Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-фз "Об 
          обращении лекарственных средств" 
         Скачать 
          (29 kb) 
         
        
            Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ 
          "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) пришел 
          на смену Федеральному закону от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных 
          средствах" (далее - Закон N 86-ФЗ). По сравнению с Законом N 86-ФЗ в 
          Законе N 61-ФЗ больше внимания уделено отношениям, связанным с обращением 
          лекарственных средств.
          
             Так, в частности, Закон N 61-ФЗ устанавливает положения 
          об экспертизах, предшествующих регистрации лекарственных препаратов, 
          в том числе об этической экспертизе возможности проведения их клинического 
          исследования. Рассматриваемый Закон также регламентирует порядок государственной 
          регистрации препаратов, в том числе основания принятия соответствующих 
          решений на различных стадиях процедуры регистрации уполномоченным федеральным 
          органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган). В Законе 
          N 86-ФЗ порядок и процедуру государственной регистрации лекарственных 
          средств регулировала только одна статья, тогда как в Законе N 61-ФЗ 
          выделена глава 6, состоящая из 19 статьей. Данный обзор сосредоточен 
          на анализе положений указанной главы. 
          
              Общие положения о государственной регистрации 
          лекарственных препаратов (..) 
          
          
             Государственная регистрация лекарственного препарата в 
          соответствии с п. 1 ст. 13 Закона является единственным способом введения 
          такого препарата в гражданский оборот.
          
             Согласно п. 2 ст. 13 Закона государственной регистрации 
          подлежат:
          
             1) оригинальные лекарственные препараты;
          
             2) воспроизведенные препараты;
          
             3) новые комбинации зарегистрированных ранее препаратов;
          
             4) препараты, зарегистрированные ранее, но произведенные 
          в других лекарственных формах, в новой дозировке.
          
             Срок государственной регистрации не должен превышать 210 
          рабочих дней со дня принятия заявления. При исчислении срока госрегистрации 
          не учитывается время проведения клинического исследования препарата. 
          Необходимое требование к госрегистрации - должны быть получены положительные 
          результаты экспертизы лекарственных средств. Данная экспертиза включает 
          в себя: 1) экспертизу документов для получения разрешения на проведение 
          клинического исследования препарата, 2) экспертизу качества лекарственного 
          средства и отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения, 
          осуществляемую после проведения клинического исследования, 
          
             3) этическую экспертизу возможности проведения клинического 
          исследования лекарственного препарата. Законом N 61-ФЗ определены круг 
          лиц, производящих экспертизу, процедура ее проведения, оформление результатов, 
          ответственность лиц, производящих экспертизу, за дачу заключения, содержащего 
          необоснованные или фальсифицированные выводы.
          
             Положения Закона N 61-ФЗ в части проведения этической экспертизы 
          конкретизированы Приказом Росздравнадзора от 17.08.2007 N 2314-Пр/07. 
          
          
              Порядок государственной регистрации 
          лекарственных препаратов (..) 
          
          
             Государственную регистрацию лекарственных препаратов можно 
          разделить на нескольких этапов.
          
             1. Подача заявления о государственной регистрации лекарственного 
          препарата.
          
             В соответствии со ст. 18 Закона N 61-ФЗ разработчик лекарственного 
          препарата или иное уполномоченное им юридическое лицо (далее - заявитель) 
          представляет в уполномоченный орган заявление о госрегистрации лекарственного 
          препарата, а также комплект необходимых документов. В настоящее время 
          органом, в чьи полномочия входит госрегистрация лекарственных средств 
          в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 
          "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения 
          и социального развития", является Росздравнадзор.
          
             Заявление о госрегистрации должно содержать, в том числе, 
          следующую информацию:
          
             - наименование и адрес заявителя и (или) производителя 
          лекарственного препарата и адрес места осуществления производства препарата;
          
             - наименование препарата (международное непатентованное 
          или химическое и торговое наименования);
          
             - перечень веществ, входящих в состав, с указанием количества 
          каждого из них;
          
             - лекарственная форма, дозировка, способы введения и применения, 
          срок годности препарата;
          
             - описание фармакологических и фармакодинамических или 
          иммунобиологических свойств препарата;
          
             - заявленная производителем предельная отпускная цена на 
          препарат, включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных 
          препаратов, в случае его государственной регистрации.
          
             К необходимым документам относятся:
          
             - проекты макетов упаковки;
          
             - проект нормативной документации или нормативного документа 
          либо указание соответствующей фармакопейной статьи;
          
             - схема технологического процесса производства;
          
             - информация об условиях хранения, перевозки и иная информация;
          
             - отчет о результатах доклинического исследования, содержащий 
          описание, результаты и статистический анализ результатов данного исследования;
          
             - проект протокола клинического исследования;
          
             - информационный листок пациента;
          
             - проект инструкции по применению;
          
             - переведенная на русский язык и заверенная в установленном 
          порядке копия документа, подтверждающего регистрацию лекарственного 
          препарата в случае его регистрации вне пределов РФ, и иные документы.
          
             На основании представленных заявителем документов формируется 
          регистрационное досье.
          
             2. Принятие уполномоченным органом решения о выдаче задания 
          на проведение экспертизы лекарственных средств в части экспертизы документов 
          для получения разрешения на проведение клинического исследования лекарственного 
          препарата и этической экспертизы в отношении таких препаратов.
          
             Порядок осуществления государственной регистрации на данном 
          этапе установлен ст. 19 Закона N 61-ФЗ, в соответствии с которой решение 
          о выдаче названных заданий принимается уполномоченным органом в течение 
          5 рабочих дней со дня принятия заявления.
          
             Уполномоченный орган уведомляет заявителя о принятом решении 
          в письменной форме и в случае отказа указывает причины. Основанием для 
          отказа в организации экспертиз является представление необходимых документов 
          в неполном объеме или без исчерпывающего перечня необходимых сведений.
          
             3. Экспертиза документов для получения разрешения на проведение 
          клинического исследования лекарственного препарата и этической экспертизы.
          
             Закон N 61-ФЗ устанавливает, что полученные документы должны 
          быть проверены в течение 30 рабочих дней со дня получения экспертным 
          учреждением задания уполномоченного органа, и должен быть сделан вывод 
          о возможности проведения клинического исследования и этической экспертизы. 
          Составленные экспертные заключения направляются в уполномоченный орган.
          
             4. Рассмотрение уполномоченным органом экспертных заключений 
          и принятие решения о возможности выдачи разрешения на проведение клинического 
          исследования лекарственного препарата.
          
             В соответствии со ст. 21 Закона N 61-ФЗ уполномоченный 
          орган в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения вышеназванных 
          заключений, оценивает их, чтобы определить, соответствуют ли они заданиям 
          на проведение экспертиз. По результатам оценки указанный орган уведомляет 
          заявителя в письменной форме о результатах экспертиз и о возможности 
          или невозможности выдать разрешение на проведение клинического исследования 
          лекарственного препарата.
          
             Если принято решение о возможности выдачи разрешения на 
          проведение клинического исследования лекарственного препарата, уполномоченный 
          орган приостанавливает проведение госрегистрации до дня подачи заявителем 
          заявления о получении разрешения на проведение клинического исследования.
          
             В случае принятия решения о невозможности выдачи указанного 
          разрешения уполномоченный орган прекращает процедуру госрегистрации.
          
             5. Принятие уполномоченным органом решения о проведении 
          клинического исследования лекарственного препарата.
          
             В соответствии со ст. 22 Закона N 61-ФЗ для получения разрешения 
          на проведение клинического исследования лекарственного препарата заявитель 
          представляет в уполномоченный орган:
          
             - заявление о получении разрешения;
          
             - сведения об опыте работы исследователей по соответствующим 
          специальностям и их опыте работы по проведению клинических исследований;
          
             - копии договоров обязательного страхования жизни, здоровья 
          пациентов, участвующих в клиническом исследовании лекарственного препарата.
          
             В течение пяти рабочих дней со дня принятия данных документов, 
          уполномоченный орган письменно уведомляет заявителя о принятом решении 
          и выдает разрешение на проведение клинического исследования.
          
             Основанием для отказа в выдаче указанного разрешения является 
          непредставление необходимых документов или несоответствие их содержания 
          требованиям Закона N 61-ФЗ.
          
             6. Экспертиза качества лекарственного средства и экспертиза 
          отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного 
          препарата (ст. ст. 23 - 24 Закона).
          
             Данные экспертизы проводятся по заданию уполномоченного 
          органа на основании следующих документов:
          
             - заявления о возобновлении госрегистрации лекарственного 
          препарата и проведении указанных экспертиз;
          
             - отчета о клиническом исследовании лекарственного препарата;
          
             - документа, подтверждающего уплату государственной пошлины 
          за проведение экспертиз.
          
             В пятидневный срок со дня принятия данных документов уполномоченный 
          орган принимает решение о возобновлении или об отказе в возобновлении 
          государственной регистрации лекарственного препарата и проведении указанных 
          выше экспертиз. Основанием для отказа уполномоченного органа является 
          представление документов в неполном объеме или отчета о клиническом 
          исследовании лекарственного препарата, в котором отсутствуют необходимые 
          сведения.
          
             В течение 15 рабочих дней со дня получения решения о возобновлении 
          госрегистрации лекарственного препарата и проведении указанных экспертиз 
          заявитель представляет в экспертное учреждение образцы лекарственного 
          препарата.
          
             Заключения по результатам проведенных экспертиз направляются 
          в уполномоченный орган в срок, не превышающий 110 рабочих дней со дня 
          получения экспертным учреждением соответствующего задания уполномоченного 
          органа. 7. Принятие уполномоченным органом решения о государственной 
          регистрации лекарственного препарата (ст. 27 Закона N 61-ФЗ).
          
             Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня 
          получения заключений экспертной комиссии (экспертиза качества лекарственного 
          средства и экспертиза отношения ожидаемой пользы к возможному риску 
          применения лекарственного препарата) принимает решение о государственной 
          регистрации лекарственного препарата или об отказе в такой регистрации. 
          Уполномоченный орган отказывает в госрегистрации, если эффективность 
          лекарственного препарата не подтверждена полученными данными или риск 
          причинения вреда здоровью человека вследствие приема данного препарата 
          превышает его эффективность.
          
             В случае принятия решения о государственной регистрации 
          лекарственного препарата уполномоченный орган вносит данные о препарате 
          в государственный реестр лекарственных средств и выдает заявителю регистрационное 
          удостоверение.
          
             Регистрационное удостоверение с указанием лекарственных 
          форм и дозировок выдается бессрочно, за исключением регистрационное 
          удостоверение на впервые регистрируемые в России лекарственные препараты, 
          которое выдается на пять лет.
          
             Для получения бессрочного регистрационного удостоверения 
          по истечении пятилетнего срока необходимо подтвердить государственную 
          регистрацию лекарственного препарата по правилам, установленным ст. 
          29 Закона N 61-ФЗ. Такое подтверждение осуществляется в срок, не превышающий 
          90 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом заявления о 
          подтверждении государственной регистрации лекарственного препарата, 
          по результатам экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску 
          применения лекарственного препарата. К заявлению о подтверждении должен 
          быть приложен в том числе документ, содержащий результаты мониторинга 
          безопасности лекарственного препарата, по форме, установленной соответствующим 
          уполномоченным органом. Следует отметить, что возможность отказа в госрегистрации 
          лекарственного средства сразу на нескольких этапах ее проведения создает 
          дополнительные административные барьеры для производителей лекарственных 
          средств.
          
             Законом N 61-ФЗ предусмотрена ответственность за нарушение 
          законодательства РФ при обращении лекарственных средств, при этом не 
          определен ее вид и размер. Однако в части ответственности, непосредственно 
          связанной с регистрацией лекарственного препарата, необходимо отметить 
          следующее.
          
             Согласно пп. 1 п. 5 ст. 45 Закона N 61-ФЗ запрещается производство 
          лекарственных средств, не включенных в государственный реестр лекарственных 
          средств. Аналогичная норма содержится и в пп. 1 п. 3 ст. 13 Закона N 
          86-ФЗ. Лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности 
          по производству лекарственных средств закреплены в Положении о лицензировании 
          производства лекарственных средств, утвержденном Постановлением Правительства 
          РФ от 06.07.2006 N 415 (далее - Положение о лицензировании). Одним из 
          таких требований является соблюдение лицензиатом утвержденных в соответствии 
          со ст. 13 Закона N 86-ФЗ правил организации производства лекарственных 
          средств (пп. "б" п. 4 Положения о лицензировании). Согласно п. 5 Положения 
          о лицензировании невыполнение данного требования признается грубым нарушением 
          лицензионных требований и условий и влечет ответственность, предусмотренную 
          ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
          
             В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона N 61-ФЗ лекарственные 
          препараты вводятся в гражданский оборот, если они прошли процедуру государственной 
          регистрации. Исходя из этого можно сделать вывод, что до госрегистрации 
          лекарственный препарат является объектом, изъятым из оборота, в смысле 
          п. 2 ст. 129 ГК РФ. Следовательно, продажа такого препарата образует 
          состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП 
          РФ. Рассматриваемый Закон вступает в силу с 01.09.2010. 
          
             Документы, являющиеся героями текущего обзора - Федеральный 
          закон от 12.04.2010 N 61-фз "Об обращении лекарственных средств", 
          можно скачать.
        
         (По материалам аналитических обзоров, подготовленного 
          компанией Консультант Плюс )
          
        
          
        | О фирме | КонсультантПлюс
| Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии
| Новости  | Советы | Полезные ссылки | 
Гостевая книга | Поиск по сайту |