Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2019 N 11-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 6 пункта 1 и пункта 4 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в связи с жалобой гражданина О.В. Довлатли"
Собственник транспортного средства, используемого для перевозки алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, не может рассматриваться как правонарушитель в рамках дела об административном правонарушении в отношении другого лица
Конституционный Суд РФ признал положения подпункта 6 пункта 1 и пункта 4 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не противоречащими Конституции РФ, поскольку они не могут рассматриваться как допускающие реализацию изъятого при производстве по делу о предусмотренном частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ административном правонарушении в отношении юридического лица автомобильного транспорта, используемого для перевозки алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, в случае, когда собственником этого транспортного средства является лицо, не привлеченное к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанное в судебном порядке виновным в его совершении.
Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.
В правоприменительной практике положениям подпункта 6 пункта 1 и пункта 4 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в ряде случаев придается смысл, согласно которому на основании данных норм не подлежит возврату собственнику - физическому лицу автомобильный транспорт, используемый для перевозки алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, который был изъят в рамках производства по делу о предусмотренном частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ административном правонарушении в отношении юридического лица, поскольку такой автомобильный транспорт должен быть реализован в установленном порядке.
Несмотря на то, что статья 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" по ее буквальному пониманию содержит указание на изъятие из незаконного оборота автомобильного транспорта, используемого для перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, очевидно, что сами по себе соответствующие транспортные средства не могут рассматриваться как изъятые из оборота только в силу того, что в них хранилась или перевозилась продукция, которая была произведена и находилась в обороте с нарушением установленных требований. Соответственно, такие транспортные средства не могут расцениваться как не подлежащие возвращению собственнику на данном основании в силу пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ.
При таком подходе единственным обстоятельством, обусловливающим лишение лица принадлежащего ему транспортного средства, выступает его использование для совершения административного правонарушения, что, по сути, превращает такое лишение в санкцию для собственника транспортного средства. Вместе с тем, даже если собственник транспортного средства фактически осознавал и допускал, что принадлежащее ему транспортное средство используется для перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, он не может рассматриваться как правонарушитель в рамках дела об административном правонарушении в отношении другого лица.
Собственник орудия совершения административного правонарушения, если он не является лицом, привлекаемым к административной ответственности, лишен возможности полноценной судебной защиты своих прав. Кодекс РФ об административных правонарушениях не только не требует его привлечения в какой-либо форме к участию в производстве по делу об административном правонарушении, но и делает возможное его участие бессмысленным, поскольку в существующей модели правового регулирования не предполагается выяснение того, какое отношение собственник орудия совершения административного правонарушения имеет к этому правонарушению.
Следовательно, в действующей системе правового регулирования лишение собственника принадлежащего ему транспортного средства, которое использовалось для перевозки алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, в рамках производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ, в отношении юридического лица - притом что сам собственник этого транспортного средства не был привлечен к административной ответственности за данное административное правонарушение и не был признан в судебном порядке виновным в его совершении - приводило бы к несоразмерному ограничению прав собственника транспортного средства и вступало бы в противоречие с конституционными принципами справедливости и равенства.
Конституционный Суд РФ также отметил, что федеральный законодатель не лишен возможности установить административную ответственность собственника транспортного средства за предоставление его другому лицу для заведомо противоправной деятельности, включая конфискацию такого транспортного средства, применительно к сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции как особой сфере государственного регулирования.
Решение Верховного Суда РФ от 17.01.2019 N АКПИ18-1172
О признании недействующим подпункта 28.3 пункта 28 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации, утв. Приказом МВД России от 27.11.2017 N 889
Не соответствующим действующему законодательству признан предусмотренный административным регламентом МВД России срок предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче заграничных паспортов, содержащих электронный носитель информации, при подаче документов по месту пребывания заявителя
Верховный Суд РФ признал не действующим со 2 марта 2018 г. подпункт 28.3 пункта 28 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации, утвержденного приказом МВД России от 27 ноября 2017 г. N 889.
Подпунктом 28.3 пункта 28 указанного Административного регламента установлен срок предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации, при подаче документов по месту пребывания заявителя, который исчисляется со дня подачи заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, в том числе в форме электронного документа с использованием Единого портала, и не должен превышать четыре месяца.
В силу положений статьи 10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) паспорт, содержащий электронный носитель информации, выдается сроком на десять лет (часть вторая). Датой подачи заявления о выдаче паспорта считается день подачи всех предусмотренных статьей 9 данного Федерального закона надлежащим образом оформленных документов, а также фотографий (часть третья). В случае подачи заявления о выдаче паспорта по месту пребывания срок оформления паспорта не должен превышать три месяца со дня подачи указанного заявления (часть седьмая).
На дату введения в действие Административного регламента закон предусматривал четырехмесячный срок оформления паспорта в случае подачи заявления о выдаче паспорта по месту пребывания заявителя.
Федеральным законом от 19 февраля 2018 г. N 28, вступившим в силу 2 марта 2018 г., этот срок изменен на трехмесячный.
Следовательно, подпункт 28.3 пункта 28 Административного регламента со дня введения в действие Федерального закона от 19 февраля 2018 г. N 28 не соответствует части седьмой статьи 10 Федерального закона N 114-ФЗ.
Постановление Правительства РФ от 12.02.2019 N 121
"О создании территории опережающего социально-экономического развития "Белорецк"
В Белорецке (Башкортостан) создается территория опережающего социально-экономического развития
На территории будет действовать особый правовой режим осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, среди которых:
- добыча металлических руд;
- производство готовых металлических изделий и др.;
- обработка древесины и производство изделий из дерева;
- производство пищевых продуктов;
- производство одежды;
- деятельность по предоставлению мест для временного проживания и др.
В течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов территорий:
- минимальный объем его капитальных вложений должен составлять 2,5 млн. рублей;
- минимальное количество новых постоянных рабочих мест должно составлять 10 единиц.
Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 N 134
"О внесении изменения в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации"
Дополнены полномочия Минстроя России
Минстрой России уполномочен на издание нормативного правового акта, предусматривающего порядок принятия органами местного самоуправления ЗАТО на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами этого ЗАТО, порядок и формы ведения их учета, а также порядок и формы определения размера указанной социальной выплаты.
Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 N 139
"О внесении изменений в Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений"
Уточнены правила расходования и учета средств федеральных субвенций, предоставляемых регионам на осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений
Установлено, в частности, что региональные органы, осуществляющие указанные полномочия, по согласованию с Рослесхозом определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения таких полномочий.
В них включаются в том числе расходы на содержание и обеспечение деятельности органов, осуществляющих переданные полномочия, в том числе расходы, связанные с организацией рабочих мест специалистов, приобретением канцелярских товаров, мебели, форменного обмундирования, оргтехники, компьютерной техники и программного обеспечения, оборудования, служебного оружия, систем видеонаблюдения и устройств, необходимых для выполнения возложенных функций и переданных полномочий, и расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг, услуг связи, транспортных услуг, с арендой помещений, хозяйственного инвентаря, автомобильной техники и оборудования, приобретением запасных частей к автомобилям, текущим ремонтом административных зданий и сооружений.
Кроме того, правила более не предусматривают предоставления указанными органами отчета об осуществлении переданных полномочий.
Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 N 141
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Операторам электронных площадок разрешили взимать плату с лиц, с которыми заключаются контракты по результатам проведения электронных процедур, при проведении совместных конкурса или аукциона при госзакупках
Оговорено, что такая плата может взиматься однократно.
Поправками также усовершенствованы нормативные правовые акты в сфере закупок, в том числе в части:
требований к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета;
дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;
требований к банкам (включая требования к их финансовой устойчивости), в которых участниками закупок открываются специальные счета, на которые вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг.
Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 N 146
"Об утверждении Правил организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных"
Установлены правила проведения проверок операторов персональных данных
Правилами установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся операторами персональных данных, а также порядок организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных иными лицами, являющимися операторами персональных данных.
Действие настоящих Правил не распространяется на контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О персональных данных".
Указывается, что государственный контроль и надзор осуществляется Роскомнадзором и ее территориальными органами и включает в себя организацию и проведение плановых и внеплановых проверок; принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений; проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с операторами; проведение мероприятий по профилактике нарушений.
Приказом устанавливается, в частности:
порядок проведения плановых и внеплановых проверок;
права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля;
особенности проведения документарных проверок;
правила проведения выездных проверок;
порядок оформления результатов проверок;
перечень мер, принимаемых в отношении фактов нарушения требований;
порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с операторами;
порядок организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений требований;
досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц в ходе проведения проверок.
Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 N 148
"О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
В связи с утверждением нового государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства в 2018/19 учебном году в подпрограмму "Управленческие кадры" госпрограммы "Экономическое развитие и инновационная экономика" внесены уточнения
Указанный план был утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 N 142, которым также признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 24.03.2007 N 177 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 - 2017/18 учебных годах".
Соответствующие уточнения внесены в указанную подпрограмму, а также в правила предоставления соответствующих федеральных субсидий бюджетам субъектов РФ.
Постановление Правительства РФ от 16.02.2019 N 152
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Уточнены полномочия Ростехнадзора в области обеспечения биологической и химической безопасности
Установлено, что Ростехнадзор, в числе прочего, осуществляет:
- федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции химически опасных производственных объектов;
- федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности на химически опасных производственных объектах;
- лицензионный контроль за деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности химически опасных производственных объектов.
Постановление Правительства РФ от 16.02.2019 N 157
"Об утверждении Правил подготовки и принятия решения о создании морского порта"
Определен порядок подготовки и принятия решения о создании морского порта
Устанавливается, что создание морского порта осуществляется на основании схемы территориального планирования РФ в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения.
Решение о создании морского порта принимается Правительством РФ и должно содержать сведения о морском порте и планируемых к строительству и включению в его состав морских терминалах, их местоположении, соответствующие сведениям, определенным в текстовой части схемы территориального планирования РФ в области федерального транспорта; поручение Минэкономразвитию России о представлении в 2-месячный срок в Правительство РФ проекта о присвоении наименования морскому порту; поручение Минтрансу России о представлении в 6-месячный срок в Правительство РФ проекта акта об установлении границ морского порта. Решение о создании морского порта также может содержать сведения о мероприятиях, связанных с образованием земельных участков для размещения объектов инфраструктуры морского порта, о строительстве объектов капитального строительства, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта, о создании искусственных земельных участков.
Отмечается, что создание морского порта осуществляется при наличии совокупности следующих условий: планируемые к строительству объекты инфраструктуры морского порта в совокупности образуют как минимум 2 морских терминала; удаленность планируемых к строительству объектов инфраструктуры морского порта от ближайшего морского порта составляет не менее 300 километров и транспортное сообщение с этими объектами от ближайшего морского порта для автотранспортных средств отсутствует или затруднено; проектная мощность планируемых к строительству объектов инфраструктуры морского порта в совокупности составляет не менее 5 млн тонн в год; планируемая продолжительность функционирования объекта инфраструктуры морского порта составляет не менее 25 лет.
Правилами, кроме того, установлены:
- требования к лицам, выступающим инициаторами создания морского порта;
- особенности принятия решения о создании морского порта в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях;
- требования к материалам, составляющим приложения к предложению о создании морского порта;
- порядок и сроки рассмотрения Росморречфлотом представленного предложения;
- порядок и сроки рассмотрения предложения Минтрансом России.
"ГОСТ Р 50577-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования"
(утв. Приказом Росстандарта от 04.09.2018 N 555-ст)
1 января 2019 года введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 50577-2018 "Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования"
Настоящий стандарт определяет типы и основные размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам, устанавливаемым на транспортные средства.
Документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством РФ.
Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Приказ ФАС России от 19.10.2018 N 1443/18
"Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственного контроля (надзора) при проведении проверок соблюдения требований законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов)"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.02.2019 N 53781.
Обновлен административный регламент осуществления ФАС России проверок соблюдения законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов)
Предметом контроля является соблюдение установленных требований в сферах деятельности субъектов естественных монополий, в области газоснабжения, в электроэнергетике, в области регулирования цен (тарифов), в сфере теплоснабжения, в области регулирования тарифов, в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Регламентом определены полномочия должностных лиц при проведении проверок, а также права и обязанности субъектов контроля.
Срок проведения проверки, в общем случае, не может превышать 20 рабочих дней.
Результатами проверки могут быть, в том числе, следующие меры:
- вынесение предписания об устранении нарушения;
- отмена решения региональных органов в области госрегулирования цен (тарифов), а также решений органов местного самоуправления, принятых с превышением полномочий или противоречащих законодательству;
- возбуждено дело об административном правонарушении;
- передача материалов проверки в соответствующий орган государственной власти по подведомственности.
В приложении к регламенту приведены формы документов, используемых в процессе проведения проверок.
Установлено, что приказ ФСТ России от 26 января 2012 года N 23-э "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации" не применяется в отношении государственного контроля (надзора), предусмотренного подпунктом "а" пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Постановление Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п
"Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению"
Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2019 N 53775.
Регламентирован порядок установления ПФР страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
Госуслуга предоставляется гражданам России (кроме граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы РФ и не имеющих подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на ее территории), иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в РФ. Положения регламента не распространяются на федеральных государственных гражданских служащих, обращающихся за назначением пенсии за выслугу лет.
Результатом предоставления госуслуги является назначение пенсии, перевод с одной пенсии на другую.
Граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) представляют документы, подтверждающие периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж. Кроме того, представляются, в частности, следующие документы:
- об обстоятельствах, предусмотренных федеральным законом о трудовых пенсиях, с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости, размер трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на 31 декабря 2014 года;
- о нетрудоспособных членах семьи;
- подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении гражданина;
- о периодах работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- о периодах работы в сельском хозяйстве, дающей право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Рассмотрение заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принятие по нему решения, в общем случае, осуществляется территориальным органом ПФР не позднее 10 рабочих дней со дня его приема со всеми необходимыми документами.
В приложении к документу приведены формы заявлений о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и о перерасчете размера пенсии.
Приказ Ространснадзора от 11.02.2019 N ВБ-90фс
"Об утверждении перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере транспорта федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности"
Дополнен перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Ространснадзором в рамках государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности
В новый перечень включены:
Федеральные законы (Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и Федеральный закон от 19.03.1997 N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации");
Постановления Правительства РФ (в частности, Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 886 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта", Постановление Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" и другие);
Приказы федеральных органов исполнительной власти РФ (в частности, Приказ Минтранса России от 11.02.2010 N 34 "Об утверждении порядка разработки планов транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств"; Приказ ФСВТ РФ N 120, МВД РФ N 971 от 30.11.1999 "Об утверждении Инструкции о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета" и иные).
Утратившим силу признается Приказ Ространснадзора от 18.10.2016 N СС-1096фс "Об утверждении перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности Федеральной службой по надзору в сфере транспорта".
Письмо ФАС России от 24.01.2019 N ВК/4459/19
"О рассмотрении обращения"
При дерегулировании тарифов на товары и услуги в сфере теплоснабжения обязанность по раскрытию информации для теплосетевых и теплоснабжающих организаций сохраняется
Информация раскрывается в соответствии со Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 N 570.
|