О Таможенном кодексе Российской Федерации 
          
              1 января 2004 года вступит в силу новый 
            Таможенный кодекс Российской Федерации. 
            Тогда же утратит силу действующий Кодекс 1993 года.
               Новый Кодекс учитывает изменения, произошедшие за последние 
            годы в отечественном и международном праве, его нормы сориентированы 
            на Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных 
            процедур, заключенную в г. Киото 18 мая 1973 года (Киотская конвенция).
               По сравнению с действующим документом новый Кодекс стал 
            содержательнее. Его объем увеличился более чем в два раза (прежде 
            всего, за счет инкорпорации норм действующих подзаконных актов). И 
            это несмотря на то, что вопросы, касающиеся ответственности участников 
            таможенных отношений, вновь принятым документом фактически не регулируются. 
            Данные правила содержатся в Кодексе Российской Федерации об административных 
            правонарушениях (гл. 16) и Уголовном кодексе Российской Федерации 
            (ст. 188, 194).
               Ряд новых формулировок Кодекса направлен на упрощение 
            таможенных формальностей и процедур.
               Во-первых, максимальный срок проверки таможенной 
            декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении сокращен 
            с 10 до 3 дней. Таможенный орган вправе продлить срок проверки товаров, 
            только когда они не разделены на упаковочные места по отдельным видам 
            или наименованиям товаров либо сведения об упаковке и о маркировке 
            не указаны в коммерческих (транспортных) документах на товары. Да 
            и то продление срока проверки товаров может иметь место лишь при условии, 
            что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести 
            необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям 
            о них.
               Во-вторых, установлены достаточно жесткие правила 
            о составе и содержании таможенной документации. Таможенные органы 
            вправе требовать при производстве таможенного оформления представления 
            только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения 
            исполнения таможенного законодательства и представление которых предусмотрено 
            в соответствии с Кодексом.
               Перечни документов и сведений, которые необходимы для 
            таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам 
            и таможенным режимам, будут установлены федеральным органом исполнительной 
            власти, уполномоченным в области таможенного дела. Эти перечни подлежат 
            официальному опубликованию, а правовые акты, устанавливающие перечни, 
            по общему правилу будут вступать в силу лишь по истечении 90 дней 
            со дня такого опубликования.
               В случае отказа таможенного органа в принятии документов 
            он обязан уведомить заявителя о причинах отказа. По запросу декларанта 
            - в письменной форме. К тому же документы, необходимые для таможенного 
            оформления, могут быть представлены в электронной форме.
               В-третьих, Кодекс не ограничивает место таможенного 
            оформления отдельных видов товаров, тогда как по действующим правилам 
            Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе устанавливать, 
            что таможенное оформление отдельных категорий товаров и транспортных 
            средств может производиться только определенными таможенными органами. 
            Хотя, конечно, место нахождения таможенных постов определяют госорганы.
               Упрощению таможенных операций, по-видимому, должно способствовать 
            право декларанта на бесплатную консультацию. Таможенные органы обязаны 
            консультировать заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела 
            и иным вопросам, входящим в компетенцию этих органов. Консультацию 
            будут давать должностные лица, уполномоченные на проведение консультаций 
            начальником таможенного органа. Информация по запросу заинтересованного 
            лица предоставляется в возможно короткие сроки, но не позднее одного 
            месяца со дня получения указанного запроса.
               Кодекс не предусматривает лицензирование деятельности 
            таможенного брокера и таможенного перевозчика, склада временного хранения 
            и таможенного склада. Вместо этого вводится система ведения реестров 
            таможенной деятельности. Иными словами, деятельность юридических лиц 
            в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного 
            хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) 
            будет допускаться только при условии их включения в соответствующий 
            реестр. Однако выданные лицензии на осуществление деятельности в качестве 
            таможенного брокера и таможенного перевозчика, на учреждение склада 
            временного хранения, таможенного склада, а также квалификационные 
            аттестаты специалиста по таможенному оформлению, выданные до 1 января 
            2004 года, сохранят свою силу до истечения срока их действия. Важная 
            деталь: выданные лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли 
            прекращают свое действие с 1 января 2004 года.
               В новом Кодексе появилась глава, полностью посвященная 
            защите авторского и смежных прав, прав на товарные знаки, знаки обслуживания, 
            наименование места происхождения товара. Лицо, имеющее достаточные 
            основания полагать, что может иметь место нарушение его прав интеллектуальной 
            собственности в связи с перемещением через таможенную границу товаров, 
            являющихся, по его мнению, контрафактными, или при совершении иных 
            действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе 
            подать заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска 
            таких товаров. Заявление следует подавать в федеральный орган исполнительной 
            власти, уполномоченный в области таможенного дела.
               В соответствии с Кодексом полное освобождение от уплаты 
            таможенных пошлин, налогов предоставляется, если стоимость товаров 
            для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Российской 
            Федерации, за исключением транспортных средств, не превышает 65 тысяч 
            рублей.
               В отношении транспортных средств, а также товаров, стоимость 
            которых превышает 65 тысяч рублей, но не более 650 тысяч рублей, в 
            части такого превышения применяются единые ставки таможенных пошлин 
            и налогов.
               Отметим, что под транспортными средствами в Кодексе понимаются 
            автотранспортные средства и прицепы, морские, речные и воздушные суда 
            вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и 
            оборудованием, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно 
            для личного пользования. 
           (По материалам аналитического обзора, 
            подготовленного компанией КонсультантПлюс 
            )