О валютном регулировании и валютном контроле
18 июня 2004 года вступила в силу основная часть правовых предписаний Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Закон заменил собой ранее действовавший Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле". При этом новый Закон стал актом максимально прямого действия, поэтому многие ведомственные нормативные акты, изданные на основании Закона 1992 года, были признаны утратившими силу, например, Положение Банка России N 02-29/36, Минфина России N 11-05-02, ГТК РФ N 01-20/10075 от 06.10.1993 (см. Указание Банка России N 1464-У, Минфина России N 55н, ГТК России N 01-10/12 от 29.06.2004).
Закон разграничил валютные операции в зависимости от состава их участников на валютные операции между резидентами, между резидентами и нерезидентами и между нерезидентами (п. 9 ч. 1 ст. 1). Такая классификация валютных операций приведена в соответствие с положениями международных договоров, в том числе со Статьями Соглашения Международного валютного фонда.
Часть 3 статьи 5 Закона содержит не предусмотренный прежним отечественным законодательством запрет на установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Кроме того, не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением установленных Законом случаев (ч. 3 ст. 12 и ч. 5 ст. 15).
Впервые законодательно закреплен перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, между резидентами и уполномоченными банками, который к тому же не является исчерпывающим (ч. 3 ст. 9).
Согласно Закону купля-продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится исключительно через уполномоченные банки.
По общему правилу не допускается установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты. Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты, лишь по просьбе самого физического лица.
Одним из важных изменений является предоставление физическим лицам-резидентам и нерезидентам возможности осуществлять сделки с внешними ценными бумагами без ограничений на сумму до 150 тыс. долларов США в течение календарного года. В Законе 1992 эта сумма составляла 75 тыс.
Закон закрепил право резидентов открывать без ограничений счета в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), в уведомительном порядке, в иных случаях - в порядке, установленном Банком России, который может предусматривать предварительную регистрацию (ч. 1 - 3 ст. 12).
Переводы резидентами средств на свои счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации, осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.
Статья 15 Закона детально регламентирует порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг. Ввоз и пересылка в Российскую Федерацию и вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать требование о предварительной регистрации.
Порядок предварительной регистрации установлен статьей 18 Закона. Он включает в себя исчерпывающий перечень представляемых резидентами и нерезидентами документов и срок для рассмотрения заявлений о предварительной регистрации, а также основания отказа в предварительной регистрации.
Закон сохранил требование о репатриации валютной выручки и о последующей ее обязательной продаже в сочетании с возможностью регулирования порядка купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Эти меры объясняются тем, что в условиях недостаточной устойчивости российской банковской системы резиденты, получив право не репатриировать валютную выручку, будут стремиться размещать получаемую иностранную валюту на счетах в иностранных банках. Следует отметить, что требование обязательной продажи экспортной валютной выручки установлено в 75 странах - членах МВФ. Из них в 42 государствах экспортеры обязаны продавать 100% валютной выручки. В 33 государствах - членах МВФ действует требование частичной продажи экспортной валютной выручки в объемах от 80% до 25%. При этом ряд государств применяет дифференцированный подход к продаже экспортной валютной выручки, базирующийся на особенностях структуры национального экспорта.
(По материалам аналитического обзора, подготовленного компанией КонсультантПлюс )