Artiks Российское Законодательство (RZ4) - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Консультант Плюс

Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"



Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация


e-mail: написать письмо

Новое в законодательстве


Основы государственного управления



Основы государственного управления

[10.06.2019-16.06.2019]

Постановление Правительства РФ от 03.06.2019 N 710 "О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах"
С 1 июля 2019 г. по 31 марта 2020 г. будет проводиться эксперимент по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах
Эксперимент направлен, в числе прочего, на решение таких задач, как: автоматизированное предоставление гражданину по его запросу необходимых сведений о нем, обмен которыми осуществляется между государственными органами и органами местного самоуправления с использованием реализованных запросов в рамках единой системы межведомственного электронного взаимодействия; сохранение гражданином необходимых сведений о нем в единой системе идентификации и аутентификации; организация доступа банков и страховых организаций к необходимым сведениям о клиентах - физических лицах по инициативе или с согласия указанных физических лиц при заполнении ими заявления о предоставлении кредитного продукта, а также о предоставлении отдельных страховых услуг по таким видам страхования, как добровольное страхование автотранспортных средств (КАСКО) и обязательное страхование автомобильной гражданской ответственности (ОСАГО); использование необходимых сведений о гражданине, содержащихся в единой системе идентификации и аутентификации и в государственных и муниципальных информационных системах, для заполнения заявлений о предоставлении государственных и муниципальных услуг, о предоставлении кредитного продукта, о предоставлении отдельных страховых услуг, а также при реализации активного избирательного права. Участниками эксперимента являются, в частности, федеральные органы исполнительной власти, Пенсионный фонд, Банк России, ЦИК России, банки и страховые организации, граждане.

Постановление Правительства РФ от 05.06.2019 N 720 "О внесении изменения в Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации"
Расширен перечень нормативных правовых актов, самостоятельно принимаемых Минздравом России
Согласно внесенным изменениям, такими актами являются: положение об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья (совместно с Минтрудом России); перечень медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых пациенту при оказании паллиативной медицинской помощи для использования на дому.

Постановление Правительства РФ от 05.06.2019 N 725 "О внесении изменений в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг"
Работникам МФЦ предоставили право принимать денежные средства в оплату госуслуг
Согласно действующей редакции Постановления Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг", оплатить налоги, пошлины и другие платежи в МФЦ возможно только через терминальные устройства банковских организаций. За эти операции банками взимается комиссия. Настоящим Постановлением устанавливается возможность по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ принимать в МФЦ наличные денежные средства от заявителей непосредственно сотрудниками МФЦ. Кроме этого, предоставляется возможность оплачивать государственные и муниципальные услуги с использованием платежных карт через электронный терминал МФЦ. Денежные средства, принятые МФЦ в наличной форме, должны перечисляться в банк в течение 5 рабочих дней со дня их приема.

Постановление Правительства РФ от 06.06.2019 N 729 "Об определении случаев, в которых доступ к содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц сведениям (документам, содержащим сведения) о юридическом лице может быть ограничен"
Определены случаи, когда может быть ограничен доступ к некоторым сведениям из ЕГРЮЛ
Если в отношении лица введены санкции, оно является уполномоченным банком по гособоронзаказу или имеет место нахождения на территории Республики Крым или г. Севастополя, то может быть ограничен доступ к содержащимся в ЕГРЮЛ сведениям об учредителях (участниках) такого лица, подлиннику или нотариально засвидетельствованной копии учредительного документа, сведениям о правопреемстве, сведениям о директоре и корпоративном договоре (в части сведений об объеме правомочий участника), сведениям о выданных лицензиях и о нахождении лица в процессе реорганизации. Доступ к информации об учредителях (участниках) лица, о правопреемстве, о руководителе, об объеме предусмотренных корпоративным договором правомочий участника (акционера) и о нахождении лица в процессе реорганизации может быть ограничен в случае, если такие сведения содержат информацию о лицах, в отношении которых введены санкции, и (или) об уполномоченном по гособоронзаказу банке. Доступ к содержащимся в ЕГРЮЛ сведениям о филиалах и представительствах может быть ограничен, если в них содержится информация о филиалах и представительствах, расположенных на территории Республики Крым и г. Севастополя.

Постановление Правительства РФ от 07.06.2019 N 731 "О внесении изменений в раздел III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719"
Скорректированы требования к некоторым видам продукции отрасли специального машиностроения в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории РФ
Изменения коснулись, в частности, следующих позиций: автоматизированные склады для пищевой промышленности; манипуляторы для загрузки стеллажей автоматизированных складов для пищевой промышленности; ротационные пекарские шкафы. Кроме того, устанавливаются критерии отнесения к отечественной следующих видов продукции специального машиностроения: вспомогательное оборудование для пищевой промышленности и торговли (в том числе рамы, тележки, столы, стеллажи); водоподогреватели емкостные небытового назначения (рекуператоры); установка доильная автоматическая (роботизированная); аппараты доильные; агрегаты для кормления молодняка крупного рогатого скота и других сельскохозяйственных животных ("молочные такси"); инкубаторы птицеводческие; клеточное оборудование для содержания птицы (кроме кур-несушек), кроликов, пушных зверей; клеточное оборудование для содержания кур-несушек; оборудование для напольного содержания птицы; автоматические чесалки для крупного рогатого скота; стойловое оборудование; поилки животноводческие; кормушки животноводческие; оборудование для содержания свиней; мукомольный комплекс для переработки зерновых культур; печи ротационные.

Постановление Правительства РФ от 07.06.2019 N 733 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации"
Обновлены правила разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации
Постановлением устанавливается:
- содержание работ по разработке и изменению общероссийских классификаторов;
- порядок утверждения общероссийских классификаторов и их перечня;
- порядок согласования общероссийского классификатора;
- порядок и сроки внесения общероссийского классификатора в информационную систему "Единая система нормативной справочной информации";
- случаи обязательного применения общероссийских классификаторов.
Утратившим силу признается Постановление Правительства РФ от 01.06.2016 N 487 "О первоочередных мерах, направленных на создание государственной информационной системы "Единая информационная среда в сфере систематизации и кодирования информации" с внесенными в него изменениями. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2020 года.

Постановление Правительства РФ от 07.06.2019 N 735 "О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства и Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации"
Разграничены полномочия Минприроды России и Рослесхоза в части согласования документации по вопросам их компетенции
Установлено, в частности, что Минприроды России согласовывает документацию по планировке территории, подготовленную применительно к особо охраняемым природным территориям, находящимся в его ведении. Кроме того, уточнено, что Министерство принимает правила использования лесов:
- для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута;
- для ведения сельского хозяйства и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута;
- для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Рослесхоз уполномочен осуществлять согласование документации по планировке территории, подготовленной применительно к землям лесного фонда, в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию.

Постановление Правительства РФ от 07.06.2019 N 737 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на обеспечение информационного сопровождения реализации национального проекта "Экология"
Определены правила предоставления специализированным автономным некоммерческим организациям федеральных субсидий на информационное сопровождение национального проекта "Экология"
Субсидии предоставляются в том числе на:
- организацию и проведение мероприятий, направленных на экологическое просвещение, пропаганду бережного отношения к природной среде и тематики национального проекта;
- издание полиграфической продукции для населения, направленной на экологическое просвещение;
- организацию и проведение пресс-туров для СМИ;
- проведение деловых мероприятий с участием российских и иностранных экспертов в субъектах РФ;
- создание видеоматериалов и обеспечение их размещения в СМИ, в целях экологического просвещения населения;
- создание информационных материалов, их размещение и продвижение в Интернете по тематике нацпроекта, в целях экологического просвещения населения.
В приложении к правилам приведены форма расчета размера субсидии и плановые значения целевых показателей деятельности организации на обеспечение информационного сопровождения реализации нацпроекта "Экология".

Распоряжение Правительства РФ от 03.06.2019 N 1189-р Об утверждении Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными и плана мероприятий ("дорожную карту") по созданию национальной системы управления данными на 2019 - 2021 годы
Утверждена Концепция создания и функционирования национальной системы управления данными, направленная на повышение эффективности использования государственных данных для предоставления государственных и муниципальных услуг
Достижение указанных целей будет осуществляться за счет нормативных правовых, методологических, информационно-технологических, организационных и кадровых механизмов посредством: повышения доступности государственных данных; обеспечения полноты, актуальности, непротиворечивости и связанности государственных данных; обеспечения информационной безопасности. Центром компетенции управления данными является автономная некоммерческая организация "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации". Оператором единой информационной платформы (исключая цифровую аналитическую платформу предоставления статистических данных), осуществляющим деятельность по ее созданию, эксплуатации и развитию (модернизации), является федеральный орган исполнительной власти или организация, уполномоченные в порядке, установленном законодательством РФ. Функции координации деятельности по обеспечению качества государственных данных, передаваемых в систему, в отношении государственных данных, содержащихся в отраслевых информационных ресурсах, на основании единых требований к управлению данными осуществляют федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по регулированию соответствующей отрасли. Участниками, обеспечивающими актуальность и достоверность государственных данных, передаваемых в систему, являются операторы данных, из информационных ресурсов которых передаются данные, за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы функционирования отдельных информационных ресурсов, не установлено, что актуальность и (или) достоверность содержащейся в них информации, на базе которой формируются государственные данные, передаваемые в систему, обеспечивают иные лица. Основным источником финансирования создания системы являются средства федерального бюджета, выделяемые в рамках реализации мероприятий федерального проекта. Создание, эксплуатация и развитие (модернизация) системы может осуществляться с использованием средств государственных институтов развития, внебюджетных источников финансирования, механизмов концессионных соглашений и государственно-частного партнерства. Предполагается, что внедрение системы позволит, в числе прочего: повысить качество и доступность государственных услуг и муниципальных услуг в цифровом виде за счет их персонализации и унификации интерфейсов межведомственного информационного взаимодействия; сократить сроки оказания государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет внедрения единых требований к управлению данными; снизить количество документов личного хранения за счет упрощения доступа к государственным данным, имеющим юридическую значимость; повысить управляемость бизнеса за счет использования оперативных, актуальных и достоверных государственных данных; снизить неоправданную и избыточную административную (отчетную) нагрузку на представителей бизнеса и некоммерческого сектора; повысить достоверность собираемых государственных данных и широты их охвата в рамках информационного взаимодействия с юридическими лицами и физическими лицами; увеличить точность планирования и прогнозирования, скорости и качества принимаемых управленческих решений в рамках задач государственного управления благодаря использованию инструментов "больших данных" и технологий машинного обучения, в том числе за счет обеспечения связности государственных данных в различных информационных системах. Также приводится план мероприятий ("дорожная карта") по созданию национальной системы управления данными на 2019 - 2021 годы.

Приказ ФТС России от 28.01.2019 N 131 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности"
Зарегистрировано в Минюсте России 06.06.2019 N 54861.
Обновлен административный регламент ведения ФТС России таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности
В реестр включаются объекты авторского права, объекты смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара, в отношении которых ФТС России принято решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров. Результатом предоставления данной госуслуги является вынесение решений (на бумажном носителе и/или в виде электронного документа): о включении объекта в реестр; о продлении срока его включения в реестр и др. Заявителем является правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав на такие объекты в связи с ввозом/вывозом товаров из РФ либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем. Заявление о включении объекта в реестр подается от имени одного правообладателя (нескольких правообладателей в соответствии с гражданским законодательством РФ) в отношении одного объекта (объекта авторского права или смежных прав, товарного знака (знака обслуживания) или наименования места происхождения товара). Форма заявления приведена в приложении. К заявлению, прилагается, в том числе, обязательство правообладателя о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением срока выпуска товаров (рекомендуемый образец приведен в приложении). Рассмотрение заявлений, в общем случае, осуществляется в срок, не превышающий одного месяца со дня их поступления. Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования. Признается утратившим силу Приказ ФТС России от 13.08.2009 N 1488, которым был утвержден ранее действовавший регламент.

Приказ Минкомсвязи России от 21.02.2019 N 62 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по формированию и ведению единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра евразийских программ для электронных вычислительных машин и баз данных"
Зарегистрировано в Минюсте России 04.06.2019 N 54838.
Регламентирован порядок ведения Минкомсвязью России единых реестров российских и евразийских компьютерных программ и баз данных
В качестве заявителей по формированию и ведению реестра российских программ выступают:
- граждане РФ;
- российские НКО без преобладающего иностранного участия;
- российские коммерческие организации, в которой суммарная доля прямого и (или) косвенного участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, российских НКО без преобладающего иностранного участия, граждан РФ составляет более 50 процентов.
Заявителями по формированию и ведению реестра евразийского ПО выступают:
- граждане государств - членов ЕАЭС, кроме РФ;
- НКО без преобладающего иностранного участия;
- коммерческие организации, в которых суммарная доля прямого и (или) косвенного участия одного или нескольких государств - членов ЕАЭС, НКО без преобладающего иностранного участия, граждан государств - членов ЕАЭС составляет более 50 процентов.
Принятие решения о включении сведений о ПО в один из указанных реестров осуществляется в срок не более 65 рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления (форма приведена в приложении). К заявлению о включении сведений прилагаются, в том числе, экземпляр программного обеспечения и документация к нему. Заявитель вправе направить заявление и прилагаемые документы:
- в форме электронных документов посредством заполнения соответствующих электронных форм, размещенных на сайте реестров;
- через Единый портал госуслуг.

Постановление Правления ПФ РФ от 27.02.2019 N 100п "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2019 N 54869.
Регламентирован порядок информирования ПФР застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов
Регламентом определяется порядок предоставления территориальными органами ПФР госуслуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно Федеральным законам от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации". Получателями государственной услуги являются лица, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Государственная услуга предоставляется застрахованному лицу в срок, не превышающий 10 дней со дня получения территориальным органом ПФР запроса. При направлении запроса в электронном виде через Единый портал госуслуг или с использованием "Личного кабинета застрахованного лица" на сайте ПФР, сведения о состоянии лицевого счета предоставляются в режиме реального времени в день обращения. Предоставление территориальными органами ПФР государственной услуги осуществляется бесплатно.

Приказ Министра обороны РФ от 28.03.2019 N 171 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов обороны и безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2019 N 54880.
Обновлен административный регламент выдачи Минобороны России разрешений на строительство объектов военной инфраструктуры ВС РФ и Росгвардии и на их ввод в эксплуатацию
Заявителями на получение государственной услуги являются организации Вооруженных Сил РФ, войск национальной гвардии России и иные организации, являющиеся застройщиками объектов. Установлено, что разрешения выдаются в течение 7 (ранее - 10) рабочих дней со дня регистрации заявления. Для получения разрешения заявитель теперь направляет, в том числе, копию решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта, в связи с размещением которого подлежит установлению такая зона. Уточнено также, что представляемый градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее чем за 3 года до дня представления заявления. Документы на получение разрешения направляются в письменной форме либо в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Исключительно в электронной форме они предоставляются в случае, если проектная документация объекта или результаты инженерных изысканий, выполненные для ее подготовки, а также иные необходимые документы представлялись в электронной форме. Признан утратившим силу Приказ Министра обороны РФ от 23.05.2012 N 1250, которым был утвержден ранее действовавший регламент.

"Публичная декларация целей и задач Федерального агентства связи на 2019 год"
Россвязь обозначила приоритетные задачи на 2019 год
В их числе: обеспечение реализации мероприятий национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"; повышение показателей доступности объектов и услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья; продолжение разработки и внедрения системы оповещения населения на базе действующей инфраструктуры универсальных услуг связи; внедрение системы внутридомового информирования и оповещения (СВИ) в многоквартирных домах г. Москвы, возводимых по программе реновации; увеличение доли присутствия на рынке перевозок ценных и опасных грузов, на рынке экспресс-доставки; внесение в законодательство РФ изменений для закрепления правового статуса специальной связи.

"Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Концепция нового КоАП РФ была представлена Правительству РФ и в целом одобрена
Разработчиками Концепции в лице Минюста России, Минэкономразвития России, с участием заинтересованных органов государственной власти и экспертных организаций отмечается, что со дня вступления в силу действующего в настоящее время КоАП РФ назрела объективная необходимость научного осмысления и анализа сложившейся практики его применения, а также критической оценки эффективности его норм с учетом внесенных многочисленных изменений, конституционных требований. Главным результатом такой работы должна стать стабильность института административной ответственности, трансформации его из преимущественно карательно-фискального инструмента в институт назначения наказания, подлежащего дифференцированному применению с учетом риск-ориентированного подхода в случае, если профилактические и принудительно-профилактические меры не имели должного воздействия. Нормы КоАП должны претерпеть такие изменения, которые будут соответствовать целям указанной реформы, что, несомненно, подразумевает как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний. Одобренная Концепция включает в себя, в частности, следующие целеполагающие подходы:
- учитывая накопленный федеральным законодателем опыт, требует сохранения положение о возможности внесения любых изменений в КоАП только отдельными федеральными законами. Такое же правило должно устанавливаться и для региональных законов об административных правонарушениях;
- в законе о введении в действие КоАП следует закрепить норму о том, что проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в данный Кодекс могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии официального отзыва Правительства РФ, а также предусмотреть, что соответствующие федеральные законы должны вступать в силу не ранее чем по истечении трех месяцев со дня их официального опубликования, за исключением случаев, когда иное прямо указано в федеральном законе;
- к полномочиям Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях следует отнести установление административной ответственности за правонарушения, посягающие на конституционные права и свободы граждан, за нарушение предписаний и запретов, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, за правонарушения в наиболее важных экономических и социальных сферах, обеспечивающих жизнедеятельность населения, а также установление порядка осуществления органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях. К полномочиям субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях следует отнести установление административной ответственности за нарушение предписаний и запретов, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- в новом КоАП следует предусмотреть полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Банка России и Генеральной прокуратуры РФ по изданию нормативных правовых актов в сфере административной ответственности, установив закрытый перечень вопросов, по которым могут издаваться такие акты, и предъявляемые к таким актам обязательные требования.
Указанными нормативными правовыми актами не может устанавливаться административная ответственность, а также изменяться порядок осуществления органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях. Необходимо четко обозначить позицию о невключении данных актов в понятие законодательства об административных правонарушениях;
- необходимо зафиксировать общеизвестное правило "закон, отягчающий ответственность, обратной силы не имеет". В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо должно подлежать административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения;
- очевидная экстерриториальность отдельных правонарушений, особенно в области предпринимательской деятельности, требует определения действия КоАП в случае, если в результате совершения такого административного правонарушения за пределами территории Российской Федерации причинен вред охраняемым законодательством РФ общественным отношениям. Данное правило не должно распространяться на случаи, когда лицо было привлечено к административной или уголовной ответственности за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства;
- категоризацию административных правонарушений предлагается осуществлять исходя из их характера и степени общественной вредности: угрозы наступления и (или) факта наступления определенных негативных последствий. Например, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых. При этом в зависимости от категории административного правонарушения должны устанавливаться различные виды и размеры административных наказаний. Для каждой категории административных правонарушений целесообразно также установить сроки давности привлечения к административной ответственности, особенности производства по делам об административных правонарушениях, максимальные административные наказания, которые могут быть установлены за административные правонарушения, отнесенные к каждой категории;
- предлагается закрепить определения вызывающих затруднения при квалификации таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные, неоднократные, повторные и малозначительные.
Также целесообразно закрепить понятие совокупности административных правонарушений, имея при этом в виду, что, если правонарушение предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по специальной норме;
- помимо определенных в качестве субъектов административных правонарушений граждан, должностных лиц (и лиц, приравненных к должностным), а также юридических лиц, предлагается выделить в качестве самостоятельного субъекта индивидуальных предпринимателей;
- учитывая особенности правового статуса органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, наделенных статусом юридического лица, а также казенных учреждений, связанного с осуществлением их деятельности только в рамках бюджетного финансирования и невозможностью самостоятельного распоряжения финансовыми средствами, необходимо исключить административную ответственность данных органов и организаций как юридических лиц с персонализацией административной ответственности должностных лиц указанных органов и организаций за противоправные деяния, совершенные в их деятельности;
- обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении административного правонарушения, следует признать:
невменяемость физического лица во время совершения противоправного деяния, содержащего признаки административного правонарушения; совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения, вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств; иные обстоятельства, предусмотренные Особенной частью КоАП. Помимо крайней необходимости также следует предусмотреть такое обстоятельство, исключающее противоправность деяния, как физическое или психическое принуждение;
- предлагается исключить административное приостановление деятельности из перечня видов административных наказаний, одновременно включив его наряду с временным запретом деятельности в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также рассмотреть вопрос о возможности существенного сокращения предельного срока применения административного приостановления деятельности.
При этом в целях обеспечения гарантий прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, следует ввести исключительно судебный порядок применения данной меры, предусмотрев в целях оперативного рассмотрения дел досудебный порядок применения временного запрета деятельности;
- в целях сокращения числа граждан, привлекаемых к административной ответственности в виде наложения административного штрафа общим правилом должно стать назначение гражданам административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, при отсутствии отягчающих обстоятельств. Предупреждение может быть также назначено совершившему административное правонарушение (кроме грубого административного правонарушения) индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, являющемуся в том числе субъектом малого или среднего предпринимательства, а также их работникам в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение;
- при назначении административного наказания в виде административного штрафа его размер должен определяться с учетом характера противоправного действия (бездействия) и причиненного им вреда, имущественного и финансового положения физического лица, привлекаемого к административной ответственности, и его семьи, наличия у физического лица, привлекаемого к административной ответственности, заработной платы или иного дохода, имущественного и финансового положения юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности.
Необходимо также решить вопрос о целесообразности назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части КоАП или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, с учетом имущественного и финансового положения лица, привлекаемого к административной ответственности;
- в случае предотвращения лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения либо добровольного устранения или возмещения лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного административным правонарушением вреда или ущерба, административный штраф должен назначаться в минимальном размере, предусмотренном за совершение соответствующего административного правонарушения, или заменяться на предупреждение;
- при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа должен подлежать уменьшению за каждое такое обстоятельство. В то же время при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа может подлежать увеличению за каждое такое обстоятельство. Размеры уменьшения или увеличения административного штрафа за каждое смягчающее или отягчающее обстоятельство должны устанавливаться КоАП;
- максимальный срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать минимальный срок давности привлечения к уголовной ответственности (два года). Исключением из этого могут быть случаи, когда установлена административная ответственность юридических лиц;
- в новом КоАП предлагается выделить отдельные главы об особенностях освобождения от административной ответственности, от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения административного наказания. Должно быть закреплено положение, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия, за исключением случаев, когда юридическое лицо, наряду с его виновным работником, виновно в непринятии мер по недопущению совершения указанным работником административного правонарушения;
- должна быть предусмотрена возможность замены одного вида наказания на другой вид без нового рассмотрения дела по существу в случаях, когда исполнение назначенного наказания невозможно по объективным причинам, что создаст правовой инструментарий для недопущения юридической возможности виновному лицу избежать назначенного наказания. Такое право должно быть предоставлено суду, должностным лицам при рассмотрении соответствующих ходатайств.
В целях комплексного совершенствования Особенной части действующего КоАП представляется необходимым:
- структурировать внутреннюю организацию содержания Особенной части, уточнив и конкретизировав по главам предметы регулирования на основе классификации административных правонарушений по видовым и конкретным объектам противоправного посягательства. При этом структуру Особенной части КоАП предлагается выстраивать по сферам регулирования с учетом проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности;
- исключить из отраслевых федеральных законодательных актов нормы об административной ответственности с перенесением соответствующих составов административных правонарушений в Особенную часть КоАП;
- проанализировать многочисленные и зачастую необоснованные коррективы Особенной части КоАП, реализованные за прошедшие годы и ориентированные на произвольное увеличение числа новых и дробление первоначальных составов административных правонарушений, с целью исключения из диспозиций статей Особенной части КоАП дословного цитирования норм-запретов отраслевых актов федерального законодательства;
- критически оценить и пересмотреть на основе анализа реальной правоприменительной практики санкции действующих норм Особенной части КоАП с целью определения обоснованности и правомерности существенного ужесточения за прошедшие годы практически всех мер административной ответственности (административных наказаний);
- исключить из санкций норм Особенной части КоАП несопоставимые между собой виды, размеры и сроки альтернативных наказаний;
- ограничить до минимума либо полностью исключить практику установления в санкциях норм Особенной части КоАП безальтернативных административных наказаний;
- устранить проявление негативных тенденций, связанных с ненадлежащим правовым регулированием в той или иной сфере, а также с недостатками механизма государственного контроля (надзора), не предусматривая при этом административную ответственность при явной избыточности обязательных требований;
- устанавливать административную ответственность, соразмерную характеру и степени общественной вредности противоправного деяния, с учетом общего риск-ориентированного подхода при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора) и применении мер административного принуждения.
Отмечается, что результатом данной работы, проводимой синхронно с реформой контрольно-надзорной деятельности, должно стать введение в действие нового КоАП и вступление в силу иных законодательных актов РФ в рассматриваемой сфере с 1 января 2021 года.

(По материалам обзора, подготовленного "Консультант Плюс")

Заказать документ


Архив: 08.07 01.07 24.06 17.06 10.06






Copyright © 2002-25 rz4.ru