О валютном регулировании и валютном контроле 
          
        
               18 июня 2004 года вступила 
          в силу основная часть правовых предписаний Федерального 
          закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". 
          Закон заменил собой ранее действовавший Закон Российской Федерации от 
          09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле". 
          При этом новый Закон стал актом максимально прямого действия, поэтому 
          многие ведомственные нормативные акты, изданные на основании Закона 
          1992 года, были признаны утратившими силу, например, Положение Банка 
          России N 02-29/36, Минфина России N 11-05-02, ГТК РФ N 01-20/10075 от 
          06.10.1993 (см. Указание Банка России N 1464-У, Минфина России N 55н, 
          ГТК России N 01-10/12 от 29.06.2004). 
             Закон разграничил валютные операции в зависимости от состава 
          их участников на валютные операции между резидентами, между резидентами 
          и нерезидентами и между нерезидентами (п. 9 ч. 1 ст. 1). Такая классификация 
          валютных операций приведена в соответствие с положениями международных 
          договоров, в том числе со Статьями Соглашения Международного валютного 
          фонда. 
             Часть 3 статьи 5 Закона содержит не предусмотренный прежним 
          отечественным законодательством запрет на установление органами валютного 
          регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных 
          разрешений. Кроме того, не допускается установление органами валютного 
          регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением 
          установленных Законом случаев (ч. 3 ст. 12 и ч. 5 ст. 15).
             Впервые законодательно закреплен перечень валютных операций, 
          осуществляемых без ограничений, между резидентами и уполномоченными 
          банками, который к тому же не является исчерпывающим (ч. 3 ст. 9). Согласно 
          Закону купля-продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится 
          исключительно через уполномоченные банки. По общему правилу не допускается 
          установление требования об идентификации личности при купле-продаже 
          физическими лицами наличной иностранной валюты. Сведения, идентифицирующие 
          личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже 
          физическим лицом наличной иностранной валюты, лишь по просьбе самого 
          физического лица. Одним из важных изменений является предоставление 
          физическим лицам-резидентам и нерезидентам возможности осуществлять 
          сделки с внешними ценными бумагами без ограничений на сумму до 150 тыс. 
          долларов США в течение календарного года. В Законе 1992 эта сумма составляла 
          75 тыс. Закон закрепил право резидентов открывать без ограничений счета 
          в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся 
          членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 
          или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), 
          в уведомительном порядке, в иных случаях - в порядке, установленном 
          Банком России, который может предусматривать предварительную регистрацию 
          (ч. 1 - 3 ст. 12).
             Переводы резидентами средств на свои счета, открытые в 
          банках за пределами Российской Федерации, осуществляются в порядке, 
          устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации. Статья 15 Закона 
          детально регламентирует порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза 
          из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации 
          и внутренних ценных бумаг. Ввоз и пересылка в Российскую Федерацию и 
          вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты Российской Федерации 
          и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами 
          и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством Российской 
          Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации 
          и может предусматривать требование о предварительной регистрации.
             Порядок предварительной регистрации установлен статьей 
          18 Закона. Он включает в себя исчерпывающий перечень представляемых 
          резидентами и нерезидентами документов и срок для рассмотрения заявлений 
          о предварительной регистрации, а также основания отказа в предварительной 
          регистрации.
             Закон сохранил требование о репатриации валютной выручки 
          и о последующей ее обязательной продаже в сочетании с возможностью регулирования 
          порядка купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. 
          Эти меры объясняются тем, что в условиях недостаточной устойчивости 
          российской банковской системы резиденты, получив право не репатриировать 
          валютную выручку, будут стремиться размещать получаемую иностранную 
          валюту на счетах в иностранных банках. Следует отметить, что требование 
          обязательной продажи экспортной валютной выручки установлено в 75 странах 
          - членах МВФ. Из них в 42 государствах экспортеры обязаны продавать 
          100% валютной выручки. В 33 государствах - членах МВФ действует требование 
          частичной продажи экспортной валютной выручки в объемах от 80% до 25%. 
          При этом ряд государств применяет дифференцированный подход к продаже 
          экспортной валютной выручки, базирующийся на особенностях структуры 
          национального экспорта. 
         (По материалам аналитического обзора, 
          подготовленного компанией КонсультантПлюс 
          )