
|
 |
|
Федеральный стандарт по учетной политике для организаций госсектора: готовимся к изменениям |
 |
Минфин разработал новую версию проекта стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", которая незначительно отличается от предыдущей, а поэтому уже сейчас можно сделать выводы о том, что ждет организации госсектора. Стандарт устанавливает единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок. Предполагается, что применять его нужно будет при ведении учета с 1 января 2019 года и составлении отчетности, начиная с отчетности 2019 года.
"Назначили ответственного" за формирование учетной политики
В стандарте конкретизировано, что формировать учетную политику должен:
- главный бухгалтер;
- иное лицо, на которое возложена обязанность вести бухучет.
По сути, это формальное уточнение. Хотя сейчас законодательство не ограничивает круг лиц, ответственных за это, но зачастую именно главбух или бухгалтер составляет учетную политику. Утверждать этот документ, как и сейчас, будет руководитель.
Отметим, что основные положения учетной политики необходимо размещать на официальном сайте учреждения.
Когда и как можно вносить изменения в учетную политику?
Так же, как в Законе о бухгалтерском учете, стандартом предусмотрено всего три случая, когда можно вносить изменения в учетную политику:
- меняется законодательство, регулирующее бухгалтерский учет;
- разрабатываются или утверждаются правила учета, которые будут способствовать представлению отчетности с достоверной и более уместной информацией;
- существенно изменяются условия деятельности учреждения, включая реорганизацию, изменение возложенных на учреждение полномочий и выполняемых функций.
Как правило, изменения вносят с начала года. Поправки, которые вносятся в течение года, обязательно нужно согласовать с учредителем и соответствующим финансовым органом.
Кроме того, стандартом определены случаи, которые не являются изменением учетной политики. Речь идет о ситуациях, когда для отражения возникших впервые фактов хозяйственной жизни:
- применяется способ бухучета;
- утверждаются новые правила бухучета.
Обратите внимание, по общему правилу, если изменения учетной политики оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат или движение денег учреждения, то последствия таких изменений нужно отражать ретроспективно. Бухгалтер должен будет скорректировать:
- входящие остатки бухгалтерского баланса по статье "Финансовый результат экономического субъекта";
- значения связанных статей отчетности.
Скорректированные сравнительные показатели следует сдавать с отчетностью текущего года с заголовком "Пересчитано". Менять и пересдавать отчеты за предыдущий год не надо. Порядок отражения сумм корректировок на счетах бухучета будет определен Минфином.
Ретроспективные изменения недопустимы в двух случаях:
- изменения невозможно оценить в денежном эквиваленте, потому что недостаточно данных о показателях прошлого года;
- оценка требует информации, которой не было в распоряжении бухгалтера в момент представления отчетов за предшествующий год.
В таких ситуациях измененная учетная политика применяется перспективно, то есть с момента ее утверждения.
Какие сведения об учетной политике раскрывать в отчетности?
В отчетности нужно отразить информацию об учетной политике. Состав и содержание такой информации устанавливаются соответствующими федеральными и отраслевыми стандартами. Например, по СГС "Основные средства" в отчетности необходимо раскрывать используемые методы начисления амортизации и методы определения сроков полезного использования основных средств.
Определен состав раскрываемой в отчетности информации об изменениях учетной политики, которые оказали или способны оказать существенное влияние на финансовые показатели:
- обоснование изменений;
- содержание изменений;
- дата, с которой применяются изменения;
- порядок отражения в отчетности последствий изменения учетной политики с указанием обстоятельств, которые повлияли на выбор этого порядка.
При ретроспективном применении измененной учетной политики нужно указать:
- суммы корректировок по каждой статье отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в отчетности раскрываются сравнительные показатели;
- сумму корректировки, относящейся к годам, предшествующим тем, для которых в отчетности раскрываются сравнительные показатели, в той степени, в которой это практически возможно.
В пояснениях к отчетности также необходимо раскрыть:
- факт отражения последствий изменений учетной политики, если эти изменения осуществлены в соответствии с порядком, предусмотренным принятым или измененным нормативным правовым актом;
- факт невозможности раскрытия информации об изменении сравнительных показателей одного или нескольких предыдущих лет (если в отчетности раскрыта сравнительная информация по этому году или годам). При этом нужно указать отчетный период, в котором начинается применение изменений учетной политики.
Как исправлять ошибки в отчетности?
Ошибка отчетного периода может быть исправлена в периоды, ограниченные следующими датами:
- датой подписания отчетности - это дата подписания субъектом отчетности в установленном порядке полного комплекта отчетности;
- предельной датой представления отчетности - это последний рабочий день срока, установленного для ее направления органу, уполномоченному принимать отчетность и формировать консолидированную отчетность;
- датой принятия отчетности уполномоченным органом - это дата проставления им отметки (направления уведомления) о принятии отчетности по результатам проведения камеральной проверки;
- датой утверждения отчетности - это дата утверждения отчета об исполнении бюджета соответствующего публично-правового образования или дата утверждения отчетности в соответствии с бюджетным законодательством.
Разберем порядок исправления ошибок:
Когда обнаружена ошибка
Как исправить
При внутреннем контроле после подписания отчетности, но до предельной даты ее представления
1. В случае пропуска информации сделать дополнительную бухгалтерскую запись. При искажении - оформить бухгалтерскую запись способом "Красное сторно" и сделать дополнительную бухгалтерскую запись. При этом дата записей определяется по решению ответственного за внутренний контроль.
2. Внести исправления в отчетность, после чего подписать ее в установленном порядке.
При камеральной проверке после предельной даты представления, но до даты ее принятия
Исправления делают по решению уполномоченного органа исходя из существенности ошибки:
- путем выполнения дополнительных бухгалтерских записей либо бухгалтерских записей способом "Красное сторно" на конец отчетного периода;
- путем исправления отчетности и подписания ее в установленном порядке.
Исправленную отчетность нужно повторно направить уполномоченному органу либо другому пользователю, которому она была представлена первоначально. В пояснениях к исправленной отчетности нужно привести информацию о том, что данная отчетность заменяет первоначально представленную, а также указать исправления и причины их внесения.
При внутреннем финансовом контроле, внешнем финансовом контроле, а также внутреннем контроле или внутреннем финансовом аудите после даты принятия отчетности, но до даты ее утверждения
После даты утверждения квартальной отчетности
Исправления делают по решению уполномоченного органа исходя из существенности ошибки:
- путем выполнения дополнительных бухгалтерских записей либо бухгалтерских записей способом "Красное сторно" в периоде, в котором обнаружена ошибка;
- путем раскрытия в пояснениях к отчетности периода, в котором обнаружена ошибка, описания ошибки и суммы выполненной корректировки.
После даты
утверждения годовой отчетности
1. В случае пропуска информации сделать дополнительную бухгалтерскую запись (при искажении информации - оформить запись способом "Красное сторно" и сделать дополнительную бухгалтерскую запись) в периоде, в котором обнаружена ошибка.
2. Пересчитать отчетность ретроспективно.
Новый термин "оценочное значение"
Он используется, когда какой-либо показатель рассчитывают или определяют приблизительно. К оценочным значениям относят:
- сроки полезного использования объектов ОС и НМА;
- величину оценочных резервов;
- величину амортизационных отчислений;
- величину стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными или отраслевыми стандартами бухучета;
- иные аналогичные показатели, определяемые или рассчитываемые на основе профессионального суждения уполномоченных лиц в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно стандарту изменение оценочного значения - это корректировка показателя в учете или отчетности, обусловленная изменением допущений, фактов и обстоятельств, на основе информации о которых был выполнен его расчет.
В отчетности изменение оценочного значения отражается перспективно, а информацию об изменении нужно раскрыть в пояснениях к отчетности.
Обратите внимание: изменение оценочного значения не является изменением учетной политики, а также исправлением ошибки. Однако если меняется метод определения (расчета) оценочного значения, то это будет признаваться изменением учетной политики.
По материалам обзоров Консультант Плюс
|
|
|