Новые правила оказания услуг 
            по перевозкам пассажиров на железнодорожном транспорте 
        
               Постановлением 
          Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 утверждены "Правила 
          оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, 
          а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних 
          и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности" 
          (далее - "Правила"). Аналогичные "Правила" от 11 марта 1999 года признаны 
          утратившими силу.
          
             Издание новых "Правил" вызвано принятием основополагающего 
          акта - Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного 
          транспорта Российской Федерации", заменившего Федеральный закон от 08.01.1998 
          N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации".
          
             Новые "Правила" так же, как и новый "Устав", направлены 
          на улучшение качества услуг железных дорог, уточнение прав и обязанностей 
          сторон по договору перевозки. В целях стимулирования конкуренции в сфере 
          железнодорожных перевозок "Правила" предоставляют больше возможностей 
          для самостоятельного выбора перевозчиками и пользователями их услуг 
          различных форм взаимоотношений.
          
             Рассмотрим новые правовые нормы, отличающие "Правила" от 
          аналогичного документа 1999 года.
          
             Перевозчик должен обеспечивать предоставление пассажирам 
          и другим пользователям своих услуг (например, грузоотправителям, грузополучателям) 
          в наглядной и доступной форме информацию о порядке предоставления услуг 
          и сведения о себе по установленному перечню. Теперь в состав этих сведений 
          должны включаться и сведения о выданной перевозчику лицензии. Предусмотрена 
          возможность выдачи за плату пользователям услуг перевозчика справок 
          в письменной форме, в том числе справок, не связанных с оказанием услуг.
          
             Увеличен срок, в течение которого пассажир имеет право 
          возобновить действие билета, при условии доплаты стоимости плацкарты, 
          вследствие опоздания на поезд - с 3 до 12 часов, вследствие болезни 
          или несчастного случая - с 3 до 5 суток с момента отправления поезда, 
          на который приобретен билет.
          
             Пассажир имеет право до отправления поезда дальнего следования 
          возвратить билет в кассу и получить деньги в полном или частичном размере 
          стоимости проезда, в зависимости от времени, оставшегося до отправления 
          поезда. Для получения полной стоимости проезда, состоящей из стоимости 
          билета и стоимости плацкарты билет необходимо возвратить не позднее 
          чем за 8 часов, оставшихся до отправления поезда; для получения стоимости 
          билета и 50-ти процентов стоимости плацкарты - не позднее чем за 2 часа 
          до отправления поезда; для получения стоимости только билета его можно 
          сдать менее чем за 2 часа до отправления поезда. По ранее действовавшим 
          правилам для получения полной стоимости проезда билет надо было возвратить 
          в кассу не позднее чем за 15 часов до отправления поезда, для получения 
          стоимости билета и 50-ти процентов стоимости плацкарты - не позднее 
          чем за 4 часа до отправления поезда; сдав билет в кассу, соответственно, 
          менее чем за 4 часа до отправления поезда, можно было получить только 
          его стоимость.
          
             В "Правила" включено заметное новшество, касающееся услуг 
          камеры хранения. Установлено, что ручная кладь, не востребованная по 
          истечении 30 дней с даты прекращения внесения платы за ее хранение, 
          подлежит реализации в том же порядке, который установлен для реализации 
          невостребованных железнодорожных грузов.
          
             Срок доставки багажа и грузобагажа определяется временем 
          следования поезда до железнодорожной станции назначения. Если багаж 
          подлежит перегрузке в пути следования, то к сроку его доставки прибавляются 
          одни сутки на каждую перегрузку багажа.
          
             По соглашению между пассажиром и перевозчиком за дополнительную 
          плату может осуществляться перегрузка багажа пассажира с одной железнодорожной 
          станции на другую железнодорожную станцию с использованием автомобильного 
          транспорта. При такой перегрузке багажа срок его доставки исчисляется 
          с прибавлением 2 суток на перегрузку. Перегрузка грузобагажа в пути 
          следования и его переадресовка новыми "Правилами" не допускается.
          
             Багаж, доставленный с перегрузкой в пути следования и не 
          востребованный в течение 30 дней с момента письменного уведомления получателя, 
          подлежит реализации в порядке, предусмотренном для реализации невостребованных 
          грузов. По ранее действовавшим правилам багаж, доставленный с перегрузкой 
          в пути следования, подлежал реализации в случае его невостребования 
          в течение 30 дней с даты прибытия.
          
             "Правила" воспроизвели нормы упоминавшегося "Устава железнодорожного 
          транспорта РФ" от 10.01.2003, регулирующие порядок рассмотрения заявки 
          пользователя - физического лица (грузоотправителя) на перевозку груза 
          и установившие срок ее рассмотрения перевозчиком и направления на согласование 
          с владельцем инфраструктуры, связанной с железной дорогой (2 дня), а 
          также установившие право перевозчика отказать в согласовании заявки, 
          в частности, в случае обоснованного отсутствия технических и технологических 
          возможностей осуществления перевозки. Отказ в приеме и согласовании 
          заявки может быть обжалован в судебном порядке. В разделе "Правил", 
          регулирующем порядок перевозки принадлежащих физическим лицам грузов, 
          также следует отметить новые нормы, стимулирующие надлежащее выполнение 
          железной дорогой и пользователем ее услуг договорных обязательств.
          
             До внесения грузополучателем на станции назначения всех 
          причитающихся перевозчику платежей вагоны и контейнеры, не выданные 
          грузополучателю, находятся на его ответственном простое, и с него взимается 
          плата за пользование ими. В то же время в случае, если перевозчик не 
          уведомляет о прибытии груза, грузополучатель освобождается от платы 
          за пользование вагонами или контейнерами и платы за хранение груза до 
          получения уведомления о его прибытии.
          
             Прибывший в вагонах или контейнерах груз хранится на железнодорожной 
          станции назначения бесплатно в течение 24 часов. Срок бесплатного хранения 
          исчисляется с 24 часов дня обеспеченной перевозчиком выгрузки груза, 
          при этом в новых "Правилах" появилось уточнение - груз должен быть выгружен 
          не только из вагонов, но также из контейнеров; кроме того "Правила" 
          предусмотрели, что срок бесплатного хранения может исчисляться с 24 
          часов дня подачи перевозчиком вагонов или контейнеров с грузом к оговоренному 
          сторонами месту для выгрузки груза самим грузополучателем.
          
             Еще одним новшеством "Правил" является выделение норм, 
          регулирующих порядок предъявления и рассмотрения претензий к перевозчику, 
          в самостоятельный раздел. 
        
 
          (По материалам аналитического обзора, подготовленного 
          компанией КонсультантПлюс 
          )