КС РФ: необходимо внести в действующее законодательство изменения в целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с государственной регистрацией прав на имущество, находящееся в совместной собственности бывших супругов
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2021 N 35-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Мокеева"
Одновременно Суд признал пункт 1 статьи 302 ГК РФ не противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в нем положения - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - предполагают, что от добросовестного участника гражданского оборота, который возмездно приобрел жилое помещение у третьего лица, полагаясь на данные ЕГРН, и в установленном законом порядке зарегистрировал возникшее у него право собственности, это жилое помещение не может быть истребовано по иску бывшего супруга - участника общей совместной собственности, который не предпринял в соответствии с требованиями разумности и осмотрительности своевременных мер по контролю над общим имуществом супругов и надлежащему оформлению своего права собственности на это имущество и по требованию которого ранее сделка по распоряжению жилым помещением признана недействительной как совершенная другим бывшим супругом без его согласия.
Конституционный Суд рассмотрел вопрос о праве гражданина, признанного банкротом, самостоятельно от своего имени обращаться в суд с исками о взыскании задолженности перед ним по заработной плате
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2021 N 36-П
"По делу о проверке конституционности абзаца пятого пункта 6 статьи 213.25 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина П.Л. Чепкасова"
Предметом рассмотрения по делу явился абзац пятый пункта 6 статьи 213.25 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, примененное судами в деле с его участием, противоречит Конституции РФ, поскольку лишает гражданина, признанного несостоятельным (банкротом), государственной защиты его прав и свобод посредством самостоятельного обращения в суд за разрешением спора, связанного с невыплатой ему заработной платы.
Возможность гражданина, признанного несостоятельным (банкротом), самостоятельно обращаться в суд с исковыми требованиями о взыскании задолженности, в силу прямого указания закона не подлежащей включению в конкурсную массу, - что находит подтверждение в практике судов - отвечает требованиям Конституции РФ.
Если гражданин, признанный несостоятельным (банкротом), полагает, что бездействием финансового управляющего по обращению в суд с иском о взыскании задолженности по заработной плате нарушаются его законные права, он вправе оспорить в арбитражном суде такое бездействие в рамках обособленного спора.
Заявитель правом обжалования действий (бездействия) финансового управляющего не воспользовался, и, следовательно, обоснованность его доводов относительно задолженности перед ним третьих лиц по заработной плате и о недобросовестности финансового управляющего, отказавшегося от взыскания такой задолженности, не были предметом оценки арбитражных судов, в связи с чем - вопреки его жалобе - нет оснований для вывода о нарушении гарантирующих каждому достойное вознаграждение за его труд положений Конституции РФ.
КС РФ признал абзац пятый пункта 6 статьи 213.25 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в его конституционно-правовом смысле, выявленном в Постановлении, не противоречащим Конституции РФ.
Определены особенности государственной регистрации рождения и государственной регистрации смерти в случае поступления соответствующих документов через портал госуслуг
Постановление Правительства РФ от 09.07.2021 N 1153
"Об особенностях государственной регистрации рождения и государственной регистрации смерти в случае поступления в форме электронных документов заявления о рождении ребенка либо заявления о смерти, а также документа, являющегося в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 14 и абзацем вторым статьи 64 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" основанием для государственной регистрации рождения либо государственной регистрации смерти, через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"
Заявление о рождении ребенка, заявление о смерти направляются в форме электронного документа через портал госуслуг и подписываются простой электронной подписью заявителя.
Одновременно с заявлением в орган государственной регистрации через портал госуслуг направляется документ установленной формы о рождении, являющийся основанием для государственной регистрации рождения, или документ о смерти, являющийся основанием для государственной регистрации смерти.
Свидетельство о рождении, свидетельство о смерти выдаются по желанию заявителя, о чем указывается в соответствующем заявлении о рождении либо заявлении о смерти.
Государственная регистрация рождения и государственная регистрация смерти производятся не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в орган государственной регистрации заявления и документов, без личного присутствия заявителей в органе государственной регистрации.
Уточнены цели и основания изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества
Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 N 1185
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2017 г. N 594"
В целях реализации Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" внесены поправки в Постановление Правительства РФ от 18.05.2017 N 594 "Об утверждении Правил согласования изъятия для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления".
В частности, установлено, что соответствующий проект решения об изъятии также направляется на согласование в уполномоченный орган местного самоуправления - в случае если планируется изъятие земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, находящихся в собственности муниципального образования.
Упорядочена нормативная правовая база Минэкономразвития России в сфере предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН
Приказ Минэкономразвития России от 07.06.2021 N 309
"О признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России и отдельных положений приказов Минэкономразвития России в сфере предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2021 N 64266.
Признаны утратившими силу ряд приказов Минэкономразвития России, в том числе Приказ от 23.12.2015 N 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".
ФНС даны рекомендации по направлению арбитражными управляющими процессуальных документов по делам о банкротстве
Письмо ФНС России от 09.07.2021 N КЧ-4-18/9633@
"По вопросам организационного сопровождения процедур банкротства"
При наличии в деле о банкротстве надлежащих реквизитов для обратной связи (адреса территориального налогового органа, сопровождающего дело о банкротстве), корреспонденция, в ряде случаев, направляется в адрес Федеральной налоговой службы (центрального аппарата ФНС России).
Указанное обстоятельство приводит к неполучению (несвоевременному получению) процессуальных и иных документов, влечет рост необоснованных трудозатрат, приводит к затягиванию судебных разбирательств.
В целях повышения качества сопровождения ликвидационных процедур и повышения эффективности работы арбитражных управляющих в деле банкротстве предлагается:
организовать работу по направлению процессуальных документов по делам о банкротстве в адрес того территориального налогового органа, который непосредственно сопровождает дело о банкротстве, исключив в переписке центральный аппарат ФНС России;
использовать в целях переписки надлежащий адрес территориального налогового органа (размещены на сайте ведомства "Определение реквизитов ИФНС" service.nalog точка ру /addrno.do) либо направлять корреспонденцию в региональное управление ФНС России по соответствующему субъекту РФ (по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве).
|