
|
 |
|


НДС |
[16.07.2011-01.08.2011] |

Госдума приняла закон о совершенствовании налогообложения НДС
Госдума на пленарном заседании приняла в третьем чтении закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах".
Закон направлен на совершенствование налогообложения НДС и устранение противоречий, возникающих на практике при применении отдельных положений главы 21 Налогового кодекса.
Объектом налогообложения НДС предлагается не признавать передачу на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Одновременно уточняется, что освобождаются от НДС: услуги по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения, включая подготовку для целей проведения, данных мероприятий; услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" /за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения, к которым относятся объекты, предназначенные для использования в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг; операции по реализации товаров, работ, услуг производимых и реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
Кроме того, от НДС освобождаются работы /услуги/ по сохранению объекта культурного наследия /памятника истории и культуры/ народов РФ, включенного в единый госреестр объектов культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающие в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
От НДС предлагается освободить оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и /или/ политических рисков. Страховые взносы по добровольному страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и /или/ политических рисков будут включаться в состав расходов на обязательное и добровольное имущественное страхование, что позволит уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Закон закрепляет применение нулевой ставки НДС при реализации товаров /работ, услуг/ для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории России, на основании положений международных договоров, предусматривающих освобождение от НДС. Перечень таких организаций будет определять МИД России совместно с Минфином России.
Нулевую ставку НДС также предлагается применять в отношении оказываемых организациями или индивидуальными предпринимателями услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды /в том числе лизинга/ железнодорожного подвижного состава и /или/ контейнеров для осуществления услуг по перевозке или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию РФ, с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза /ТС/, в том числе через территорию иностранного государства-члена ТС или с территории государства-члена ТС на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом ТС. Одновременно нулевую ставку предлагается применять и в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основе договора транспортной экспедиции при организации услуг по такой перевозке или транспортировке. Данная льгота не распространяются на услуги, оказываемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте.
Для российских перевозчиков на железнодорожном транспорте предлагается применять нулевую ставку НДС при выполнении /оказании/: работ /услуг по перевозке или транспортировке товаров вывозимых с территории РФ на территорию государства - члена ТС и работ /услуг/, непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой данных товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров; работ /услуг/ по перевозке или транспортировке товаров, перемещаемых через территорию РФ с территории иностранного государства, не являющегося членом ТС, в том числе через территорию государства - члена ТС, или с территории государства - члена ТС на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом ТС, и работ /услуг/, непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой данных товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров.
Законом уточняются вопросы, связанные с постановкой на учет в налоговом органе, местом реализации товаров, работ /услуг/, порядком определения налоговой базы при реализации товаров /работ, услуг/, особенностями определения налоговой базы налоговыми агентами, порядком подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по нулевой ставке НДС, восстановлением НДС, предоставлением банковской гарантии при заявительном порядке возмещения НДС, порядком отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации товаров /работ, услуг/, порядка учета средств, выделяемых в виде субсидий на поддержку кинематографии, образования и высокотехнологичных производств.
В частности, устанавливается, что при реализации на территории РФ имущества и /или/ имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации такого имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели данного имущества и /или/ имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Данные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые предоставляют в пользование воздушные, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды /фрахтования на время/ с экипажем, не признается территория РФ, если данные суда используются за ее пределами для добычи /вылова/ водных биоресурсов и /или/ научно-исследовательских целей либо перевозок между пунктами, находящимися за пределами территории РФ.
Местом реализации работ /услуг/ предлагается признать территорию РФ, если услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа по территории РФ оказываются российскими организациями.
Территорию РФ также предлагается признать местом реализации работ /услуг/, если выполнение работ, оказание услуг осуществляются в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично на континентальном шельфе и /или/ в исключительной экономической зоне РФ. Данная норма будет распространяться на работы /услуги/: выполняемые /оказываемые/ на участках континентального шельфа и /или/ в исключительной экономической зоне РФ, по созданию, доведению до состояния готовности к использованию /эксплуатации/, техническому обслуживанию, ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению /иным работам капитального характера/ искусственных островов, установок и сооружений, а также иного имущества, расположенного на континентальном шельфе и /или/ в исключительной экономической зоне РФ; по добыче углеводородного сырья; по подготовке /первичной обработке/ углеводородного сырья; по перевозке и /или/ транспортировке углеводородного сырья из пунктов отправления, находящихся на континентальном шельфе РФ и /или/ в исключительной экономической зоне РФ, а также работы /услуги/, непосредственно связанные с такой перевозкой и /или/ транспортировкой, выполняемые /оказываемые/ российскими и /или/ иностранными организациями.
В целях упрощения порядка подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС и уменьшения количества представляемых налогоплательщиками в налоговые органы документов предлагается исключить из перечня документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения правомерности применения нулевой ставки выписки банка /ее копии/, подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации этих товаров /работ, услуг/.
Одновременно исключается требование о наличии у банка зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 млн руб при предоставлении банковской гарантии налогоплательщику, имеющему право на применение заявительного порядка возмещения НДС. При этом сохраняются остальные требования, в том числе о наличии у банка собственных средств /капитала/ в размере не менее 1 млрд руб.
Налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения НДС, должны представить в налоговый орган банковскую гарантию не позднее срока, предусмотренного для заявления о применении такого порядка, т.е. не позднее 5 дней со дня подачи налоговой декларации. Не позднее дня следующего за днем направления налогоплательщику, предоставившему банковскую гарантию, сообщения об отсутствии выявленных при проведении камеральной налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах, налоговый орган обязан направить в банк, выдавший банковскую гарантию, письменное заявление об освобождении банка от обязательств по банковской гарантии.
В случае приобретения банками товаров, в том числе нематериальных активов, имущественных прав, которые в дальнейшем реализуются ими до начала использования для осуществления банковских операций, для сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию, суммы НДС, предъявленные банкам при приобретении таких товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, будут учитываться в их стоимости. Данной новеллой смогут воспользоваться банки, применяющие порядок учета НДС, позволяющий им включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам.
Перечень случаев, в которых подлежат восстановлению ранее принятые к вычету суммы НДС, дополняется случаями изменения в сторону уменьшения цен /тарифов/ на товары /работы, услуги/, с одновременным установлением порядка восстановления этих сумм налога, а также сумм налога по строительно-монтажным работам и по товарам /работам, услугам/, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации /реконструкции/ объектов недвижимости, приводящей к изменению их первоначальной стоимости.
Законом уточняется порядок налогообложения НДС при реализации товаров /работ, услуг/, имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, в случае, если оплата отгруженных товаров /выполненных работ, оказанных услуг/, переданных имущественных прав получена продавцом в сумме, отличной от суммы, определенной на дату отгрузки товаров /выполнения работ, оказания услуг/, передачи имущественных прав. При этом суммовые разницы, возникающие на дату получения полной оплаты, предлагается учитывать в составе внереализационных доходов или расходов.
При вывозе с территории РФ товаров в целях завершения специальной таможенной процедуры акциз не уплачивается.
За повторную выдачу свидетельства о постановке на учет в налоговом органе устанавливается госпошлина в размере 200 руб.
Кроме того, предусмотрена возможность предоставления налоговыми органами в электронном виде налогоплательщикам, плательщикам сборов или налоговым агентам по их запросам справок о состоянии расчетов данных лиц по налогам, сборам, пеням и штрафам. Заявление о постановке на учет /снятии с учета/, свидетельство /уведомление/ налогового органа о постановке на учет /снятии с учета/ также может передаваться в электронном виде. При этом они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.
Закон должен вступить в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.
Без возврата авансов лизингодатель не вправе принимать НДС к вычету
Минфин России объяснил порядок принятия НДС к вычету в случае расторжения договора финансовой аренды.
Финансовое ведомство сообщило, что без возврата авансовых платежей у лизингодателя не имеется оснований для принятия к вычету НДС, исчисленного и уплаченного в бюджет с сумм авансовых платежей.
Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 171 НК РФ суммы НДС, исчисленные продавцами с сумм оплаты в счет предстоящих поставок товаров, в случае расторжения договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей подлежат вычетам.
Письмо Минфина России от 25.04.2011 г. № 03-07-11/109
Вычет НДС возможен, даже если в счете-фактуре содержится не вся информация о товаре
В графе "Наименование товара" счета-фактуры указана не полная информация. Можно ли на основании такого документа возместить НДС? Сотрудники Минфина России считают, что препятствий здесь нет. Главное, чтобы тех сведений, которые содержатся в счете-фактуре, было достаточно для идентификации товара.
Об этом они говорят в письме от 10.05.2011 г. № 03-07-09/10, ссылаясь на абзац 2 пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ.
Напомним, в данном абзаце содержится норма, согласно которой ошибки в счете-фактуре, позволяющие проверяющим однозначно установить наименование продавца, покупателя, название товара, его количество или стоимость, не являются основанием для отказа в вычете НДС.
Должна ли организация начислить НДС на сумму бонуса, полученного от поставщика?
Аргументы налоговиков
Поставщик перечислил денежное вознаграждение за выполнение обязательств по приобретению и оплате товара. Компания-получатель не отразила данную сумму по кредиту счета 68 и не включила в налогооблагаемую базу по НДС. Обнаружив это при проверке, инспекторы начислили налог и оштрафовали организацию.
Аргументы налогоплательщика
Объектом налогообложения НДС является реализация товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Выдача бонуса продавцом не относится к реализации и никак не связана с оплатой товаров. Таким образом, облагаемая база по налогу на добавленную стоимость отсутствует.
Решение суда
Налоговая база по НДС увеличивается на суммы, так или иначе связанные с оплатой реализованных товаров, работ или услуг (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Бонусы, предоставленные поставщиком по результатам каждого месяца и квартала, связаны с реализацией продукции. Поэтому на них нужно начислить налог (постановление ФАС Московского округа от 26.05.11 № КА-А40/4206-11-2).
От редакции
Заметим, что данный вывод судей не согласуется с точкой зрения чиновников. Специалисты финансового ведомства считают, что покупатель должен платить НДС с бонуса только в том случае, если это плата за действия по продвижению товара. К таким действиям относится, например, расположение товара на полках магазина в определенных местах, выделение для продукции специального места в магазине и пр.
Если же премия поставщика не является платой за услуги по продвижению и рекламе, а связана, к примеру, с заключением договора, расширением ассортимента и др., то облагаемой базы по НДС нет. Данная позиция изложена в частности в письме Минфина России от 26.07.07 № 03-07-15/112.
Не всякая ошибка в счет-фактуре приведет к отказу в вычете НДС
Как отметил Минфин РФ, не все ошибки в счетах-фактурах являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС. Это возможно в случае, когда такие ошибки (неточности) не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога.
Финансовое ведомство уточнило, что если в графе 1 счет-фактуры "Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права" указана неполная информация о товаре, но такой счет-фактура не препятствует налоговым органам идентифицировать информацию, то такой счет-фактура не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Письмо Минфина России от 10.05.2011 г. № 03-07-09/10.
Поправки в Налоговый кодекс: предпринимателям разрешено выставлять корректировочные счета-фактуры
Госдума приняла в третьем чтении федеральный закон (скачать - DOC-версия, 203Кб), вносящий существенные изменения в Налоговый кодекс по налогу на добавленную стоимость. В частности, в Налоговый кодекс вводится понятие "корректировочный счет-фактура".
Он выставляется при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
Указанную сумму разницы предлагается у продавца принимать к вычету на основании счетов-фактур, а у покупателя - восстанавливать. То есть продавцы и покупатели не будут представлять в налоговые органы уточненные декларации по НДС в связи с изменением в сторону уменьшения цен (тарифов) товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Чтобы подтвердить нулевую ставку по экспорту, банковская выписка не понадобится
В письме Минфина России от 26 апреля 2011 г. № 03-07-13/08 говорится о том, что на сегодняшний день одним из документов, подверждающих право применить ставку НДС 0 процентов при экспорте товаров, является выписка из банка.
Финансисты сообщают, что в Госдуму внесен законопроект, которым данный документ будет исключен из этого списка. Более того, законопроект № 482215-5, измененяющий главу 21 Налогового кодекса РФ, уже прошел три чтении и в настоящее время находится на рассмотрении в Совете Федерации.
Возмещаемый НДС должны вернуть и без заявления организации
Принято решение о возмещении НДС, но организация не сдала заявления о возврате. Тем не менее, средства должны быть перечислены компании. К такому выводу пришел ФАС Московского округа (постановление от 07.07.11 № КА-А40/6640-11).
Решения о возврате и возмещении принимаются одновременно (п. 7 ст. 176 НК РФ). Заявление необходимо, когда предприятие требует перечисления денег на конкретный счет. Если такого заявления нет, то НДС возвращают на любой из счетов налогоплательщика. Об этом же сообщал и Президиум ВАС РФ.
|

(Все права защищены. Публикация материалов разрешена только при условии указании ссылки на rz4.ru)



|
|