджетного процесса;
- предусмотрят отдельную главу в части публичных обязательств, на основе которых осуществляется формирование расходов бюджета;
- в разделе о сбалансированности бюджетов соберут положения по источникам финансирования бюджетов, заимствованиям, эмиссии и обращению государственных ценных бумаг, управлению долгом, формированию Фонда национального благосостояния и Резервного фонда субъекта РФ и управлению ими;
- выделят раздел о планировании бюджета;
- раздел об исполнении бюджета дополнят новыми главами об использовании предоставленных из бюджета средств получателями, казначейском обслуживании, едином казначейском счете, бюджетных платежах и системе казначейских платежей;
- раздел об учете и отчетности дополнят главой об отчетности о государственных (муниципальных) финансах;
- вопросы бюджетного контроля и привлечения к ответственности за бюджетные нарушения урегулируют в IX разделе.
Кроме того, по всем разделам распределят положения о бюджетах государственных внебюджетных (социальных) фондов для их полного учета в бюджетном процессе.
Как обновится терминология
В новом Кодексе закрепят определения:
- получатель средств из бюджета - требуется, чтобы обобщить неучастников бюджетного процесса, которым предоставляются средства из бюджета;
- публичное обязательство - позволит разграничить обязанность государства предоставлять средства, которая может не привести к формированию расходов и может быть связана с исполнением долговых обязательств;
- лимит долгосрочных договорных обязательств - необходимо, чтобы учитывать обязательства, которые выходят за пределы периода действия бюджета;
- казначейское обслуживание, единый казначейский счет, казначейский счет, временно свободные средства - призвано обеспечить концепцию единого казначейского счета и системы бюджетных платежей.
Будут исключены определения некоторых понятий:
- собственные доходы;
- межбюджетные отношения.
Заменят термины, приведенные ниже:
Действующий термин - Новый термин
Главный распорядитель бюджетных средств - Главный распорядитель расходов бюджета
Распорядитель бюджетных средств - Распорядитель расходов бюджета
Получатель бюджетных средств - Администратор расходов бюджета
Источник финансирования дефицита бюджета - Источник финансирования бюджета
Кассовое обслуживание - Казначейское обслуживание
Как изменятся бюджетные правоотношения
Сейчас бюджетные и автономные учреждения обладают только отдельными бюджетными правами и обязанностями.
И хотя они не относятся к участникам бюджетного процесса, они активно задействованы в функционировании системы государственного и муниципального управления. В связи с этим отдельные нормы бюджетного законодательства, касающиеся деятельности бюджетных и автономных учреждений, включены в состав положений проекта, например следующих:
- об особенностях осуществления расходов, в том числе о взыскании неиспользованных остатков;
- отчетности.
Что нового в доходах и расходах
Предложен новый принцип распределения доходов бюджета, а также урегулированы вопросы зачисления в доход бюджета отдельных видов платежей (прежде всего это касается штрафов, неустоек, пеней). Такой подход позволяет:
- определять бюджет, в который должен поступить платеж, даже если в законодательстве отсутствует норматив его распределения;
- сократить количество потенциальных изменений в части доходов;
- обеспечить единство в описании положений о доходах и расходах бюджетов.
Действующий Бюджетный кодекс не позволяет разграничивать виды обязательств, исходя из основания их возникновения и стадии (этапа) их исполнения. В новом Кодексе уточнят, что обязательства публично-правового образования независимо от основания возникновения будут публичными.
В расходной части бюджетов предусмотрят разделение публичных обязательств на две категории:
- нормативно-правовые обязательства, возникшие из закона или иного нормативного правового акта,
- договорные обязательства, возникшие из соглашения сторон.
Также предлагают создать более стройную правовую основу для планирования расходов бюджета:
- публичное обязательство (возникает из НПА или договора);
- расходное обязательство (реестр расходов бюджета);
- бюджетное обязательство (закон или решение о бюджете);
- денежное обязательство.
28.04.2018
По материалам обзоров Консультант Плюс
|
|
|