Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-фз "О развитии малого и среднего 
          предпринимательства в Российской Федерации"
         Скачать 
          (10 kb) 
        
        
            Принятый в целях реализации государственной 
          политики по формированию конкурентной среды в экономике России, обеспечению 
          занятости и развитию самозанятости населения, Федеральный закон от 24.07.2007 
          N 209-ФЗ (далее - Закон) определил категории субъектов малого и среднего 
          предпринимательства и установил основные формы их поддержки. Закон вступает 
          в силу с 1 января 2008 года за исключением некоторых норм, о чем будет 
          сказано отдельно, а Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной 
          поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее 
          - Закон о малом предпринимательстве) с 1 января 2008 утрачивает силу.
          
              Категории субъектов малого и среднего 
          предпринимательства (..) 
          
             К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся 
          коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных 
          унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные 
          предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства при соблюдении 
          определенных требований к составу активов указанных организаций и предпринимателей, 
          численности их работников и размеру выручки от реализации товаров, работ 
          или услуг.
          
             В уставном или складочном капитале либо паевом фонде субъектов 
          малого и среднего предпринимательства - юридических лиц доля Российской 
          Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан 
          и юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных 
          и иных фондов не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением 
          активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных 
          фондов). Доля участия других юридических лиц (не являющихся субъектами 
          малого и среднего предпринимательства) в капитале малого или среднего 
          предприятия также не должна превышать двадцати пяти процентов. Аналогичные 
          требования к уставному капиталу малого предприятия установлены и действующим 
          в настоящее время Законом о малом предпринимательстве.
          
             Средняя численность работников за предшествующий календарный 
          год для малых предприятий не должна превышать ста человек, а для "микропредприятий", 
          выделенных в составе категории малых предприятий, не должна превышать 
          пятнадцати человек. Средняя численность работников средних предприятий 
          за предшествующий календарный год должна составлять от ста одного до 
          двухсот пятидесяти человек включительно (подп. 1, 2 п. 1 ст. 4; здесь 
          и далее указываются статьи, пункты и подпункты Закона).
          
             Выручка от реализации товаров, работ или услуг без учета 
          налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов малых 
          и средних предприятий за предшествующий календарный год не должна превышать 
          предельных значений, установленных Правительством РФ. С 1 января 2010 
          года вступят в силу нормы Закона, в соответствии с которыми предельные 
          значения выручки от реализации товаров, работ или услуг, и балансовой 
          стоимости активов должны устанавливаться Правительством РФ один раз 
          в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью 
          субъектов малого и среднего предпринимательства (подп. 3 п. 1, п. 2 
          ст. 4, п. 2 ст. 5).
          
             Категория субъекта малого или среднего предпринимательства 
          определяется в соответствии с наибольшим по значению условием - численности 
          работников либо размера выручки от реализации товаров, работ или услуг. 
          Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется 
          только в случае, если численность работников или размер выручки держатся 
          выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих 
          один за другим (п. п. 3, 4 ст. 4).
          
             Действующий Закон о малом предпринимательстве устанавливает 
          предельную численность работников малых предприятий, для различных отраслей 
          экономики, от 30 (розничная торговля и бытовое обслуживание населения) 
          до 100 (промышленность, строительство, транспорт) человек. Закон о малом 
          предпринимательстве не устанавливает требований к размеру выручки малого 
          предприятия. Сфера развития среднего предпринимательства в настоящее 
          время не регулируется. 
          
              Реестры субъектов малого и среднего 
          предпринимательства (..) 
          
             Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной 
          власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку 
          субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов 
          малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки. 
          В реестрах содержатся сведения, в частности, о виде, форме и размере 
          предоставленной поддержки, сроке оказания поддержки, а также о нарушении 
          порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом 
          использовании средств поддержки. Порядок ведения реестров устанавливается 
          Правительством РФ (п. п. 1, 2, 4 ст. 8).
          
             Информация, содержащаяся в реестрах субъектов малого и 
          среднего предпринимательства - получателей поддержки, является открытой 
          для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Сведения о субъектах 
          малого и среднего предпринимательства и оказываемой им поддержке исключаются 
          из реестров по истечении трех лет с даты окончания срока оказания поддержки 
          (п. п. 5, 6 ст. 8). 
          
              Инфраструктура поддержки субъектов 
          малого и среднего предпринимательства (..) 
          
          
             Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 
          является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые 
          создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве 
          поставщиков, исполнителей или подрядчиков в целях размещения заказов 
          на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных 
          или муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных и муниципальных 
          программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
          
             Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 
          включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, 
          государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, 
          фонды содействия кредитованию, акционерные инвестиционные фонды и закрытые 
          паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого 
          и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические 
          центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки 
          субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке 
          экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные 
          организации (п. п. 1, 2 ст. 15). 
          
              Формы поддержки малого и среднего предпринимательства 
          (..) 
          
             В качестве обязательных форм поддержки субъектов малого 
          и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру 
          поддержки, Закон определил имущественную и информационную поддержку. 
          Под имущественной поддержкой понимается передача субъектам малого и 
          среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки 
          во владение или в пользование государственного или муниципального имущества, 
          в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых 
          помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных 
          средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной 
          основе или на льготных условиях.
          
             Информационная поддержка осуществляется в виде создания 
          федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных 
          сетей в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства 
          и организаций инфраструктуры поддержки информацией о федеральных, региональных 
          и муниципальных программах развития малого и среднего предпринимательства, 
          о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства, об их 
          классификации по видам экономической деятельности, финансово-экономическом 
          состоянии, рабочих местах, обороте товаров, иной экономической, правовой, 
          производственно-технологической информацией (ст. ст. 18, 19).
          
             В качестве возможных форм поддержки Закон определил финансовую 
          поддержку (за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов 
          путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных 
          и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего 
          предпринимательства, и организаций инфраструктуры поддержки, а также 
          за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов 
          РФ в виде субсидий на цели поддержки развития малого и среднего предпринимательства), 
          консультационную поддержку (в виде создания организаций, оказывающих 
          консультационные услуги, и компенсации затрат на оплату компенсационных 
          услуг), поддержку в области подготовки кадров, поддержку в области инноваций 
          и промышленного производства (в частности, в виде создания упоминавшихся 
          технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих 
          и научно-производственных зон, а также содействия патентованию результатов 
          интеллектуальной деятельности), поддержку в области ремесленной деятельности, 
          поддержку в осуществлении внешнеэкономической деятельности (в частности, 
          в виде содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских 
          товаров), поддержку сельскохозяйственной деятельности (ст. ст. 20, 21, 
          22, 23, 24, 25). Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого 
          и среднего предпринимательства, и организациям, образующим инфраструктуру 
          поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются 
          федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов 
          малого и среднего предпринимательства (п. 2 ст. 16).
          
             Кроме определения форм поддержки, Закон содержит ссылку 
          на специальные правовые режимы, которые могут предусматриваться в отношении 
          субъектов малого и среднего предпринимательства налоговым законодательством, 
          законодательством о бухгалтерском учете, приватизации, размещении заказов 
          на поставки, работы и услуги для государственных и муниципальных нужд 
          (ст. 7). 
          
              Субъекты малого и среднего предпринимательства, 
          которым поддержка не оказывается. Переходные положения (..) 
          
          
             Поддержка, в соответствии с Законом, не может оказываться 
          субъектам малого и среднего предпринимательства, являющимся: кредитными 
          организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских 
          кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными 
          фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами, 
          участниками соглашений о разделе продукции, предпринимателями в сфере 
          игорного бизнеса, а также нерезидентами Российской Федерации (п. 3 ст. 
          14).
          
             Субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим 
          производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию 
          полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, 
          не может оказываться финансовая поддержка (п. 4 ст. 14).
          
             В оказании поддержки должно быть отказано, если субъект 
          малого или среднего предпринимательства не выполнил условия оказания 
          поддержки или если не истек срок оказания аналогичной поддержки, решение 
          о которой было принято ранее. В поддержке должно быть отказано также 
          в случае, если с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства 
          допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе 
          не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее 
          чем три года (п. 5 ст. 14).
          
             Закон установил, что организации, осуществляющие свою деятельность 
          в качестве субъектов малого предпринимательства до дня вступления Закона 
          в силу, но не отвечающие определенным Законом условиям отнесения к субъектам 
          малого предпринимательства, сохраняют право на ранее оказанную поддержку 
          в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами 
          развития малого и среднего предпринимательства в течение шести месяцев 
          со дня вступления Закона в силу (п. 3 ст. 27). 
          
             Документы, являющиеся героями текущего обзора - Федеральный 
          закон от 24.07.2007 N 209-фз "О развитии малого и среднего предпринимательства 
          в Российской Федерации" можно скачать.
           
        
          (По материалам аналитического обзора, подготовленного 
          компанией КонсультантПлюс )