Федеральный закон от 30.10.2007 N 240-фз "О внесении изменений в 
          федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" 
          и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 
         Скачать 
          (15 kb) 
        
        
            Особые экономические зоны, то есть территориальные 
          образования с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, 
          создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных 
          отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, 
          а также туризма и санаторно-курортной сферы. В настоящее время в Российской 
          Федерации существуют промышленно-производственные, технико-внедренческие 
          и туристско-рекреационные особые экономические зоны, но уже с 8 декабря 
          2007 года, то есть с даты вступления в силу Федерального закона от 30.10.2007 
          N 240-ФЗ (далее - Закон), начнут создаваться портовые особые экономические 
          зоны. 
          
              Условия создания портовых особых экономических 
          зон. Правовое положение резидентов. (..) 
          
          
             Портовые особые экономические зоны (далее - портовые ОЭЗ) 
          будут создаваться на территориях морских и речных портов, открытых для 
          международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, 
          открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные 
          воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных для строительства, 
          реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. 
          Портовые ОЭЗ не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные 
          для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания 
          пассажиров. Портовые ОЭЗ создаются на участках территории, которые имеют 
          общую границу и площадь которых составляет не более чем пятьдесят квадратных 
          километров. Законом установлено, что портовая ОЭЗ может располагаться 
          на территориях нескольких муниципальных образований, а также включать 
          в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального 
          образования (часть 1 статьи 1 Закона).
          
             Согласно изменениям, внесенным Законом в часть 6 статьи 
          6 Федерального закона от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических 
          зонах в Российской Федерации" (здесь и далее - Закон N 116-ФЗ), портовые 
          особые экономические зоны будут создаваться на сорок девять лет, в отличие 
          от других особых экономических зон, которые создаются на двадцать лет.
          
             На момент создания портовой ОЭЗ образующие ее земельные 
          участки (в том числе предоставленные для размещения и использования 
          объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных 
          инфраструктур этой зоны) могут находиться во владении и (или) в пользовании 
          граждан или юридических лиц. На этих земельных участках могут быть расположены 
          находящиеся в государственной, муниципальной либо частной собственности 
          объекты инфраструктуры, используемые при осуществлении портовой деятельности. 
          В этом случае к заявке на создание портовой ОЭЗ на основе объектов инфраструктуры 
          морского порта, речного порта, аэропорта должно быть приложено согласие 
          в письменной форме владельца или владельцев этих объектов, находящихся 
          на территории, предназначенной для создания портовой ОЭЗ. Согласие владельцев 
          не может быть отозвано до момента заключения соглашения об осуществлении 
          деятельности в портовой особой экономической зоне (части 2 и 3 статьи 
          1 Закона). Частью 5 статьи 1 Закона определено, что резидентом портовой 
          ОЭЗ может быть признана коммерческая организация, за исключением унитарного 
          предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ 
          на территории муниципального образования, в границах которого расположена 
          особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми 
          экономическими зонами соглашение об осуществлении своей деятельности. 
          Резидент портовой ОЭЗ вправе осуществлять в особой экономической зоне 
          только портовую деятельность, а также деятельность по строительству, 
          реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, 
          речного порта, аэропорта. Под портовой деятельностью понимаются: погрузочно-разгрузочные 
          работы; складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспедиторских 
          услуг; снабжение и снаряжение судов или воздушных судов; ремонт, техническое 
          обслуживание, модернизация; переработка водных биологических ресурсов; 
          операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке; простые 
          сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет 
          состояние товара; биржевая и оптовая торговля товарами; обеспечение 
          функционирования объектов инфраструктуры (часть 6 статьи 1 Закона). 
          
          
              Соглашение об осуществлении деятельности 
          в портовой особой экономической зоне, порядок его заключения и расторжения 
          (..) 
          
             Согласно части 8 статьи 1 Закона, в Закон 116-ФЗ включена 
          новая глава 6.2, в которой, в частности, определяются предмет соглашения 
          о деятельности в портовой ОЭЗ, объем капитальных вложений, который должен 
          осуществить резидент, минимальные размеры предоставляемого резидентом 
          обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, перечень документов, 
          необходимых для заключения такого соглашения.
          
             В соответствии с соглашением об осуществлении деятельности 
          в портовой ОЭЗ резидент обязуется в течение срока его действия осуществлять 
          предпринимательскую и иную деятельность и капитальные вложения в объеме 
          и в сроки, предусмотренные соглашением, и (или) обеспечивать исполнение 
          обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в порядке, предусмотренном 
          таможенным законодательством РФ.
          
             Резидент портовой ОЭЗ не вправе передавать свои предусмотренные 
          соглашением права и обязанности другому лицу. Органы управления особыми 
          экономическими зонами обязуются в указанный в таком соглашении срок 
          заключить с резидентом портовой ОЭЗ договор аренды земельного участка, 
          расположенного в границах портовой особой экономической зоны и прошедшего 
          кадастровый учет за счет средств резидента, на срок действия соглашения, 
          если меньший срок не был заявлен резидентом и ранее для данного земельного 
          участка не был установлен иной режим землепользования. Кроме того, органы 
          управления обязуются контролировать исполнение резидентом соглашения 
          об осуществлении им деятельности в портовой особой экономической зоне 
          (часть 1 статьи 31.11 главы 6.2 Закона 116-ФЗ).
          
             Объем капитальных вложений, которые должен осуществить 
          резидент в течение срока действия соглашения, установлен в части 2 статьи 
          31.11 новой главы 6.2 Закона 116-ФЗ. Так, объем капитальных вложений 
          при строительстве объектов инфраструктуры нового морского порта установлен 
          в размере не менее ста миллионов евро; при строительстве объектов инфраструктуры 
          нового речного порта и нового аэропорта - не менее пятидесяти миллионов 
          евро; при реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного 
          порта, аэропорта - не менее трех миллионов евро.
          
             Осуществление резидентом портовой деятельности обусловлено 
          представлением им в таможенный орган обеспечения уплаты таможенных пошлин, 
          налогов в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ. 
          Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при осуществлении портовой 
          деятельности не может быть менее:
          
             1) тридцати миллионов рублей при осуществлении портовой 
          деятельности, связанной со складированием любых товаров, с их хранением, 
          оптовой и биржевой торговлей ими, в том числе подакцизных товаров или 
          минерального сырья;
          
             2) десяти миллионов рублей при осуществлении портовой деятельности, 
          связанной со складированием товаров, не являющихся подакцизными товарами 
          или минеральным сырьем, с их хранением, оптовой и биржевой торговлей 
          ими;
          
             3) двух с половиной миллионов рублей при осуществлении 
          иной портовой деятельности (часть 3 статьи 31.11 новой главы 6.2 Закона 
          116-ФЗ).
          
             Согласно статье 31.12 новой главы 6.2 Закона 116-ФЗ лицо, 
          намеревающееся получить статус резидента, должно представить в органы 
          управления ОЭЗ заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности 
          в портовой особой экономической зоне. Заявка должна содержать сведения: 
          о предполагаемой деятельности заявителя; о площади земельного участка, 
          необходимой для осуществления предполагаемой деятельности; о предполагаемом 
          объеме капитальных вложений, в том числе тех, которые будут осуществлены 
          в течение года со дня заключения соглашения; о принятии таможенным органом 
          обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. К заявке необходимо приложить 
          ряд документов, в частности, копию свидетельства о государственной регистрации; 
          копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; положительное 
          заключение на представленный заявителем бизнес-план, подготовленное 
          банком или иной кредитной организацией, которые соответствуют критериям, 
          установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным 
          осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания 
          и функционирования особых экономических зон.
          
             Решение о заключении соглашения либо об отказе в его заключении 
          должно быть принято органами управления ОЭЗ в срок не позднее десяти 
          рабочих дней (при строительстве объектов инфраструктуры новых морского 
          порта, речного порта, аэропорта - не позднее тридцати рабочих дней) 
          после дня получения всех установленных документов (часть 4 статьи 31.12 
          новой главы 6.2 Закона 116-ФЗ).
          
             В части 5 статьи 31.12 новой главы 6.2 Закона 116-ФЗ определены 
          основания для отказа в заключении соглашения об осуществлении деятельности 
          в портовой ОЭЗ. К таким случаям, в частности, относится: непредставление 
          заявителем необходимых документов; отсутствие в границах портовой особой 
          экономической зоны свободного земельного участка, соответствующего условиям, 
          указанным в заявке; несоответствия бизнес-плана условиям, указанным 
          в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности в портовой 
          особой экономической зоне. Соглашение об осуществлении деятельности 
          в портовой ОЭЗ заключается на срок, не превышающий срока, оставшегося 
          до прекращения ее существования (статья 31.15 новой главы 6.2 Закона 
          116-ФЗ).
          
             В статье 31.19 новой главы 6.2 Закона 116-ФЗ определен 
          порядок расторжения соглашения. В частности, установлено, что соглашение 
          может быть расторгнуто сторонами либо судом в связи с существенным нарушением 
          условий соглашения одной из сторон, существенным изменением обстоятельств, 
          а также по иным основаниям. К существенным нарушениям условий соглашения 
          относится, в частности: неосуществление капитальных вложений в объеме 
          и в сроки, предусмотренные соглашением; осуществление не предусмотренной 
          соглашением предпринимательской или иной деятельности; наличие неисполненной 
          обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. При досрочном прекращении 
          действия соглашения в связи с существенным нарушением его условий лицо, 
          утратившее статус резидента портовой ОЭЗ, обязано уплатить штраф в размере, 
          предусмотренном таким соглашением (часть 4 статьи 31.20 новой главы 
          6.2 Закона 116-ФЗ).
          
              Отдельные аспекты таможенного режима 
          в портовых особых экономических зонах (..) 
          
          
             Согласно изменениям, внесенным Законом в статью 37 Закона 
          116-ФЗ, свободная таможенная зона представляет собой таможенный режим, 
          при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах 
          особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную 
          стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений 
          экономического характера, установленных в соответствии с законодательством 
          РФ, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых 
          к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза 
          и без уплаты вывозных таможенных пошлин, если иное не предусмотрено 
          в отношении товаров, размещаемых и (или) используемых в портовой особой 
          экономической зоне. При этом Законом установлено, что при помещении 
          под таможенный режим свободной таможенной зоны товаров, размещаемых 
          и (или) используемых в портовой ОЭЗ, акциз не уплачивается (часть 13 
          статьи 1 Закона).
          
             Статья 37 Закона 116-ФЗ дополнена частью 1.2, в которой 
          установлено, что действие таможенного режима свободной таможенной зоны 
          не распространяется:
          
             1) на транспортные средства, ввозимые в портовую ОЭЗ или 
          вывозимые из портовой ОЭЗ в связи с осуществлением международной и (или) 
          внутренней перевозки товаров, за исключением транспортных средств, ввозимых 
          в целях осуществления их ремонта или модернизации (такие транспортные 
          средства рассматриваются в качестве товаров);
          
             2) на российские товары, размещаемые и (или) используемые 
          в портовой ОЭЗ органами государственной власти, портовой администрацией, 
          лицами, не являющимися резидентами и осуществляющими функции по обеспечению 
          безопасности судоходства, безопасности полетов воздушных судов, безопасной 
          эксплуатации объектов портовой инфраструктуры либо иные, связанные с 
          осуществлением деятельности в морском порту, речном порту, аэропорту 
          функции.
          
             Товары, ввозимые в портовую ОЭЗ в целях строительства, 
          реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры портов, а также 
          товары, ввозимые с остальной части таможенной территории РФ и не помещенные 
          ранее под таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, подлежат 
          декларированию в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной 
          зоны. При этом установлено, что в отношении товаров, ввозимых с остальной 
          части таможенной территории РФ, помещенных ранее под таможенный режим, 
          применимый к вывозимым товарам, действие предыдущего таможенного режима 
          приостанавливается на период нахождения товаров в портовой ОЭЗ в соответствии 
          с таможенным режимом свободной таможенной зоны и возобновляется при 
          их убытии (части 9.1 и 9.2 статьи 37 Закона 116-ФЗ).
          
             При убытии из портовой ОЭЗ товаров, помещенных под таможенный 
          режим, применимый к товарам, вывозимым за пределы РФ, резидент портовой 
          ОЭЗ должен представить в таможенный орган транспортные (перевозочные) 
          документы, подтверждающие, что местом разгрузки является место, находящееся 
          за пределами таможенной территории РФ (коносамент, морская накладная, 
          грузовая накладная или иной подтверждающий факт приема товаров к международной 
          перевозке документ). Если транспортное средство, на котором вывозятся 
          товары, будет совершать хотя бы одну промежуточную остановку в морском 
          порту, речном порту, аэропорту, расположенных на таможенной территории 
          РФ, резидент портовой ОЭЗ не позднее трех дней со дня убытия товаров 
          из последнего морского порта, речного порта, аэропорта обязан представить 
          в таможенный орган, выдавший разрешение на убытие товаров из портовой 
          особой экономической зоны, документы, подтверждающие их фактическое 
          убытие за пределы таможенной территории РФ (часть 31.1 статьи 37 Закона 
          116-ФЗ). При непредставлении таких документов либо если они не подтверждают 
          вывоз товаров за пределы РФ, такие товары будут рассматриваться как 
          вывозимые из портовой ОЭЗ на остальную часть таможенной территории РФ. 
          В этих случаях резидент портовой ОЭЗ, представивший документы при убытии 
          товаров за пределы таможенной территории РФ, должен уплатить подлежащие 
          уплате таможенные пошлины, налоги (часть 31.2 статьи 37 Закона 116-ФЗ).
          
              Изменения, внесенные в отдельные законодательные 
          акты (..) 
          
             Статьей 5 Закона в Таможенный кодекс РФ внесено дополнение, 
          согласно которому исполнение обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов 
          обеспечивается и в случае осуществления деятельности в качестве резидента 
          портовой особой экономической зоны, если это установлено федеральным 
          законом, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного 
          режима свободной таможенной зоны (статья 5 Закона).
          
             Отдельные изменения внесены в часть вторую Налогового кодекса 
          РФ (статья 3 Закона). В частности, установлено, что проведение работ 
          (оказание услуг) резидентами портовой особой экономической зоны в портовой 
          особой экономической зоне относится к операциям, не подлежащим налогообложению 
          налогом на добавленную стоимость (часть 1 статьи 3 Закона). Не будет 
          облагаться акцизами ввоз подакцизных товаров в портовую ОЭЗ с остальной 
          части территории РФ (часть 4 статьи 3 Закона). Налогоплательщик освобождается 
          от уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров в портовую ОЭЗ при представлении 
          в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии. Такие 
          поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать 
          обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях 
          непредставления налогоплательщиком в установленные сроки документов, 
          подтверждающих факт ввоза в портовую особую экономическую зону подакцизных 
          товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, 
          и неуплаты им акциза и (или) пеней (часть 5 статьи 3 Закона).
          
             При ввозе в портовую ОЭЗ российских товаров, помещенных 
          под таможенный режим свободной таможенной зоны, для подтверждения обоснованности 
          освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов, в налоговый орган 
          по месту регистрации налогоплательщика в течение 180 дней со дня их 
          ввоза необходимо будет представить ряд документов, в том числе контракт 
          (его копию), заключенный с резидентом особой экономической зоны, копию 
          таможенной декларации с отметками таможенного органа, документы, подтверждающие 
          передачу товаров резиденту портовой ОЭЗ (часть 8 статьи 3 Закона). 
          
             Документы, являющиеся героями текущего обзора - Федеральный 
          закон от 30.10.2007 N 240-фз "О внесении изменений в федеральный закон 
          "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные 
          акты Российской Федерации", можно скачать.
           
        
        
          (По материалам аналитического обзора, подготовленного 
          компанией КонсультантПлюс )