Порядок оказания скорой медицинской 
            помощи 
        
            Приказом Минздравсоцразвития 
          РФ от 01.11.2004 N 179 утвержден "Порядок 
          оказания скорой медицинской помощи". Этот нормативный правовой акт 
          зарегистрирован в Минюсте РФ 23.11.2004 N 6136.
          
             Основные правовые нормы по вопросам оказания скорой медицинской 
          помощи были установлены "Основами законодательства Российской Федерации 
          об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 N 5487-1. В соответствии с 
          ними скорая медицинская помощь (далее - скорая помощь) оказывается гражданам 
          Российской Федерации и иным гражданам при состояниях, требующих срочного 
          медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях 
          и других состояниях и заболеваниях) лечебно-профилактическими учреждениями 
          независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности. 
          Скорая медицинская помощь оказывается бесплатно. Финансирование мероприятий 
          по оказанию скорой помощи является обязанностью муниципального образования, 
          санитарно-авиационной скорой помощи - обязанностью субъектов Российской 
          Федерации.
          
             Утвержденный Приказом N 179 "Порядок" уточняет функции 
          скорой помощи и регулирует организацию деятельности ее служб.
          
             Основной организационной единицей службы скорой помощи 
          является станция скорой помощи, которая создается в городах с населением 
          свыше 50 тысяч человек как самостоятельное лечебно-профилактическое 
          учреждение. Основными функциями станции скорой помощи являются, в частности:
          а) круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской 
          помощи, в соответствии со стандартами медицинской помощи, заболевшим 
          и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений, 
          в том числе при катастрофах и стихийных бедствиях;
          б) осуществление своевременной транспортировки (а также перевозки по 
          заявке медицинских работников) больных, в том числе инфекционных, пострадавших 
          и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи;
          в) оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся 
          за помощью непосредственно на станцию скорой помощи в кабинете для приема 
          амбулаторных больных.
          
             Среди норм "Порядка", регулирующих организацию работы станции 
          скорой помощи, можно отметить следующие.
          
             Все рабочие места в диспетчерской (основное название в 
          соответствии с "Порядком" - "оперативный отдел") должны быть компьютеризованы, 
          оснащены средствами для записи разговоров и автоматическими определителями 
          номеров телефонов. В диспетчерской должна формироваться единая персонифицированная 
          база данных пациентов, обратившихся за оказанием скорой помощи.
          
             Станция скорой помощи при необходимости выдает справки 
          произвольной формы с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенного 
          обследования, оказанной медицинской помощи.
          
             В населенных пунктах и местностях с большой плотностью 
          населения и, соответственно, большим количеством вызовов скорой помощи 
          предусматривается возможность контрольных выездов. Для этой цели на 
          станции должны выделяться дополнительные автомашины без специального 
          оборудования.
          
             В городах с населением более 100 тысяч человек, с учетом 
          протяженности населенного пункта и рельефа местности, организуются подстанции 
          скорой помощи как структурные подразделения станций.
          
             Подстанции организуются с расчетом 20-минутной транспортной 
          доступности. Зоны обслуживания подстанций устанавливаются с учетом численности, 
          плотности, особенностей застройки, насыщенности района промышленными 
          предприятиями, состояния транспортных магистралей, интенсивности движения. 
          Границы зоны обслуживания являются условными, так как выездные бригады 
          подстанции могут быть направлены при необходимости в зоны деятельности 
          других подстанций.
          
             В населенных пунктах с численностью жителей до 50 тысяч 
          человек в составе городских, центральных районных и других больниц могут 
          организовываться отделения скорой помощи, являющиеся структурными подразделениями 
          указанных лечебно-профилактических учреждений.
          
             Основной функциональной единицей станции (подстанции), 
          отделения скорой медицинской помощи является выездная бригада, в том 
          числе фельдшерская, врачебная, педиатрическая, акушерская, интенсивной 
          терапии и другие специализированные бригады. "Порядок" устанавливает 
          требования к составу бригады в зависимости от ее специализации. Так, 
          например, фельдшерская выездная бригада включает в свой состав 2-х фельдшеров, 
          санитара и водителя, врачебная бригада - 1 врача, двух фельдшеров (либо 
          фельдшера и медицинскую сестру - анестезиста), санитара и водителя, 
          и т.д.
          
             Обеспечение мероприятий по оказанию санитарно-авиационной 
          скорой медицинской помощи по медицинским показаниям осуществляется лечебно-профилактическими 
          учреждениями субъекта Российской Федерации.
          
             В лечебно-профилактическом учреждении, на которое по решению 
          органа исполнительной власти субъекта РФ в области здравоохранения возложены 
          функции обеспечения санитарно-авиационной скорой помощью, организуется 
          круглосуточная диспетчерская (фельдшерская или сестринская) служба по 
          приему и регистрации вызовов из районов субъекта РФ, осуществляется 
          постоянная связь с командованием отряда санитарной авиации, врачами-консультантами, 
          вылетевшими по заданию в районы для оказания экстренной помощи населению.
          
             Бригады санитарно-авиационной скорой помощи должны комплектоваться 
          из наиболее опытных, квалифицированных врачей-специалистов, врачей-консультантов, 
          в том числе работников медицинских образовательных учреждений и научно-исследовательских 
          институтов. 
         (По материалам аналитического обзора, 
          подготовленного компанией КонсультантПлюс 
          )