О минимальном размере оплаты труда
1 октября 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 01.10.2003 N 127-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда".
С момента вступления Закона в силу минимальный размер оплаты труда повышен с 450 до 600 рублей в месяц.
Таким образом, минимальный размер оплаты труда все более приближается к заветной отметке, которая установлена статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно предписаниям этой статьи минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.
И все же в настоящее время разрыв между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума по-прежнему остается весьма существенным. Как следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2003 N 483, величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2003 года в расчете на душу населения составляет 2137 рублей, для трудоспособного населения - 2328, для пенсионеров - 1629, и для детей - 2119 рублей.
Очевидно, что в этих целях рассматриваемый Закон позволяет органам власти субъектов Российской Федерации (за исключением субъектов Российской Федерации - получателей дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации) принимать законы, устанавливающие более высокий по сравнению с общероссийским размер минимальной заработной платы. При этом решения региональных органов власти должны приниматься с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня.
Размер и сроки введения минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации подлежат согласованию с Правительством Российской Федерации в части, касающейся компенсации дополнительных расходов организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается для всех работодателей, действующих в данном субъекте Российской Федерации.
Более высокий уровень государственных гарантий в субъектах Российской Федерации, связанный с установлением минимальной заработной платы и приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Закон подчеркивает, что минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации может использоваться только для установления оплаты труда. Порядок, условия и сроки компенсации дополнительных расходов организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в связи с введением минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(По материалам аналитического обзора, подготовленного компанией КонсультантПлюс )