Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2014 N 14-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с жалобой гражданина А.Н. Якимова"
Конституционный Суд уточнил процедуру уведомления о проведении митингов
Суд признал неконституционной часть 1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Норма неконституционна в той мере, в какой она не обеспечивает возможность подачи уведомления о проведении публичного мероприятия для случаев, когда срок подачи уведомления (не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения мероприятия) полностью совпадает с нерабочими праздничными днями.
Как указал Суд, правовое регулирование трудовых отношений допускает ситуации, при которых число следующих один за другим нерабочих праздничных дней может превышать установленный указанным законом срок подачи уведомления.
В данном деле заявителю было отказано в согласовании шествия, запланированного на 19 января 2012 года, из-за того, что уведомление о его проведении было подано 10 января, то есть с нарушением срока, предусмотренного законом. Из-за того, что в 2012 году "новогодние каникулы" длились с 1 по 9 января включительно, фактически был лишен возможности провести шествие 19 января.
Суд признал, что в подобных ситуациях организатор публичного мероприятия лишается возможности провести мероприятие без каких-либо конституционных оснований, а государство не выполняет свою конституционную обязанность обеспечить защиту права на свободу мирных собраний.
Федеральному законодателю предписано внести изменения в законодательство.
До внесения изменений правоприменительные органы должны исходить из следующего:
если общий срок подачи уведомления совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням;
если это окажется невозможным, правоприменительные органы обязаны обеспечить прием и рассмотрение уведомлений в нерабочий праздничный день;
не допускается продление на период нерабочих праздничных дней срока, в течение которого уполномоченный орган может предложить организатору мероприятия изменить место или время мероприятия, а также устранить несоответствие закону условий его проведения, указанных в уведомлении.
Решение Верховного Суда РФ от 08.04.2014 N АКПИ14-148
Верховный Суд РФ запретил Минюсту России при регистрации политических партий требовать от них подлинники всех документов
Суд признал частично недействующим пункт 41 Административного регламента, утв. Приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455. Пункт не будет действовать в той мере, в какой позволяет распространить на перечень документов, представляемых для регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде партии, требование предоставить на регистрацию все документы в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.
Суд указал, что данный пункт противоречит статье 16 Федерального закона "О политических партиях", которая определяет перечень документов, представляемых для регистрации политической партии. Согласно данной статье Минюст России не вправе требовать от политической партии представления документов, не предусмотренных пунктом 1 статьи. При этом в данном перечне указывается, что отдельные документы должны представляться в виде копий, а не в подлиннике.
Между тем оспаривавшееся положение, по своему буквальному смыслу, требовало для регистрации любых некоммерческих организаций, включая политические партии, представления подлинного экземпляра каждого документа и его копии.
|