Определены особенности правового регулирования отношений в сферах образования и науки в новых субъектах РФ
Федеральный закон от 17.02.2023 N 19-ФЗ
"Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Законом, в частности:
признаются образование, образовательно-квалификационные уровни, ученые степени и ученые звания, полученные ранее на территории Украины, а также на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, и устанавливается соответствие таких образовательных, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий;
определяются особенности проведения ГИА и приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность;
закрепляются права и обязанности обучающихся, педагогических и научных работников, меры социальной поддержки и стимулирования указанных лиц;
устанавливается особое право лиц, постоянно проживавших на территориях ДНР, ЛНР и призванных на военную службу по мобилизации, платно обучавшихся впервые по образовательным программам высшего образования и СПО, после увольнения со службы перейти на бесплатное обучение в организациях, в которых они ранее проходили обучение.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты приравнены к организациям, осуществляющим деятельность по профилю соответствующей образовательной программы
Федеральный закон от 17.02.2023 N 26-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 13 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Определено, что при проведении практической подготовки обучающихся к организациям, осуществляющим деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, приравниваются лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.
Также уточнено, что при установлении, изменении или признании утратившим силу порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования не применяются положения части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", касающиеся порядка вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.
Уточнен порядок разработки школами общеобразовательных программ
Приказ Минпросвещения России от 05.12.2022 N 1063
"О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2023 N 72372.
В частности, предусмотрено право организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам основного общего, среднего общего образования, при разработке соответствующей общеобразовательной программы перераспределить предусмотренное в федеральном учебном плане время на изучение учебных предметов, по которым не проводится ГИА, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 1 сентября 2027 года.
На период до 2030 года определены приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья
"Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года"
(утв. Минпросвещения России 30.12.2022)
К обучающимся целевой группы в рамках реализации указанных Приоритетных направлений относятся обучающиеся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями, задержкой психического развития и другими нарушениями психофизического развития, определяющими их особые образовательные потребности и необходимость создания специальных условий для получения качественного доступного образования (от дошкольного до профессионального).
Документом определены основные направления развития системы образования обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников, самих обучающихся и их родителей (законных представителей).
Также закреплены правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы реализации указанных приоритетных направлений.
Разработаны методические рекомендации по учету индивидуальных достижений при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета по педагогическим направлениям подготовки и специальностям в 2023/24 учебном году
Письмо Минобрнауки России от 14.02.2023 N МН-5/562-ДА
"О направлении рекомендаций"
Рекомендации определяют отдельные положения по учету образовательными организациями высшего образования индивидуальных достижений поступающих и установлению перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета по ряду педагогических направлений подготовки и специальностей.
Минобрнауки России рекомендует вузам внести изменения в утвержденные самостоятельно правила приема не позднее 20 марта 2023 года.
|