Особые экономические зоны в Российской Федерации. 
              
        
            27 августа 2005 года вступит в силу Федеральный 
          закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской 
          Федерации".
          
             Особая экономическая зона (ОЭЗ) - часть территории Российской 
          Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской 
          деятельности. ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей 
          экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции 
          и развития транспортной инфраструктуры.
          
             ОЭЗ создается на двадцать лет и этот срок продлению не 
          подлежит. На территории РФ могут создаваться ОЭЗ двух типов: промышленно-производственные 
          ОЭЗ и технико-внедренческие ОЭЗ.
          
             Промышленно-производственные ОЭЗ создаются на участках 
          территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных 
          километров. Технико-внедренческие ОЭЗ создаются не более чем на двух 
          участках территории, общая площадь которых составляет не более двух 
          квадратных километров.
          
             ОЭЗ не может находиться на территориях нескольких муниципальных 
          образований и не должна включать в себя полностью территорию какого-либо 
          административно-территориального образования. Требования по ограничению 
          территории ОЭЗ обусловлены необходимостью концентрации затрат на обустройство 
          инфраструктуры зоны и прилегающих к ней территорий, а также концентрации 
          инвестиционных, трудовых и иных ресурсов.
          
             На территории ОЭЗ не допускаются виды экономической деятельности, 
          успешно развивающиеся и без специальной государственной поддержки и 
          особо оговоренные в Законе, а именно: добыча полезных ископаемых и металлургическое 
          производство; переработка полезных ископаемых и переработка лома черных 
          и цветных металлов; производство и переработка подакцизных товаров (за 
          исключением легковых автомобилей и мотоциклов). Решение о создании ОЭЗ 
          принимается Правительством РФ и оформляется постановлением Правительства 
          РФ на основании совместной заявки высшего исполнительного органа государственной 
          власти субъекта РФ и исполнительно-распорядительного органа муниципального 
          образования. Отбор заявок на создание ОЭЗ одного типа осуществляется 
          на конкурсной основе.
          
             Конкретные мероприятия, связанные с созданием ОЭЗ (объем 
          и сроки финансирования, направленного на создание инфраструктуры, размеры 
          принадлежащих РФ, субъекту РФ и муниципальному образованию долей в праве 
          общей долевой собственности на объекты инфраструктуры, порядок формирования 
          органа, координирующего деятельность органов власти разных уровней по 
          развитию ОЭЗ - наблюдательного совета ОЭЗ, и т.д.), и обязательства 
          сторон по их осуществлению указываются в соглашении, заключаемом Правительством 
          РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием.
          
             Управление особыми экономическими зонами возлагается на 
          федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять 
          функции по управлению ОЭЗ, и его территориальные органы. (Указом Президента 
          РФ от 22.07.2005 N 855 образовано Федеральное агентство по управлению 
          особыми экономическими зонами, подведомственное Минэкономразвития РФ.) 
          В полномочия органов управления ОЭЗ, в частности, входят регистрация 
          юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов 
          ОЭЗ, контроль за исполнением резидентом ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной 
          или технико-внедренческой деятельности, управление и распоряжение объектами 
          недвижимости, расположенными на территории ОЭЗ и находящимися в государственной 
          или муниципальной собственности, и т.д.
          
             Резидентами промышленно-производственной ОЭЗ признаются 
          коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, а резидентами 
          технико-внедренческой ОЭЗ - индивидуальные предприниматели и коммерческие 
          организации, также за исключением унитарных предприятий, зарегистрированные 
          на территории муниципального образования, в границах которого расположена 
          ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной 
          или технико-внедренческой деятельности.
          
             Среди условий, предъявляемых к претендентам, подающим заявку 
          на заключение соглашения о ведении соответствующей деятельности, можно 
          отметить сумму инвестиций, которые должен осуществить резидент промышленно-производственной 
          ОЭЗ. По соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности 
          резидент ОЭЗ обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, 
          эквивалентной не менее десяти миллионов евро, при этом не менее одного 
          миллиона евро - в течение года с даты заключения соглашения.
          
             Для достижения заявленных в Законе целей в особых экономических 
          зонах, как уже упоминалось, устанавливается особый режим осуществления 
          предпринимательской деятельности.
          
             Резидентам ОЭЗ в приоритетном порядке предоставляются на 
          условиях аренды земельные участки и объекты государственного или муниципального 
          имущества. Законом жестко регламентирован порядок деятельности на территории 
          ОЭЗ различных органов государственного контроля. Однако основными льготами 
          для резидентов ОЭЗ несомненно являются таможенные и налоговые льготы.
          
             На территории ОЭЗ устанавливается таможенный режим "свободной 
          таможенной зоны", при котором иностранные товары размещаются и используются 
          в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных 
          пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и 
          ограничений экономического характера, установленных в соответствии с 
          законодательством Российской Федерации о государственном регулировании 
          внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются 
          на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом 
          экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. Под 
          таможенный режим свободной таможенной зоны товары помещаются резидентами 
          ОЭЗ только в целях ведения ими промышленно-производственной или технико-внедренческой 
          деятельности. Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ установлены Федеральным 
          законом от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные 
          акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических 
          зонах в Российской Федерации", вступающим в силу с 1 января 2006 года. 
          Изменения, внесенные этим Законом, в частности, в Налоговый кодекс РФ, 
          заключаются в следующем.
          
             Главы Кодекса, регулирующие применение налога на добавленную 
          стоимость и акцизы, дополнены нормами, устанавливающими освобождение 
          от налогообложения товаров, помещенных под таможенный режим свободной 
          таможенной зоны, и порядок такого освобождения (в отношении подакцизных 
          товаров, перемещаемых за пределы ОЭЗ либо передаваемых лицам, не являющимся 
          резидентами ОЭЗ, - также и порядок налогообложения). Для организаций 
          и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой 
          ОЭЗ и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории 
          технико-внедренческой ОЭЗ, установлена пониженная ставка единого социального 
          налога (14%).
          
             При налогообложении налогом на прибыль организаций резиденты 
          ОЭЗ получили льготы по расчету сумм амортизации, определению расходов 
          на научные исследования и опытно-конструкторские разработки и по переносу 
          убытков на будущие налоговые периоды.
          
             Налогоплательщики-организации, имеющие статус резидента 
          промышленно-производственной ОЭЗ, вправе в отношении собственных основных 
          средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, 
          но не выше 2.
          
             Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские 
          разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные 
          налогоплательщиками-организациями, зарегистрированными и работающими 
          на территориях ОЭЗ, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в 
          котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Налогоплательщик 
          вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем 
          налоговом периоде убытка. При этом совокупная сумма переносимого убытка 
          ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 процентов 
          налоговой базы. Установлено, что это ограничение не применяется в отношении 
          налогоплательщиков-организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной 
          ОЭЗ.
          
             Кроме того, организации - резиденты ОЭЗ освобождаются от 
          налогообложения налогом на имущество организаций в течение 5 лет с момента 
          постановки имущества на учет и от налогообложения земельным налогом 
          - сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный 
          участок, который предоставлен резиденту ОЭЗ. 
         (По материалам аналитического обзора, 
          подготовленного компанией КонсультантПлюс 
          )