ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 29.11.2006 N 9-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 100 РЕГЛАМЕНТА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Согласно запросу Государственной Думы Томской области пункт 100 Регламента Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260, на основании которого законопроект, поступивший на заключение в Правительство без финансово-экономического обоснования и иных необходимых материалов, возвращается Аппаратом Правительства РФ субъекту права законодательной инициативы с сообщением причин, по которым невозможно представить заключение, нарушает право законодательной инициативы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, и тем самым не соответствует статье 104 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ установил, что предметом рассмотрения по указанному делу является пункт 100 Регламента Правительства РФ, оцениваемый с учетом его места в общей системе правового регулирования законодательного процесса, поскольку данная норма входит в состав единого регулятивного комплекса, образуемого положениями Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и других нормативных правовых актов, призванными определять порядок и условия реализации права законодательной инициативы.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации в предусмотренных Конституцией РФ пределах участвуют в федеральном законодательном процессе в силу своего конституционно-правового статуса, а предоставленное им право законодательной инициативы не может ограничиваться. Проекты федеральных законов (законопроекты) вносятся только в Государственную Думу (часть вторая статьи 104 Конституции РФ) - единственный орган государственной власти, уполномоченный на принятие федеральных законов, причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (часть третья статьи 104 Конституции РФ). Содержание понятия "внесение законопроекта" - не может сводиться к представлению в Государственную Думу только текста законопроекта: реализуя право законодательной инициативы, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации вступает в процесс принятия федерального закона, в котором также участвуют другие субъекты этого процесса, права и обязанности которых взаимосвязаны, а их осуществление влечет определенные последствия. Из этого следует допустимость предъявления к инициатору законопроекта требования о должном обосновании предлагаемого к принятию проекта федерального закона, необходимом для его адекватного восприятия и оценки в процессе формирования воли федерального законодателя.
Конституцией РФ непосредственно не установлены ни условия и порядок реализации управомоченными субъектами принадлежащего им права законодательной инициативы, ни какие-либо требования к законопроекту или его инициатору. Исключение составляют законопроекты, указанные в части третьей статьи 104 Конституции РФ, которые могут быть внесены в Госдуму только при наличии заключения Правительства РФ, являющегося в таких случаях участником процесса реализации права законодательной инициативы. Поэтому при отсутствии заключения Правительства РФ данная инициатива, по буквальному смыслу Конституции РФ, еще не может квалифицироваться как законодательная, а сами законопроекты в системе действующего правового регулирования не являются законопроектами, внесенными в Госдуму. В целях реализации управомоченными субъектами своего права законодательной инициативы по законопроектам, указанным в части третьей статьи 104 Конституции РФ, Правительство РФ не вправе отказаться от обязанности давать заключения на соответствующие законопроекты. При этом пределы и нормативное содержание данной обязанности не могут устанавливаться ее носителем, то есть Правительством РФ. Такие заключения являются формой официального информирования Правительством РФ Государственной Думы уже на начальной стадии законодательного процесса о возможных последствиях принятия соответствующих законопроектов, что призвано способствовать адекватному формированию воли законодателя, выражаемой в федеральном законе. Из этого следует, что адресатами этой обязанности Правительства РФ являются как субъект права законодательной инициативы, так и Государственная Дума.
Конституция РФ не связывает реализацию законодательной инициативы с характером даваемого Правительством РФ заключения, то есть с тем, что поддерживает оно предложенный законопроект или нет, - отрицательная оценка законопроекта не может блокировать осуществление права законодательной инициативы. Таким образом, у субъекта права законодательной инициативы сохраняется возможность внести законопроект, подпадающий под установленные частью третьей статьи 104 Конституции РФ признаки, с отрицательным заключением Правительства РФ и собственными поясняющими материалами непосредственно в Государственную Думу. Принятие или отклонение законопроекта - прерогатива Государственной Думы. Поэтому из смысла Конституции РФ вытекает существенное требование к законопроектам, указанным в части третьей ее статьи 104, - они должны быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ. Указанные требования не могут вводиться нормативным правовым актом, устанавливающим правила внутренней деятельности Правительства РФ по реализации его полномочий (каким является Регламент Правительства РФ), а следовательно, не способным выступать соответствующей Конституции РФ юридической формой выражения конституционного права законодательной инициативы, а также условий и порядка его осуществления. Конкретизация указанного права, включая определение условий и порядка его реализации как стадии законодательного процесса, не может осуществляться нормативным правовым актом, уровень которого ниже федерального закона.
Таким образом, находящийся в общей системе правового регулирования федерального законодательного процесса пункт 100 Регламента Правительства Российской Федерации по форме, содержанию, а также с точки зрения установленного разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную не соответствует Конституции РФ, ее статьям 10 и 104.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 01.12.2006 N 198-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 32 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Вступает в силу со дня официального опубликования.
В связи с принятием Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" внесены изменения в статью 32 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, регулирующую порядок обращения граждан в органы местного самоуправления.
Установлено, что рассмотрение обращений граждан в органах местного самоуправления осуществляется в порядке и в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Ранее было предусмотрено, что должностные лица местного самоуправления рассматривают обращения граждан в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.12.2006 N 225-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Вступает в силу со дня официального опубликования.
Введены новые основания ограничения пассивного избирательного права. Так, не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; подвергнутые административному наказанию за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ряда ограничений, предусмотренных статьей 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных статьей 76, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.
Определен порядок устранения неполноты сведений о кандидатах, необходимых для их регистрации, а также для регистрации списков кандидатов, или несоблюдения требований к оформлению документов.
Расширен перечень оснований для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, в проведении референдума, а также для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов, среди которых наличие документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона; отсутствие сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона; факт подкупа избирателей кандидатом.
Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы, выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей инициативной группы по проведению референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм.
Норма о запрете коммерческой рекламы в агитационных материалах теперь включена в статью 56 "Ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума", ранее она содержалась в статье 54 "Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов".
Согласно внесенным изменениям, не допускается использование эфирного времени для распространения призывов голосовать против кандидата (списка кандидатов); описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов; распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями; распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Исключено такое основание признания выборов не состоявшимися как минимальный процент явки избирателей. По-новому определены процедуры подсчета числа избирателей и участников референдума.
В новой редакции изложена статья 76 Закона, которой теперь регламентируются процедуры аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума.
Изменения также коснулись Гражданского процессуального кодекса РФ. В частности, установлены сроки рассмотрения кассационной жалобы или представления по делам, связанным с регистрацией кандидата (списка кандидатов), а также сроки отмены судом кассационной инстанции регистрации кандидата (списка кандидатов).
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 27.11.2006 N 1637-р
<ОБ УСТАНОВЛЕНИИ КВОТЫ НА ВЫДАЧУ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА РАЗРЕШЕНИЙ НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2007 ГОД>
Установлена квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2007 год в размере 52723 разрешений.
В приложении к данному Распоряжению приведено количественное распределение указанной квоты по субъектам Российской Федерации.
|