Изменения в налоговом законодательстве 
            России: НДС, госпошлина, социальные внебюджетные фонды. 
              
        
            Федеральными 
          законами от 21.07.2005 N 105-ФЗ, от 21.07.2005 N 106-ФЗ и от 22.07.2005 
          N 118-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ и Федеральный закон 
          от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй 
          Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые 
          законодательные акты Российской Федерации о налогах". 
          
             Налог на добавленную стоимость. 
          
             Федеральный закон от 22.07.2005 N 118-ФЗ устраняет ряд 
          пробелов, имевшихся в порядке взимания НДС при реорганизации организаций, 
          исключая риск возникновения экономически необоснованных налоговых потерь 
          для реорганизуемых хозяйствующих субъектов.
          
             Действующая в настоящее время редакция гл. 21 НК РФ позволяет 
          требовать исчисления НДС при передаче имущественных прав в ходе реорганизации 
          юридических лиц. Основной целью Закона N 118-ФЗ является внесение изменений, 
          предотвращающих возникновение необоснованных налоговых обязательств 
          или двойное налогообложение НДС в процессе реорганизации хозяйственных 
          субъектов. Так, ст. 146 "Объект налогообложения" НК РФ дополнена подпунктом, 
          согласно которому в целях гл. 21 НК РФ передача имущественных прав организации 
          ее правопреемникам не признается объектом налогообложения.
          
             Нормы п. п. 1 - 5 статьи 162.1, вводимой в гл. 21 НК РФ, 
          позволят избежать при реорганизации необоснованного увеличения затрат 
          правопреемников и предъявлять к вычету соответствующие суммы НДС. В 
          частности, при реорганизации юридического лица в форме выделения налоговая 
          база правопреемника увеличивается на суммы авансовых или иных платежей 
          в счет предстоящих поставок товаров, полученных в порядке правопреемства 
          от реорганизованной (реорганизуемой) организации. Вычеты суммы налога, 
          исчисленного и уплаченного с указанных сумм, производятся правопреемником 
          после даты реализации соответствующих товаров. При этом он сможет пользоваться 
          документами (счета-фактуры и др.) с реквизитами реорганизованной (реорганизуемой) 
          организации.
          
             Кроме того, Законом N 118-ФЗ устранена существующая в действующей 
          редакции ст. 167 НК РФ неясность в определении момента признания оплаты 
          при передаче прав требования в порядке правопреемства при реорганизации. 
          Дело в том, что такая неопределенность приводит к нарушению принципа 
          однократности налогообложения, так как одна сделка по реализации товаров 
          (работ, услуг) может облагаться НДС дважды:
          
          - реорганизуемым обществом в момент передачи прав требования;
          - возникшим при реорганизации юридическим лицом в момент поступления 
          оплаты по полученному праву требования.
          
             В целях устранения указанного пробела в гл. 21 НК РФ рассматриваемым 
          Законом внесены соответствующие поправки. Пунктом 6 ст. 162.1 НК РФ 
          определено, что в целях исчисления НДС не признается оплатой товаров 
          (работ, услуг) передача налогоплательщиком права требования правопреемникам 
          при реорганизации организации. При переходе права требования от реорганизованной 
          (реорганизуемой) организации к правопреемникам налоговая база определяется 
          правопреемниками, получающими право требования, в момент определения 
          налоговой базы в соответствии с порядком, установленным ст. 167 НК РФ, 
          с учетом положений, предусмотренных пп. 2 - 4 п. 1 и п. 2 ст. 162 НК 
          РФ. 
          
             Государственная пошлина.
          
             Федеральным законом от 21.07.2005 N 106-ФЗ внесен ряд изменений 
          и дополнений в гл. 25.3 "Государственная пошлина" ч. II НК РФ. Наиболее 
          значительные изменения связаны с уплатой госпошлины за открытие филиала 
          банка и регистрацию основного технологического оборудования для производства 
          этилового спирта и (или) алкогольной продукции. Так, за открытие филиала 
          банка уплата государственной пошлины отменена. Заметим, что в случае 
          открытия на территории Российской Федерации филиалов уплата госпошлины 
          была у нас установлена только для банков, - ни одна другая коммерческая 
          организация не уплачивала государственной пошлины за открытие своих 
          филиалов.
          
             Существенно изменен порядок уплаты госпошлины за государственную 
          регистрацию основного технологического оборудования для производства 
          этилового спирта и (или) алкогольной продукции. Со вступлением в силу 
          Закона N 106-ФЗ государственная пошлина будет уплачиваться не за все 
          оборудование сразу, а за каждую его единицу в отдельности. Указанным 
          Законом также установлено, что при приеме в гражданство Российской Федерации 
          детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также за 
          выдачу им паспорта гражданина РФ государственная пошлина не уплачивается.
          
             Помимо этого Законом вменено в обязанность федеральным 
          органам государственной власти, органам государственной власти субъектов 
          РФ и органам местного самоуправления уплачивать государственную пошлину 
          (кроме юридически значимых действий, предусмотренных пп. 19, 22 - 25 
          п. 1 ст. 333.33 НК РФ) за:
          
          - государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на 
          недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества;
          - внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав 
          на недвижимое имущество и сделок с ним;
          - повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной 
          регистрации права на недвижимое имущество.
          
             Кроме того, данным Законом были уточнены ставки государственной 
          пошлины за совершение юридически значимых действий в связи с эксплуатацией 
          отдельных видов морских судов, а также судов внутреннего и смешанного 
          плавания.
          
             Дополнен перечень случаев, когда государственная пошлина 
          не уплачивается; к ним отнесли государственную регистрацию права оперативного 
          управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или 
          муниципальной собственности. 
          
             Реструктуризация задолженности по взносам в государственные 
          социальные внебюджетные фонды. 
          
             Федеральный закон от 21.07.2005 N 105-ФЗ (внесший изменения 
          в Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ) позволит провести реструктуризацию 
          задолженности предприятий и организаций по взносам в государственные 
          социальные внебюджетные фонды в части пеней и штрафов, начисленных в 
          течение 2001 года до даты принятия решения о реструктуризации задолженности.
          
             Статьей 20 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ Правительству 
          РФ было предоставлено право определять порядок и условия проведения 
          реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные 
          внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций 
          по состоянию на 1 января 2001 года. Вместе с тем, начисление пеней и 
          штрафов на задолженность после указанной даты продолжалось, приостанавливалось 
          оно только по принятии налоговыми органами решения о предоставлении 
          организациям права на реструктуризацию задолженности. В результате у 
          предприятий и организаций в течение указанного периода образовалась 
          задолженность, которую до принятия названного выше Закона реструктурировать 
          было нельзя. Со вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2005 
          N 105-ФЗ эта проблема должна быть решена.
          
             Федеральные законы от 21.07.2005 N 105-ФЗ и N 106-ФЗ вступают 
          в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. 
          Федеральный закон от 22.07.2005 N 118-ФЗ вступает в силу по истечении 
          одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го 
          числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость; 
          действие Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 
          2005 года. 
          
             Документы, являющиеся героем текущего обзора, выделены 
          жирным в тексте документа. Их можно скачать, кликнув на выделенную часть 
          текста. Инструкция по разархивации находится здесь. 
        
 (По материалам аналитического обзора, 
          подготовленного компанией КонсультантПлюс 
          )