О налоговом администрировании крупнейших налогоплательщиков 
        
            16 апреля 2004 года подписан 
          и введен в действие Приказ МНС России N САЭ-3-30/290@ 
          "Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков 
          и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических 
          лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию 
          на федеральном и региональном уровнях".
             Приказ изменяет условия и порядок налогового администрирования 
          хозяйствующих субъектов, ранее регламентированный Приказом МНС России 
          от 10.08.2001 N БГ-3-08/279 "Об утверждении критериев отнесения российских 
          организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим 
          налоговому администрированию в налоговых органах федерального, окружного 
          и регионального уровней".
             Обратим внимание, что в российском законодательстве отсутствует 
          четкое определение понятия налогового администрирования. Однако анализ 
          правовых актов на эту тему, кстати сказать, немногочисленных, позволяет 
          определить налоговое администрирование как систему мероприятий по налоговому 
          контролю и применению мер налоговой ответственности. Объектом налогового 
          администрирования главным образом является деятельность крупнейших хозяйствующих 
          субъектов, поскольку именно они оказывают решающее влияние на формирование 
          доходной части федерального бюджета. И как отмечается в Постановлении 
          Правительства Российской Федерации от 21.12.2001 N 888 "О федеральной 
          целевой программе "Развитие налоговых органов (2002 - 2004 годы)", использование 
          такими налогоплательщиками различных схем "оптимизации налогообложения" 
          влечет для государственной казны самые неблагоприятные последствия. 
          Прежде всего, Приказ устанавливает новый и по своей сути производный 
          критерий отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших. Так, к 
          крупнейшим налогоплательщикам Приказ относит не только организации с 
          высокими финансово-экономическими показателями, но и те организации, 
          которые способны оказывать влияние на деятельность последних. В Приказе 
          этот критерий именуется отношениями взаимозависимости между организациями. 
          Какие именно это отношения, раскрывает статья 20 Налогового кодекса 
          Российской Федерации. Во-первых, отношения признаются взаимозависимыми, 
          когда одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой 
          организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. 
          Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность 
          иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного 
          участия организаций этой последовательности одна в другой. Во-вторых, 
          - когда одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по 
          должностному положению. В-третьих, - если лица согласно семейному законодательству 
          состоят в брачных отношениях, отношениях родства, свойства, усыновления 
          либо попечения. Кроме того, Приказ изменил и сами финансово-экономические 
          показатели, по которым те или иные организации признаются крупнейшими 
          налогоплательщиками в буквальном смысле. Как и прежде, для выявления 
          крупнейших налогоплательщиков будет приниматься во внимание суммарный 
          объем начислений федеральных налогов и сборов, суммарный объем выручки 
          от продажи товаров, продукции, работ, услуг, а также размер активов 
          организации.
             Однако теперь суммарный объем начислений федеральных налогов 
          и сборов должен рассчитываться с учетом уменьшений по налогу на добавленную 
          стоимость по внутренним оборотам, но без уменьшения на суммы, признанные 
          в соответствующем году к возмещению налоговыми или судебными органами 
          по налоговой ставке 0 процентов.
             По общему правилу величина налогового показателя по-прежнему 
          составляет 1 миллиард рублей. В то же время организации, оказывающие 
          услуги связи либо реализующие (предоставляющие в пользование) технические 
          средства связи, подпадают под федеральное налоговое администрирование, 
          если суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов превышает 
          300 миллионов рублей; а организации, осуществляющие деятельность в сфере 
          оказания транспортных услуг, - 50 миллионов рублей. Организации, осуществляющие 
          деятельность в сфере оказания транспортных услуг, у которых названный 
          показатель превышает 30 миллионов рублей, согласно Приказу, подлежат 
          налоговому администрированию на региональном уровне. 
         (По материалам аналитического обзора, 
          подготовленного компанией КонсультантПлюс 
          )