С 21 апреля действуют правила работы межведомственной комиссии при ЦБ. В комиссию можно пожаловаться, если обслуживающий банк не внял доводам компании и не разблокировал или не открыл счет. Как компаниям и банкам действовать по новым правилам, читайте в нашем обзоре.
В каком случае компания может обратиться в комиссию
С 30 марта механизм внесудебного урегулирования споров из-за отказа в обслуживании выглядит так:
- банк сообщает клиенту, по каким причинам не стал проводить операцию или открывать счет;
- клиент представляет в банк доказательства необоснованности решения;
- банк в течение 10 рабочих дней рассматривает доказательства и сообщает клиенту, устранены причины для отказа в обслуживании или нет;
- если банк продолжает настаивать на своем, клиент вправе обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ.
Обратите внимание: действия банка по-прежнему можно сразу обжаловать в суде, но целесообразно сначала воспользоваться новым инструментом. Комиссия при ЦБ рассмотрит жалобу гораздо быстрее: решение примут в течение 20 рабочих дней и оно сразу вступит в силу. Госпошлины за подачу жалобу в комиссию нет.
Какие документы компания направляет в комиссию
В комиссию подайте заявление с приложениями. Установленной формы нет, можете пользоваться формой, которую подготовили наши эксперты.
Направить документы можно двумя способами:
- в электронной форме через интернет-приемную ЦБ;
- по почте.
Какие сведения комиссия запросит у банка
Если комиссия приняла жалобу к рассмотрению, банк получит запрос через личный кабинет на сайте ЦБ. Если сервис не будет работать, запрос направят на бумаге в тот же день, когда его разместят в личном кабинете.
Срок для ответа устанавливает комиссия, минимум три рабочих дня.
В ответе банк должен привести следующую информацию:
- основания, по которым он блокировал операцию или не стал открывать счет;
- дату, когда банк принял соответствующее решение;
- номер записи в электронном сообщении, которое он направил в Росфинмониторинг;
- дату, когда клиент представил в банк доказательства того, что нет оснований блокировать операцию или не
открывать счет;
- причины, по которым банк счел недостаточными пояснения клиента и не стал пересматривать свое решение;
- дату, когда банк уведомил заявителя об отказе пересматривать решение, и сведения о получении клиентом этого уведомления, если они есть.
Ответ на запрос банк размещает в личном кабинете на сайте ЦБ и в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга. Если сервис не работает, ответ нужно направить по почте, а затем разместить в личном кабинете, когда он снова будет функционировать.
Если банк не ответит на запрос комиссии, это не помешает ей рассмотреть жалобу и принять решение.
Как комиссия примет решение и уведомит о нем компанию и банк
Комиссия может принять решение как очно, так и заочно. Скорее всего, на заседание никого вызывать не будут. Могут пригласить лишь заявителя, но только по решению председателя комиссии или иного лица, которое председательствует в заседании.
Рассмотрев обращение клиента и обоснование банка, комиссия может оставить решение банка в силе либо отменить его.
Обратите внимание: решение комиссии окончательное, пересмотру оно не подлежит. Если компания снова обратится с той же жалобой в комиссию, обращение не рассмотрят.
Заявителю сообщение о решении комиссии направят в течение трех рабочих дней одним из двух способов:
- электронной почтой, если заявление поступило через интернет-приемную ЦБ;
- обычной почтой, если заявление поступило на бумаге.
Банку сообщение о решении комиссии направят в тот же срок через его личный кабинет на сайте ЦБ. Если сервис не будет работать, сообщение направят на бумаге в тот же день, когда запрос разместят в личном кабинете.
Что делать компании и банку, когда стало известно решение комиссии
Если комиссия отменила решение банка, он обязан:
- проинформировать Росфинмониторинг, чтобы компанию исключили из черного списка подозрительных клиентов;
- в случае обращения компании провести спорную операцию или открыть счет.
Если комиссия оставила решение банка в силе, у компании остается возможность обжаловать его в суде.
20.04.2018
По материалам обзоров Консультант Плюс