Artiks Российское Законодательство (RZ4) - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Консультант Плюс

Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"



Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

тел: (495) 721-35-86
e-mail: написать письмо

Новое в законодательстве


Основы государственного управления



Основы государственного управления

[01.10.2018-07.10.2018]

Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Установлена административная ответственность за неисполнение решения суда о прекращении распространения или об опровержении информации
Согласно настоящему Федеральному закону, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении распространения информации и/или об опровержении ранее распространенной информации в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, повлечет наложение штрафа: на граждан - в размере от 5 тысяч до 20 тысяч рублей, на должностных лиц - от 10 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц - от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. В случае неисполнения должником указанных требований в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, предусматривается следующее наказание: штраф для граждан в размере от 10 тысяч до 25 тысяч рублей, либо административный арест на срок до 10 суток, либо обязательные работы на срок до 120 часов; штраф для должностных лиц - от 15 тысяч до 50 тысяч рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до двухсот часов; штраф для юридических лиц - от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. Дела об указанных административных правонарушениях будут рассматриваться судьями, а протоколы составляться должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Указ Президента РФ от 02.10.2018 N 559 "Об Управлении Президента Российской Федерации по приграничному сотрудничеству"
Управление Президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с СНГ, Абхазией и Южной Осетией преобразовано в Управление по приграничному сотрудничеству
Основными задачами преобразованного Управления являются:
- обеспечение деятельности Президента РФ по вопросам приграничного сотрудничества с Абхазией, Южной Осетией и Украиной, а также с иными сопредельными государствами;
- выработка направлений взаимодействия с указанными государствами;
- подготовка предложений по реализации совместных социально-экономических программ и проектов;
- координация в установленном порядке деятельности федеральных, региональных и местных органов власти, общественных объединений и организаций в целях обеспечения комплексного подхода к осуществлению приграничного сотрудничества в пределах своей компетенции;
- подготовка для Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ экспертных заключений, аналитических докладов и иных экспертных и аналитических материалов по вопросам, относящимся к ведению Управления.
Среди функций Управления:
- осуществление мониторинга эффективности проведения мероприятий по приграничному сотрудничеству;
- сбор, обобщение и анализ информации, необходимой для комплексного развития отношений с указанными государствами;
- разработка социально-гуманитарных программ и финансово-инфраструктурных проектов, а также рассмотрение инициатив, касающихся приграничного сотрудничества;
- подготовка предложений о заключении межгосударственных и межправительственных договоров;
- участие в разработке общенациональных проектов и президентских программ;
- проведение экспертизы проектов федеральных законов, проектов межгосударственных и межправительственных договоров, проектов указов и распоряжений по вопросам, относящимся к ведению Управления;
- сбор, анализ и подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию и для иных программных документов и выступлений;
- организация и обеспечение взаимодействия Администрации Президента РФ с российскими и зарубежными научно-исследовательскими, экспертно-аналитическими организациями, учеными и специалистами;
- участие в переговорах с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Постановление Правительства РФ от 27.09.2018 N 1148 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Расширен перечень затрат производителей самоходной и прицепной техники (в том числе сельскохозяйственной), компенсируемых субсидиями
Речь идет о затратах, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении указанной техники (без НДС), понесенных с 1 января 2017 года. В перечень таких затрат включены, в частности, затраты на уплату иных сборов, предусмотренных законодательством РФ. Кроме того, уточнено, что для получения субсидии производитель, с которым заключен соответствующий договор, представляет в Минпромторг России заявление о предоставлении субсидии не чаще одного раза в месяц не позднее 15-го числа (ранее - 20-го числа).

Постановление Правительства РФ от 28.09.2018 N 1150 "Об информации, не подлежащей раскрытию негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией, осуществляющей инвестирование средств пенсионных накоплений"
Негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, осуществляющие инвестирование средств пенсионных накоплений, могут не раскрывать информацию об акционерах, находящихся под санкциями
Установлено, что в случае если в отношении лиц, являющихся акционерами НПФ, и лиц, под контролем либо значительным влиянием которых он находится, действуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, то НПФ вправе принять решение не осуществлять и (или) осуществлять в ограниченных составе и объеме раскрытие неограниченному кругу лиц представляемой в Банк России информации о структуре и составе его акционеров, в том числе о лицах, под контролем или значительным влиянием которых находится фонд. Также в случае если в отношении лиц, являющихся акционерами (участниками) УК, осуществляющей инвестирование средств пенсионных накоплений, действуют аналогичные меры ограничительного характера, то УК вправе принять решение не осуществлять и (или) осуществлять в ограниченных составе и объеме раскрытие неограниченному кругу лиц представляемой в Банк России информации о структуре и составе своих акционеров (участников). Указанная информация не подлежит раскрытию в случае представления НПФ и УК в Банк России информации о принятом решении.

Постановление Правительства РФ от 28.09.2018 N 1153 "О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в целях реализации инвестиционных проектов на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона"
Уточнены правила предоставления субсидий юрлицам на создание или реконструкцию объектов инфраструктуры и на присоединение к электрическим и газовым сетям для реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе
Определено, что юрлицо вправе направить средства, полученные в результате экономии, на иное направление расходования без прохождения повторной государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий и повторной проверки достоверности определения сметной стоимости строительства. Это возможно в случае, если такое перераспределение средств не влечет увеличение сметной стоимости строительства объекта инфраструктуры и не связано с внесением в проектную документацию изменений в части технических решений, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, и (или) изменений, влекущих отклонение параметров объекта от проектной документации, в отношении которой получено положительное заключение, а также изменений физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией. Реализация указанного права осуществляется юрлицом как при направлении средств, полученных в результате экономии, на иное направление расходования, включенное в сводный сметный расчет стоимости строительства, так и при использовании указанных средств в рамках одного направления расходования. Юрлицо при перераспределении таких средств представляет в уполномоченный федеральный орган власти взамен сводного сметного расчета стоимости строительства сводную таблицу стоимости объекта инфраструктуры по форме, соответствующей указанному сводному сметному расчету, на сумму, не превышающую подтвержденную сметную стоимость. Уточнено также, что для заключения соглашения о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение и возмещение затрат юрлицо представляет в уполномоченный орган в том числе:
- документы, подтверждающие фактические затраты на создание объекта инфраструктуры в части работ, произведенных собственными силами юридического лица;
- документы, подтверждающие право на осуществление работ по строительству или реконструкции объектов инфраструктуры, проводимых по включенным в сводный сметный расчет стоимости строительства направлениям расходования, в том числе свидетельства о допуске к строительным или проектным работам и лицензии.

Постановление Правительства РФ от 29.09.2018 N 1155 "О внесении изменения в Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов"
Установлен порядок предоставления нераспределенных федеральных субвенций региональным бюджетам на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов
Определено, что в случае если законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусмотрена субвенция, не распределенная между субъектами РФ, такая субвенция направляется региональным бюджетам на указанные цели. При недостаточности субвенций региональный орган власти обращается не позднее 15 сентября текущего финансового года в Минстрой России с просьбой о предоставлении нераспределенной субвенции. При этом представляются документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств, по перечню, устанавливаемому Минстроем России. Основанием для выделения региональному бюджету нераспределенной субвенции является решение Минстроя России, принимаемое в месячный срок со дня поступления указанного обращения. В случае если региональный орган не представил в установленный срок документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств, вопрос о предоставлении субъекту РФ в текущем финансовом году нераспределенной субвенции не рассматривается. Постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.

Постановление Правительства РФ от 02.10.2018 N 1172 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239"
Уточнены полномочия региональных органов власти в области регулирования транспорта
В частности, из перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым региональным органам власти предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, исключены перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах РФ) маршрутам, включая такси. Также определено, что региональные органы власти осуществляют регулирование цен на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом только в случаях, установленных федеральными законами.

"Стандарт деятельности общественного совета при федеральном органе исполнительной власти (Типовое положение)"
(утв. решением совета Общественной палаты РФ от 05.07.2018 N 55-С)
Установлен порядок деятельности и формирования общественного совета при федеральном органе исполнительной власти
Общественный совет является совещательно-консультативным субъектом общественного контроля и призван обеспечить учет потребностей и интересов граждан, защиту их прав и свобод и прав общественных объединений, негосударственных некоммерческих организаций при осуществлении государственной политики в части, относящейся к сфере деятельности федерального органа, а также в целях осуществления общественного контроля за его деятельностью. Решения общественного совета носят рекомендательный характер. Общественный совет призван:
- рассматривать проекты общественно значимых нормативных правовых актов и иных документов;
- участвовать в мониторинге качества оказания государственных услуг;
- участвовать в антикоррупционной работе, оценке эффективности государственных закупок и кадровой работе;
- принимать участие в работе аттестационных комиссий и конкурсных комиссий по замещению должностей.

Приказ ФАС России от 30.08.2018 N 1237/18 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению запросов о необходимости согласования сделок в соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.09.2018 N 52288.
Обновлен административный регламент рассмотрения ФАС России запросов о необходимости предварительного согласования сделок в соответствии с законом об иностранных инвестициях в стратегические хозяйственные общества
Данная госуслуга предоставляется иностранным инвесторам, юридическим или физическим лицам, входящим в группу лиц с иностранным инвестором, либо их уполномоченным представителям в срок, не превышающий тридцати дней со дня поступления запроса в ФАС России. Результатом ее предоставления является направление заявителю подписанного руководителем (заместителем руководителя) ФАС России письма о необходимости согласования сделки или об отсутствии такой необходимости, либо о невозможности рассмотрения запроса по существу в связи с непредставлением заявителем в полном объеме документов и сведений. Запрос составляется в произвольной форме в виде документа на бумажном носителе и направляется в ФАС России почтовым отправлением, либо передачей непосредственно в структурное подразделение ФАС России, ответственное за прием документов. Признан утратившими силу Приказ ФАС России от 20.01.2012 N 23, которым был утвержден ранее действовавший административный регламент.

Приказ Минюста России от 26.09.2018 N 194 "Об утверждении порядка передачи многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг записей актов гражданского состояния, составленных на бумажном носителе, а также документов, послуживших основаниями для государственной регистрации рождения и смерти, в органы записи актов гражданского состояния"
Зарегистрировано в Минюсте России 02.10.2018 N 52304.
МФЦ должны передавать записи актов о рождении и смерти в органы ЗАГС в течение пяти рабочих дней
Передаче подлежат сгруппированные в хронологическом порядке по дате и номеру записи акта по каждому виду акта гражданского состояния:
- записи актов о рождении и смерти на бумажных носителях;
- заявления о государственной регистрации рождения и смерти;
- документы, послужившие основаниями для государственной регистрации рождения и смерти, а также иные представленные заявителями для государственной регистрации документы.
Для передачи записей МФЦ составляет в двух экземплярах акт о передаче (форма приведена в приложении). При приеме на хранение записей уполномоченный работник органа ЗАГС проверяет соответствие количества и содержания записей акту о передаче.

Приказ Минюста России от 01.10.2018 N 200 "Об утверждении форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, и Правил заполнения форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния"
Зарегистрировано в Минюсте России 02.10.2018 N 52299.
Утверждены формы справок и извещений, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, а также правила их заполнения
Справки и извещения формируются в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Правила их заполнения являются обязательными для органов ЗАГС и МФЦ, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. Настоящий Приказ вступает в силу с даты вступления в силу Постановления Правительства РФ, предусматривающего признание утратившим силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния".

Приказ Минюста России от 01.10.2018 N 201 "Об утверждении форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния и Правил заполнения форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния"
Зарегистрировано в Минюсте России 02.10.2018 N 52300.
Установлен порядок заполнения форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния в случае осуществления регистрации актов гражданского состояния в МФЦ
Приказ направлен на приведение порядка заполнения форм заявлений о госрегистрации актов гражданского состояния в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2017 N 438-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг". Приказ вступает в силу со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ, предусматривающего признание утратившим силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния".

Распоряжение Минтранса России от 04.05.2018 N МС-74-р "Об утверждении Методических рекомендаций по оценке финансово-экономического состояния эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки"
Минтрансом России утверждены новые методические рекомендации по оценке финансово-экономического состояния эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки
Согласно рекомендациям, такая оценка основывается на расчетах и анализе показателей, установленных в Федеральных авиационных правилах "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил" (утв. Приказом Минтранса России от 13.08.2015 N 246) и иных данных. Уточнено, что для оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов используются, в том числе, следующие данные:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах;
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
- отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта;
- аудиторское заключение;
- форма N 12-ГА "Сведения о перевозках пассажиров и грузов";
- форма N 15-ГА "Сведения об объемах перевозок через аэропорты" (для объединенных авиаотрядов, осуществляющих аэропортовую деятельность);
- форма N 32-ГА "Сведения о парке воздушных судов";
- форма N 33-ГА "Сведения о работе воздушных судов";
- форма N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников";
- информация о финансово-экономических показателях, установленная приложением N 4 к Федеральным авиационным правилам;
- дебиторская задолженность со сроком погашения свыше 12 месяцев и задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал на начало и конец отчетного периода.
Положения рекомендаций, касающиеся анализа финансово-экономического состояния эксплуатантов, выполняющих международные коммерческие воздушные перевозки, предназначены для опытной апробации и аналитического использования с 1 апреля 2018 года по 30 июня 2019 года применительно к эксплуатантам располагающим гражданскими воздушными судами общей емкостью свыше 3000 кресел. Результаты оценки используются уполномоченным органом в области гражданской авиации для реализации закрепленных за ним функций и мер, предусмотренных Федеральными авиационными правилами. Признано утратившим силу Распоряжение Минтранса России от 05.05.2012 N ИЛ-62-р, которым были утверждены ранее действовавшие методические рекомендации.

Письмо Казначейства России от 16.08.2018 N 14-00-06/17301 По вопросу обеспечения в ЕИС формирования и отражения в печатной форме сведений о способе определения поставщика
Разъяснен порядок отражения в единой информационной системе в сфере закупок сведений об особых закупках
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика закупок и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. Согласно статье 18 Закона N 44-ФЗ при формировании плана-графика закупок обоснованию подлежат:
- начальная (максимальная) цена контракта;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 2(1) Требований к форме плана-графика закупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554, информация о закупках, в форме запроса предложений при закупке лекарственных препаратов, необходимых по медицинским показаниям, а также при осуществлении закупок у единственного поставщика при сумме контракта не выше 100 000 рублей, закупок с ценой контракта не более 400 000 рублей, осуществляемых учреждением науки, культуры, образовательной организацией, закупок услуг по ремонту и содержанию нежилых помещений, переданных заказчику в безвозмездное пользование, в случае если эти услуги оказываются другими лицами, находящимися в том же здании, в котором расположены нежилые помещения, заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий на основании приглашений на посещение указанных мероприятий, закупок преподавательских услуг, закупок органом по статистике услуг по сбору первичной статистической информации с физическими лицами и закупок услуг по предоставлению права доступа к зарубежным научным базам данных и к специализированным базам данных международных индексов научного цитирования (далее - особые закупки), включается в план-график закупок одной строкой, при этом информация о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не указывается. В соответствии с Правилами обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 555, в отношении особых закупок обоснованию подлежит только годовой объем указанных закупок. Таким образом, функциональные возможности ЕИС реализованы в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Для формирования обоснования особых закупок необходимо на вкладке "Сведения об особых закупках" плана-графика закупок заполнить поля "Наименование объекта закупки", "Годовой объем финансового обеспечения по объекту закупки", а также блок "Метод определения и обоснования годового объема финансового обеспечения".

"Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 1 квартал 2018 года" (утв. Роспотребнадзором)
Роспотребнадзором обобщена практика контрольно-надзорной деятельности в области эпидемиологии, гигиены детей и подростков, коммунальной гигиены, гигиены труда, питания, защиты прав потребителей за I квартал 2018 года
В Обзоре, в том числе: проанализированы положения новых нормативно-правовых актов; сообщается, что планирование проверок в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществлялось с применением риск-ориентированной модели организации контрольно-надзорной деятельности, применяются проверочные листы (списки контрольных вопросов), при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей плановые проверки не были запланированы; проанализированы основные нарушения обязательных требований, даны рекомендации по соблюдению обязательных требований, приведен перечень основных статей КоАП РФ, за нарушение которых в I квартале 2018 года принимались административные меры.

"Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года" (утв. Правительством РФ 29.09.2018)
На период до 2024 года определены цели, основные задачи и приоритеты деятельности Правительства РФ по осуществлению прорывного научно-технологического и социально-экономического развития
Устанавливается, что деятельность Правительства РФ будет в первую очередь направлена на реализацию национальных целей развития Российской Федерации, обозначенных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204, в числе которых:
- Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет). Для достижения позитивных демографических трендов Правительство РФ планирует реализацию комплекса мер по повышению рождаемости, снижению смертности населения, росту продолжительности здоровой жизни.
- Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции. Снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации.
Повышение реальных доходов населения будет обеспечиваться в первую очередь за счет устойчивого и динамичного экономического развития страны и сопутствующего увеличения трудовых доходов граждан. Росту реальных доходов граждан будет способствовать индексация социальных выплат, а также развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам в целях поддержки их потребительского спроса, целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности, семей с детьми. В части приоритетных мер по развитию пенсионной системы предусматривается: поэтапное повышение общеустановленного пенсионного возраста в целях создания условий для повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, в том числе для ежегодной индексации пенсий; совершенствование основных параметров распределительного компонента пенсионной системы, учитывающих современные демографические и экономические условия, в целях повышения его долгосрочной финансовой устойчивости; формирование дополнительных пенсионных средств граждан в рамках пенсионного плана индивидуального пенсионного капитала негосударственного пенсионного обеспечения; совершенствование института досрочных пенсий на основе использования различных механизмов реализации прав на досрочное пенсионное обеспечение; совершенствование механизмов стимулирования создания и развития корпоративных пенсионных систем. Высвобождаемые ресурсы от повышения пенсионного возраста предусматривается сохранить в системе ПФР, что позволит обеспечить ежегодное увеличение страховой пенсии неработающим пенсионерам в среднем на 1000 рублей уже с января 2019 г. и достичь 20000 рублей к 2024 году. Устойчивый рост реальных доходов граждан будет обеспечен прежде всего за счет стабильного экономического роста при сохранении инфляции на низком уровне. Эти же факторы наряду с реформой пенсионной системы обеспечат возможность роста пенсий в реальном выражении. В этих условиях будет снижаться и уровень бедности.
- Улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно. Усилия Правительства РФ будут направлены на обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе за счет создания условий для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита со ставкой ниже 8 процентов и увеличения объемов жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год.
- Ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа. Расширение масштабов инновационной активности организаций будет обеспечиваться за счет реализации ряда мер, в числе которых: снятие регулятивных барьеров, связанных с выходом на рынок инновационной продукции и внедрением новых технологических решений; стимулирование внедрения инновационных технологий и продуктов с учетом растущих требований по ресурсосбережению, минимизации негативного экологического воздействия и обеспечения безопасности продукции; содействие расширению доступа к высокотехнологичному оборудованию; содействие развитию цифровых сервисов сопровождения инновационной деятельности. В сфере науки и технологий будет создана единая сеть научных и научно-образовательных центров мирового уровня, центров компетенции Национальной технологической инициативы, агробиотехнопарков и иных исследовательских центров, участвующих в разработке технологий, продуктов и услуг и выводе их на рынок в кооперации с организациями реального сектора экономики.
- Обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере. В экономической сфере к 2024 году Правительством РФ будет обеспечено решение, в том числе, следующих задач: создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе к каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий; создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок; обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства; создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок; внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей; создание единой платформы по принципу "одного окна" с целью обеспечения граждан единой точкой доступа для взаимодействия с государством.
- Вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов. В частности, в целях увеличения эффективной инвестиционной активности Правительством РФ совместно с Банком России будет реализован план действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в ВВП. Рост частной инвестиционной активности будет достигнут за счет обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса, включая: стабильные налоговые условия; предсказуемое тарифное регулирование; прозрачное и предсказуемое регулирование неналоговых платежей предпринимателей; снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности; повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности; рост доступности источников долгосрочного финансирования при реализации инвестиционных проектов.
- Создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительных экспортно-ориентированных секторов, развивающихся на основе современных технологий и обеспеченных высококвалифицированными кадрами. Увеличению объемов несырьевого неэнергетического экспорта будет способствовать создание экспортно ориентированной товаропроводящей инфраструктуры и реализация мер регуляторного характера, в том числе: строительство (модернизация) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, устранение логистических ограничений при транспортировке экспортных товаров железнодорожным, автомобильным и морским транспортом; внедрение к 2021 году механизма "одного окна" для интеграции всех видов контроля международной торговли; создание гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта, включая предэкспортное и экспортное финансирование, лизинг и иные меры долгосрочной финансовой поддержки с учетом обязательств Российской Федерации в рамках ВТО; создание единой системы институтов продвижения экспорта, предусматривающей модернизацию торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах; реализация мер по устранению барьеров, ограничений и отмена изъятий в экономическом сотрудничестве ЕАЭС. Основные направления включают в себя меры государственной политики по достижению национальных целей развития, устанавливают меры по развитию отраслей экономики, определяют мероприятия по развитию институтов социальной сферы и повышению качества жизни, цифровизации и научно-техническому развитию, намечают приоритеты регионального развития, механизмы повышения качества государственного управления.

"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года" (разработан Минэкономразвития России)
Минэкономразвития России подготовлен благоприятный прогноз развития России на период до 2024 года
Разработка прогноза осуществлялась, в числе прочего, с учетом изменения внутренних и внешних условий, динамики внешнеэкономической конъюнктуры и тенденций развития мировой экономики. Инфляция С учетом проведения Банком России умеренно жесткой денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, инфляция на конец 2019 г. составит 4,3%. Прогноз инфляции на конец 2020 г. составляет 3,8%. В дальнейшем инфляция будет сохраняться на уровне целевого ориентира 4%. Экономический рост Рост ВВП в текущем году прогнозируется на уровне 1,8%. По сравнению с предшествующим годом возрастает вклад внешнего спроса в результате значительного роста экспорта в физическом выражении (как топливно-энергетических товаров, так и товаров несырьевого неэнергетического экспорта). Следующий 2019 год можно охарактеризовать как "адаптационный" к принятым решениям макроэкономической политики. По итогам 2019 года, темп роста ВВП прогнозируется на уровне 1,3%. Однако в целом ускорение инфляции и замедление экономического роста будут носить временный характер. Предложенный Правительством РФ пакет структурных изменений должен обеспечить выход экономической динамики на более высокую траекторию, необходимую для решения накопившихся проблем социально-экономической сферы. Ключевыми элементами этого пакета являются:
- эффективная реализация национальных проектов, охватывающих ключевые направления социально-экономического развития страны, а также комплексного плана развития инфраструктуры;
- реализация плана действий по повышению уровня инвестиционной активности, включающего набор изменений по улучшению инвестиционного климата, повышению долгосрочной предсказуемости экономического развития, росту уровня конкуренции и эффективности компаний с государственным участием, формированию новых источников финансирования инвестиционной активности, а также изменению отраслевого регулирования;
- пенсионная реформа, направленная на ускоренный рост уровня пенсионного обеспечения.
С учетом перечисленных мер Минэкономразвития России ожидает постепенного ускорения темпов экономического роста до 2,0% в 2020 году и выше уровня в 3,0%, начиная с 2021 года. При этом структура ВВП по использованию существенно сместится в сторону увеличения вклада инвестиционного спроса. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП будет не менее целевого уровня 25% в 2024 году. Темпы роста промышленного производства предусматриваются в 2018 - 2024 годах на уровне 1,8 - 3,3%. Положительные темпы роста будут показывать все укрупненные сектора промышленности. Существенный вклад в экономический рост продолжат вносить отрасли, реализующие свой экспортный потенциал - пищевая и химическая промышленность. Кроме того, ожидается ускорение темпов роста выпуска продукции металлургии. Рост внутреннего инвестиционного спроса наряду с мерами по обеспечению конкурентоспособности на внешних рынках будет способствовать увеличению производства продукции машиностроения. Реализация инфраструктурных проектов с государственным участием обусловит значительное увеличение вклада строительного сектора в экономический рост. Описанные сдвиги также отразятся на структуре платежного баланса. Поддерживать положительное сальдо текущего счета на всем прогнозном горизонте будет увеличивающийся несырьевой экспорт и экспорт услуг на фоне снижения в стоимостном выражении нефтегазового экспорта. Одновременно прогнозируемое увеличение импорта на фоне опережающего роста инвестиционного спроса (который традиционно является более импортоемким по сравнению с потребительским) станет основным фактором сокращения положительного сальдо текущего счета с 5,8% ВВП, ожидаемых в 2018 году, до 1,1 - 2,0% ВВП в 2021 - 2024 годах. Одновременно ожидается существенное сокращение оттока капитала, которое будет обусловлено как причинами технического характера (связанными с сокращением сальдо текущего счета), так и улучшением инвестиционного климата и наличием достаточного количества рентабельных инвестиционных проектов внутри страны, увеличением притока прямых иностранных инвестиций (с возможным смещением географии в сторону восточноазиатских стран). ВВП по источникам доходов С учетом сбалансированных решений в области налоговой политики и обеспечения устойчивого и эффективного функционирования рынка труда, а также комплекса мер, направленных на снижение уровня бедности, структура ВВП по источникам формирования доходов в период до 2024 года будет относительно стабильной. Доля оплаты труда и смешанных доходов будет находиться в диапазоне 48,1 - 48,6% ВВП, доля валовой прибыли в ВВП будет составлять 40,6 - 40,9%. В то же время по мере выхода экономики на более высокую траекторию экономического роста и адаптации к принятым налоговым решениям доля налогов в ВВП будет постепенно снижаться. ВВП по счету использования В результате реализации комплекса мер по повышению инвестиционной активности доля валового накопления основного капитала возрастет с 21,0% в 2017 г. до 26,4% в 2024 г. Изменение структуры расходов при стабильной структуре доходов будет обеспечено следующими структурными сдвигами:
- структурно более высокой нормой сбережения в экономике, что создаст внутренние долгосрочные ресурсы для финансирования инвестиционной активности;
- повышением нормы прибыли, направляемой компаниям на финансирование инвестиционной активности, по мере улучшения инвестиционного климата;
- более активным использованием заемных средств для финансирования инвестиционной активности (в условиях относительно низких и стабильных процентных ставок и перехода от нейтрального к стимулирующему регулированию банковской деятельности в целях стимулирования ипотечного кредитования, проектного финансирования и кредитования малого и среднего предпринимательства);
- привлечением прямых иностранных инвестиций, создающих основу для расширения производственного потенциала экономики.
Инвестиционный спрос является импортоемким, что обусловит рост импорта товаров темпами, превышающими темпы роста ВВП. В результате доля импорта товаров в ВВП возрастет с 15,1% в 2017 г. до 16,9% в 2024 году. В то же время активный рост экспорта товаров и услуг обусловит сохранение положительного вклада чистого экспорта в темпы роста ВВП. Промышленность В период 2018 - 2024 годов в базовом варианте развития экономики Российской Федерации темпы прироста промышленного производства составят ежегодно в среднем 3%. По предварительному прогнозу Минэкономразвития России, к 2024 году промышленное производство увеличится на 22,8% по сравнению с 2017 годом (в 2021 году прирост индекса промышленного производства ожидается на уровне 11,6%), опережающими темпами будут расти обрабатывающие производства - прирост за период 2018 - 2024 годов составит 28,1% (14,2% к 2021 году). Доля обрабатывающих производств в общем объеме промышленного производства в 2018 - 2024 годах возрастет на 1,6%, доля добычи полезных ископаемых сократится на 1,4%. Из обрабатывающих производств к 2024 году наиболее сильно возрастет доля машиностроительного комплекса (на 0,8%), химического производства (на 0,4%) при сокращении доли производства кокса и нефтепродуктов (на 0,5%). Топливно-энергетический комплекс Топливно-энергетический комплекс будет по-прежнему характеризоваться устойчивостью функционирования. В прогнозе развития нефтяной отрасли заложен устойчивый уровень добычи нефти до 2024 года, что позволит надежно удовлетворить потребности внутреннего рынка и обеспечить экономически оправданный экспорт нефти и нефтепродуктов. В сложившейся экономической ситуации в базовом варианте прогнозируется увеличение добычи нефти до 557 млн. тонн к 2024 году (562 млн. тонн к 2021 году). В условиях развития первичной переработки нефти при постепенной модернизации нефтеперерабатывающих заводов и увеличении глубины переработки экспорт нефти к 2024 году составит 253,9 млн. тонн (257,3 млн. тонн к 2021 году). Прогнозируется рост экспорта нефти в страны дальнего зарубежья до 235,45 млн. тонн к 2024 году (238,85 млн. тонн к 2021 году) в основном за счет роста поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Экспорт в страны СНГ сохранится на текущем уровне на протяжении всего прогнозного периода. Добыча газа Прогнозируемый рост добычи газа (до 730,1 млрд. куб. м в 2021 году и до 756,5 млрд. куб. м в 2024 году) будет обеспечиваться более активным освоением месторождений ПАО "Газпром", а также увеличением добычи независимыми производителями газа в условиях их недискриминационного доступа к Единой газотранспортной системе. При этом спрос на внутреннем рынке газа стабилизируется и к 2024 году составит 491,1 млрд. куб. м (484,8 млрд. куб. м в 2021 г.), а сохранение спроса на внешнем рынке позволит обеспечить экспорт газа на уровне 235,3 млрд. куб. м (220 млрд. куб. м в 2021 году). К 2024 году экспорт СПГ увеличится до 37,5 млрд. куб. м (35,5 млрд. куб. м в 2021 году). Прогнозная динамика роста объемов добычи газа к 2024 году обусловлена ростом экспорта трубопроводного и сжиженного природного газа. Увеличение объемов экспорта трубопроводного газа прогнозируется за счет поставок газа в Китай по газопроводу "Сила Сибири". Рост объемов экспортных поставок сжиженного природного газа обусловлен вводом в эксплуатацию завода по производству сжиженного природного газа на полуострове Ямал. Прогноз потребления природного газа сформирован на основе планов по развитию экономики субъектов РФ с учетом реализации крупных приоритетных инвестиционных проектов в отраслях экономики, основных стратегических документов федерального и регионального уровней, планов субъектов Российской Федерации по развитию топливно-энергетического комплекса. Минэкономразвития России предусмотрен и консервативный сценарий, базирующийся на предположении о существенном замедлении темпов роста мировой экономики, прежде всего, в результате реализации сценария "жесткой посадки" китайской экономики. Более медленные темпы роста мировой экономики обусловят снижение спроса на энергоресурсы и другие сырьевые товары, следствием чего станет снижение мировых цен на них. Текущая конструкция макроэкономической политики обеспечивает возможность практически полной изоляции внутренних экономических параметров от колебаний цен на нефть. В то же время негативное воздействие на экономический рост в консервативном сценарии будет оказывать слабый внешний спрос на товары российского экспорта. В этих условиях в консервативном сценарии прогнозируется замедление темпов роста ВВП до 1,0% в 2019 г. с последующим их восстановлением к 2024 году до 3,0% по мере реализации комплекса мер, направленных на достижение ключевых национальных целей развития. Инфляция повысится в 2019 году до 4,6% (с учетом более слабого курса рубля, чем в базовом сценарии) и впоследствии стабилизируется на уровне 4%. При этом прогнозируется, что в более жестких внешнеэкономических условиях будут достигнуты национальные цели развития российской экономики, в большей степени определяемые внутриэкономической ситуацией (естественный рост численности населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни, рост реальных доходов граждан, снижение уровня бедности, улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно, ускорение технологического развития, ускоренное внедрение цифровых технологий). С учетом ожидаемого в этом сценарии замедления темпов роста мировой экономики темп роста ВВП России на уровне около 3% в год в 2022 - 2024 годах будет превышать среднемировые, однако может оказаться недостаточным для вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира. Одновременно медленный рост мировой экономики и низкие цены на большинство биржевых товаров формируют риски недостижения целевых показателей по несырьевому неэнергетическому экспорту.

(По материалам обзора, подготовленного "Консультант Плюс")

Заказать документ


Архив: 15.10 08.10 01.10 24.09 17.09






Copyright © 2002-25 rz4.ru