Уточнены полномочия и обязанности субъектов гидроэнергетики
Федеральный закон от 29.05.2023 N 191-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" и статью 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
В частности, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация освобождается от обязанности разработки и согласования с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правил эксплуатации гидротехнического сооружения.
Закрепляются, в том числе, понятия "авария гидротехнического сооружения", "вероятный вред". Предусмотрено, что органы власти регионов согласовывают вероятный вред в части правильности определения величин, составляющих вероятный вред при аварии гидротехнического сооружения, в случае, если такой вред может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц на территории соответствующего региона, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ.
Большинство поправок вступит в силу с 1 сентября 2024 года.
Конституционный Суд РФ поручил определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"
Положения статьи 33 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда уполномоченный орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования:
- на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом РФ исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;
- на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов РФ в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта РФ о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;
- притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной КоАП РФ. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):
из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;
из бюджета субъекта РФ - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта РФ;
из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
С 1 сентября 2023 года устанавливаются требования к организациям, которые вправе выдавать независимые гарантии уплаты денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта
Постановление Правительства РФ от 27.05.2023 N 828
"О требованиях, предъявляемых к организациям, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вправе выдавать независимые гарантии уплаты денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, заключать договор поручительства по уплате денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных указанным планом мероприятий, и (или) открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) для размещения денежных средств в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных указанным планом мероприятий или несколькими такими планами мероприятий, и о порядке утверждения перечня таких организаций"
Такая организация должна являться банком с универсальной или базовой лицензией, иметь кредитный рейтинг не ниже определенного уровня.
Также предусмотрены требования к организации, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Закона "Об охране окружающей среды" вправе заключать договор поручительства по уплате денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, и к организации, которая вправе открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) для размещения денежных средств в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий или несколькими планами мероприятий.
Определены также правила утверждения перечня вышеуказанных организаций.
С 1 сентября 2023 года вступают в силу Правила недискриминационного доступа получателей услуг к инфраструктуре государственных мелиоративных систем и (или) отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений
Постановление Правительства РФ от 27.05.2023 N 842
"Об утверждении Правил недискриминационного доступа получателей услуг к инфраструктуре государственных мелиоративных систем и (или) отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений"
Документ определяет общие условия и порядок обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре таких систем и (или) сооружений на основании договора оказания услуг по подаче и (или) отводу воды.
Реализованы положения Федерального закона от 19.12.2022 N 539-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и Водный кодекс Российской Федерации".
Утверждены правила определения финансовой обеспеченности юрлица или ИП, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта
Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 880
"О порядке определения финансовой обеспеченности юридического лица, индивидуального предпринимателя, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта, или юридического лица, являющегося правопреемником реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, и о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на получение сведений о сделке и документов в случае, предусмотренном пунктом 11 статьи 56.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", и на направление уведомления о такой сделке"
Правила применяются в случае совершения сделки по отчуждению отдельного производственного объекта или реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) юрлица, которому принадлежит отдельный производственный объект, соответствующий установленным характеристикам.
Установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению об определении финансовой обеспеченности заявителя, порядок их рассмотрения и принятия решения.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует 6 лет.
С 1 сентября 2023 года действуют новые правила взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду
Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 881
"Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации"
Обновление порядка исчисления и взимания платы за НВОС обусловлено необходимостью конкретизации отдельных положений в целях исключения некорректного исчисления размера платы, что позволит снизить риски привлечения к ответственности субъектов предпринимательской деятельности.
С вступлением в силу новых правил утратит силу постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 г. N 255.
Установлены новые перечни видов крабов в отдельных районах их добычи (вылова), в отношении которых выделяется квота добычи (вылова), предоставленная в инвестиционных целях в области рыболовства
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2023 N 1403-р
О перечнях видов крабов в определенных районах их добычи (вылова), в отношении которых выделяется квота добычи (вылова) крабов, предоставленная в инвестиционных целях в области рыболовства
Реализованы положения Федерального закона от 29.12.2022 N 644-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Утверждены: перечень отдельных видов крабов в отдельных районах добычи (вылова) крабов, в отношении которых выделяется квота добычи (вылова) крабов, предоставленная в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, предусмотренная пунктом 12 части 1 статьи 30 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"; перечень отдельных видов крабов в отдельных районах добычи (вылова) крабов, в отношении которых выделяется квота добычи (вылова) крабов, предоставленная после 31 декабря 2021 г. в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, введенная после 1 января 2022 г., предусмотренная пунктом 14 части 1 статьи 30 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
С 1 сентября 2023 года вступает в силу Порядок добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород
Приказ Минприроды России N 246, Роснедр N 03 от 25.04.2023
"Об утверждении Порядка добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород"
Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2023 N 73633.
Реализованы положения Федерального закона от 14.07.2022 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С 1 сентября 2023 года вступает в силу Порядок использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр
Приказ Минприроды России N 247, Роснедр N 04 от 25.04.2023
"Об утверждении Порядка использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр"
Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2023 N 73635.
Реализованы нормы Федерального закона от 14.07.2022 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С 1 сентября 2023 года уточняются правила квотирования выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух
Приказ Минприроды России от 28.04.2023 N 265
"О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 ноября 2019 г. N 814 "Об утверждении правил квотирования выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух"
Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2023 N 73661.
Закреплен единообразный подход к установлению квот выбросов и исчислению целевых показателей снижения выбросов, исходя из критериев, закрепленных нормативными правовыми актами Президента РФ, для территорий эксперимента по квотированию выбросов, предусмотренного Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ.
С 1 сентября 2023 г. вступает в силу Порядок учета воды, подача и (или) отвод которой были осуществлены с помощью государственных мелиоративных систем и (или) отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений
Приказ Минсельхоза России от 03.05.2023 N 465
"Об утверждении Порядка учета воды, подача и (или) отвод которой были осуществлены с помощью государственных мелиоративных систем и (или) отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений"
Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2023 N 73668.
Порядок определяет правила учета воды на основании договора оказания услуг по подаче и (или) отводу воды.
Реализован Федеральный закон от 19.12.2022 N 539-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и Водный кодекс Российской Федерации".
С 1 сентября 2023 г. устанавливаются правила осуществления маркшейдерской деятельности
Приказ Ростехнадзора от 19.05.2023 N 186
"Об утверждении Правил осуществления маркшейдерской деятельности"
Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2023 N 73638.
Правилами, в частности, определяется перечень сведений, включаемых в проектную документацию на производство маркшейдерских работ, устанавливаются требования к созданию опорных и съемочных маркшейдерских сетей, требования к проведению пространственно-геометрических измерений горных разработок, требования к ведению маркшейдерской документации, и прочее.
Настоящий приказ действует до 1 сентября 2029 г.
Заработал ресурс для проверки организации на наличие обязанности сдавать отчет о выбросах парниковых газов
Информация Минэкономразвития России от 01.06.2023 "С 1 июня 2023 года в России появится реестр выбросов парниковых газов"
Проверить организацию можно по адресу co2.gisee точка ру .
Отчет заполняется и подписывается в Реестре выбросов парниковых газов, который функционирует в рамках действующей ГИС "Энергоэффективность".
|