Изменения в законодательстве о лицензировании 
              
        
               2 июля 2005 г. Федеральным 
          законом N 80-ФЗ внесен целый ряд изменений в законодательные акты, 
          регулирующие вопросы лицензирования, а именно в Федеральный закон от 
          8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", 
          в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических 
          лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного 
          контроля (надзора)" и Кодекс РФ об административных правонарушениях. 
          Следует отметить, что характер изменений представляет собой как редакционные 
          правки существующих норм, так и практически новое толкование отдельных 
          положений.
          
             Итак, рассмотрим изменения в Федеральный закон от 8 августа 
          2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
          
             Прежде всего, само понятие "лицензирование" изложено в 
          новой, расширенной редакции. Теперь к полномочиям лицензирующих органов, 
          помимо предоставления лицензий, переоформления необходимых документов, 
          возобновления, прекращения или аннулирования их действия, контроля за 
          соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий, 
          относятся вопросы приостановления действия лицензий в случае административного 
          приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований 
          и условий, а также ведение реестров лицензий и предоставление заинтересованным 
          лицам в установленном порядке необходимых сведений.
          
             В последнем случае это означает, что лицензирующие органы 
          должны формировать открытые и общедоступные государственные информационные 
          ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании 
          конкретных видов деятельности, технические регламенты, но за исключением 
          случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны 
          свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством 
          РФ ограничен.
          
             В заявлении на получение необходимой лицензии соискатель 
          - юридическое лицо теперь должен указывать государственный регистрационный 
          номер, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом 
          лице в единый государственный реестр юридических лиц, организационно-правовую 
          форму, наименование, включая сокращенное и фирменное, свое местонахождение, 
          а также адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
          
             Если лицензиат является индивидуальным предпринимателем, 
          то он указывает свои паспортные данные, основной государственный регистрационный 
          номер и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о нем 
          в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также 
          адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
          
             И в том, и в другом случае в заявлении должны содержаться 
          сведения об идентификационном номере налогоплательщика, в том числе 
          данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом 
          органе, а также вид деятельности, которую соискатель лицензии намерен 
          осуществлять. Лицензиатам следует иметь в виду, что к заявлению в обязательном 
          порядке должны быть приложены копии учредительных документов юридического 
          лица, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, а также 
          копии документов, предусмотренных положением о лицензировании конкретного 
          вида деятельности, свидетельствующих о возможности выполнения лицензиатом 
          определенных требований и условий.
          
             Лицензирующий орган должен принять решение о предоставлении 
          лицензии или об отказе (с обязательным указанием причин отказа), в срок, 
          не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении 
          лицензии и прилагаемых к нему документов (в прежней редакции такой срок 
          составлял шестьдесят дней).
          
             Согласно внесенным изменениям, в отношении отдельных видов 
          деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных 
          прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок 
          лицензирования, но только при условии заключения соискателем лицензии 
          договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у 
          него сертификата соответствия осуществляемого лицензируемого вида деятельности 
          международным стандартам.
          
             К таким видам деятельности относятся:
          - перевозки грузов и грузобагажа морским, водным, воздушным и железнодорожным 
          транспортом;
          - погрузочно-разгрузочная деятельность опасных грузов в портах и на 
          железнодорожном транспорте;
          - перемещение грузов без заключения договора перевозки по железнодорожным 
          путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных 
          выставочных путей или возврата их на железнодорожные выставочные пути, 
          а также осуществление буксировок морским транспортом;
          - эксплуатация пожароопасных производственных объектов и деятельность 
          по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). 
          В случае применения упрощенного порядка лицензирования решение о предоставлении 
          лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается лицензирующим 
          органом в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления заявления 
          и необходимых документов. Кстати, лицензиатам, претендующим на упрощенный 
          порядок лицензирования, следует иметь в виду, что срок действия договора 
          страхования гражданской ответственности или срок действия сертификата 
          соответствия должен быть не меньше срока действия выданной лицензии.
          
             Изменениям подвергся и порядок приостановления действия 
          лицензии. Теперь в случае вынесения судьей решения об административном 
          приостановлении деятельности лицензиата за допущенные нарушения лицензирующий 
          орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу 
          приостанавливает действие лицензии на вынесенный срок административного 
          приостановления деятельности лицензиата. Кстати, срок действия лицензии 
          на время приостановления ее действия не продлевается. Если в установленный 
          судьей срок лицензиат не устранил нарушение, повлекшее за собой административное 
          приостановление деятельности, лицензирующий орган обязан обратиться 
          в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
          
             В новой, сокращенной, редакции теперь изложен перечень 
          видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Уменьшение 
          лицензируемых видов деятельности стало возможным за счет исключения 
          таких видов деятельности, как эксплуатация магистрального трубопроводного 
          транспорта, переработка и хранение нефти, газа и продуктов их переработки. 
          Не вошла в новый перечень деятельность по эксплуатации газовых и тепловых 
          сетей, деятельность по распространению лекарственных средств и изделий 
          медицинского назначения, а также связанная с производством дезинфекционных, 
          дезинсекционных и дератизационных средств. Не требуются лицензии на 
          перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом, 
          на публичный показ аудиовизуальных произведений в кинозале, производство 
          табачных изделий, ветеринарную деятельность и т.д.
          
             Кстати, лицензирование отдельных видов деятельности, хотя 
          и оставшихся в новом перечне, теперь носит узкоспециализированный характер. 
          Так, ранее, при проведении погрузочно-разгрузочной деятельности на внутреннем 
          водном транспорте, железнодорожном транспорте и морских портах требовалось 
          обязательно наличие лицензии. Теперь же данное требование распространяется 
          только на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным 
          грузам.
          
             Однако следует отметить, что отдельные виды лицензируемой 
          деятельности в новом перечне не только не были сокращены, но наоборот, 
          даже расширены. Например, в прежней редакции перечня лицензия была необходима 
          при организации и содержании тотализаторов и игорных заведений. Теперь 
          обязательному лицензированию подлежит деятельность по производству и 
          реализации специального игрового оборудования, предназначенного для 
          осуществления игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению 
          азартных игр и пари, в том числе с использованием игровых столов и иного 
          игрового оборудования, то есть деятельность казино, а также деятельность 
          по организации и проведению азартных игр и пари просто с использованием 
          игрового оборудования (в последнем случае под эту категорию подпадают 
          многочисленные игровые салоны и т.п. заведения).
          
             Соискателям лицензий следует иметь в виду, что согласно 
          изменениям, внесенным в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ 
          "О лицензировании отдельных видов деятельности", с 1 января 2006 г. 
          будет прекращено лицензирование деятельности по сюрвейерскому обслуживанию 
          морских судов, по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава 
          и технических средств на железнодорожном транспорте, а также осуществляемая 
          в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических 
          ресурсов. С указанной даты не будет требоваться лицензия на оценочную 
          и аудиторскую деятельность. Разведение племенных животных, производство 
          племенной продукции и элитных семян тоже могут осуществляться без соответствующих 
          лицензий.
          
             Но и это еще не все. Так, с 1 января 2007 г. должно быть 
          прекращено лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, 
          а также проектирование и строительство зданий и сооружений и проводимые 
          перед этим инженерные изыскания.
          
             Дополнительно изменения расширяют перечень лицензируемых 
          видов деятельности, лицензирование которых будет прекращено со дня вступления 
          в силу соответствующих технических регламентов.
          
             В заключение следует отметить, что отныне должностные лица 
          лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей, 
          а также совершения противоправных действий будут нести ответственность 
          в соответствии с законодательством РФ. При этом сами лицензирующие органы 
          обязаны сообщить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, 
          права и законные интересы которых нарушены действиями или бездействием 
          конкретного должностного лица, о мерах, принятых в отношении него.
          
             Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, 
          характеризуются, прежде всего, установлением в ряде статей ответственности 
          за грубые нарушения условий, предусмотренных выданной лицензией. Теперь 
          санкции в виде административного штрафа или административного приостановления 
          деятельности на срок до девяноста суток будут налагаться на грубых нарушителей 
          лицензируемых работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения 
          окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические 
          и другие геофизические процессы (статья 8.40 КоАП РФ), а также в области 
          промышленной безопасности опасных производственных объектов (статья 
          9.1 КоАП РФ).
          
             Аналогичные санкции могут быть наложены за грубое нарушение 
          лицензионных условий, допущенных при осуществлении деятельности в области 
          защиты информации (статья 13.12 КоАП РФ), деятельности по трудоустройству 
          граждан РФ за пределами РФ (статья 18.13 КоАП РФ), просто предпринимательской 
          деятельности, если она лицензируется (статья 14.1 КоАП РФ), а также 
          деятельности, не связанной с извлечением прибыли, но осуществляемой 
          с грубым нарушением требований или условий лицензии, если ее наличие 
          обязательно (статья 19.20 КоАП РФ). Понятие грубого нарушения устанавливается 
          Правительством РФ отдельно в отношении конкретного лицензируемого вида 
          деятельности.
          
             Следует иметь в виду, что и в Кодекс РФ об административных 
          правонарушениях и в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ 
          "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при 
          проведении государственного контроля (надзора)", помимо рассмотренных, 
          одновременно были внесены и иные изменения и дополнения, которые, однако, 
          в большей части являют собой редакционные правки применяемых норм.
          
             В заключение необходимо отметить, что отдельные изменения, 
          внесенные Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ в части приостановления 
          действия лицензий, их возобновления или аннулирования, вступают в силу 
          с 1 июня 2006 года, а в отношении деятельности инвестиционных фондов, 
          деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными 
          фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных 
          депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных 
          пенсионных фондов, деятельности негосударственных пенсионных фондов 
          по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию - с 1 января 2007 
          года. 
         (По материалам аналитического обзора, 
          подготовленного компанией КонсультантПлюс 
          )